Формы работы с молодежью на приходе. Молодежное служение. Как организовать молодёжный дискуссионный клуб

Принята Священным Синодом Русской Православной Церкви в апреле 2000 года.

I. НЕОБХОДИМОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ В ЦЕРКВИ

II. ОРГАНИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

III. ЦЕЛИ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ

IV. ЗАДАЧИ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ

V. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ

VI. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

I. НЕОБХОДИМОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ В ЦЕРКВИ

Свидетельство Церкви о спасении ко всем без различия возраста, пола и национальности.

К каждому из нас Господь обращается лично, желает разговаривать с нами «лицом к лицу». Святой Апостол Павел так рассказывает о своем служении: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22).

Иными словами, пастырское служение должно найти ту форму обращения, которая была бы близка всякому внимающему с верой. Сегодня в особом обращении к себе нуждается молодежь.

К категории молодежи в узко специфическом понимании относят возрастную группу от 18-20 до 28-30 лет. Более широкое представление о молодежи включает в эту категорию несколько возрастных подгрупп:

— детство: от рождения до 10 лет;

— отрочество: от 10 до 14 лет;

— юность: от 14 до 18-24 лет;

— молодость: от 18-24 до 28-30 лет.

Каждый возрастной этап имеет свои особенности и в то же время весь период молодости человека имеет сходные психологические характеристики, которые позволяют объединить все эти этапы.

Во-первых, это время, когда человек впервые сталкивается со многими явлениями жизни и часто оказывается не готов к этому столкновению. Это рождает чувство неуверенности, подавленности, потребность в поисках жизненной опоры. Часто молодой человек прибегает к неадекватным попыткам решения своих проблем. В то же время, ища опоры в других, испытывая острую потребность в общении, молодой человек сам становится опорой для своих друзей и близких.

Во-вторых, это время, когда человек часто становится перед необходимостью сделать жизненно важный выбор. Ему приходится выбирать профессию, друзей, спутника жизни, и, самое важное, делать нравственный выбор. Не имея надлежащего опыта и при отсутствии истинных духовно-нравственных ориентиров, молодой человек теряется на путях жизни. Он боится принять на себя бремя ответственности за свой выбор. Активный поиск смысла жизни может привести молодого человека как на истинный путь принятия ответственности за свою судьбу, так и в ложное состояние, когда эта ответственность перелагается на разного рода «лжеучителей».

В-третьих, — это время возрастания, становления, развития, обучения человека, его подготовки ко взрослой полноценной жизни. В это время человек стремится все постичь самостоятельно, в нем велика сила жизненной активности, потребности в самоутверждении и саморазвитии. Его взгляды часто становятся максималистскими. В то же время, его сердце открыто для деятельного служения, в котором он может найти условия полноценному развитию своего богатого внутреннего потенциала.

С одной стороны, молодой человек стремится к возрастанию, а с другой он уязвим соблазнам и искушениям мира сего. Позиция молодого человека всегда активна и деятельна. Но подлинный смысл обретает лишь та деятельность, которая направлена на служение Богу и ближним.

В своем слове на открытии V-ых Образовательных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Непросто складывается жизнь современной российской молодежи. Пьянство, наркомания, разврат, безработица, заброшенность, дедовщина в армии. Молодежи нужнее всего живое дело. А в Церкви такое дело всегда есть. Ей нужны помощники, молодые, горячие сердца».

Призыв к деятельному служению, обращенный к современной молодежи, способен привести ее в лоно Православной Церкви. В Церкви молодое поколение может обрести истинные ценности, ориентиры, жизненную опору, получить подлинные условия для раскрытия своего внутреннего потенциала. В церковном служении человек духовно приходит в «меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 14) Ибо и Сам Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою…» (Мк. 10, 45).

II. ОРГАНИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Человечество всегда понимало необходимость особого внимания к людям молодого поколения. При этом главное внимание уделялось системе образования молодого человека. В Православной Церкви понятие «образования» связывается со словом «образ». Бог сотворил человека «по Своему образу и подобию». Образ Божий был разрушен и потемнен грехом. Восстановление «образа» и есть главная цель христианского аскетического подвига. «Будьте подражателями мне как я Христу» (1Кор. 11, 1) — возвещает святой Апостол Павел, призывая верных к восстановлению и усовершению в себе Божественного подобия, указывая на Священнейший Образец совершенства новых человеков, воссозданных, обновленных искуплением» (Свт. Игнатий Брянчанинов).

В православной традиции указывается на необходимость одновременного образования ума и сердца человека. «Свет одного научного образования без истины Христовой есть свет луны без солнца. Свет холодный, безжизненный», — писал Святитель Московский Филарет (Дроздов). В образовании человеческой личности участвует сам человек, Божий Промысел, Церковь и человеческое сообщество.

В тесной связи с образовательным процессом находится процесс воспитания, под которым мы понимаем целенаправленные действия общества, направленные на всестороннее развитие человека. Воспитание включает в себя два основных момента: обучение и общение.

Жизнь и воспитание молодого человека в прежние века проходила в Церкви, в учебном заведении и в семье. Семья, как малая церковь, способна была всячески содействовать развитию личности в традициях христианского благочестия.

В настоящее время семья переживает глубокий кризис. Глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Развитие цивилизации освободило участников семьи от необходимости жесткой интеграции для поддержания физического существования. Семейный союз превратился в поле брани между супругами, родителями и детьми.

Освободившись от обязанностей в семье, по хозяйству и не приобретая обязанностей по содержанию собственной семьи, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебным процессом. По данным социологических исследований за последние сто лет этот потенциал возрос в десятки раз.

Молодежи всегда было свойственно два ведущих стремления: к учению и к общению. Если современное общество в той или иной степени способно управлять учебным процессом юных граждан, то свободное время сейчас все больше переходит под контроль асоциальных структур. Шоу-бизнес, выпуск печатной и видеопродукции, компьютерные программы, сеть «Интернет» пропагандируют насилие, цинизм, вседозволенность, превращая молодого человека в раба страстей, похотей, сиюминутных желаний. В таком безумном времяпрепровождении как нигде удается замысел врага обезличить человека, унизить в нем божественный образ и поработить греху.

Психологическая природа молодого человека диалогична. В подростковом и юношеском возрасте потребность в личностном общении со сверстниками становится насущной потребностью. Все жизненные явления подросток и юноша рассматривает через призму общения со своими друзьями.

Потребность молодежи в общении активно используют дельцы шоу-бизнеса и наркоиндустрии, говоря молодым людям: «Приходите к нам, вы нам нужны, общайтесь с нами и у нас». Человек чувствует, что к нему проявляется интерес, он нужен, востребован. Он слишком поздно понимает, что проявленное к нему внимание со стороны массовой культуры было необходимо только для того, чтобы он отдавал материальные ценности. Что такие средства общения, как наркотики, разрушают в нем личность. А те ценности, которые он выбрал, делают его жизнь бессмысленной и пустой. Когда он это осознает, то уже перестает быть молодым человеком. Ибо молодость — это состояние души, готовой к преображению во Христе. Утратив эту готовность, человек оказывается на краю пропасти. Волна суицидов, маргинализация и криминализация современного молодого поколения — это плата общества за невнимание к потребностям молодежи к ее интересам и сущностным основам ее жизни.

Православная Церковь способна проявить подлинную заинтересованность в судьбе молодых людей и потребность в каждом человеке как в личности, свободно ищущей Христа. «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5, 14). Православная Церковь способна дать человеку высшую возможность общения — евхаристическое общение. Православная Церковь способна наполнить , напитать бытие человека подлинным смыслом.

В настоящее время Русская Православная Церковь, пережившая долгие десятилетия гонений и несвободы, восстанавливает свои структуры. Сделаны большие шаги в формировании системы богословского образования, в организации духовно-просветительской работы.

Сегодня назрела еще одна потребность церковного служения — в организации свободного времени, досуга человека.

Духовное образование не является исключительной прерогативой православных школ и учебных заведений. Поэтому, говоря о православном образовании, необходимо иметь в виду все стороны жизни молодого человека. А это, собственно, есть 1. и обучение, и 2. общение. Общение в непосредственном своем значении и в том смысле, что для молодого человека всякая деятельность является частью его диалога с окружающими.

Обучение большей частью происходит в школе, а общение — вне школьных стен. Но ведь это две стороны воспитательного процесса. Хорошо, когда школа способна в полноте охватить обе эти стороны. Но это не главная задача школы.

Организовать общение молодых людей есть непосредственная задача приходской общины.

В воспитательном процессе обучение и общение тесно сопряжены между собой. Реалии современной церковно-приходской жизни говорят о различных возможностях в области православного воспитания:

1. Организация обучения и общения детей на приходе.

2. Организация только религиозного обучения в рамках воскресной школы.

3. Привнесение элементов религиозного обучения в общеобразовательные школы.

4. Организация общения для молодежи, обучающейся в церковных учебных заведениях.

5. Организация общения на приходе для детей, обучающихся в общеобразовательных школах и иных учебных заведениях.

6. Организация на приходе обучения в православном учебном общеобразовательном заведении.

7. Организация общения детей из православной школы и воскресной школы с детьми из светских школ, а также общения воцерковленной и стремящейся к воцерковлению молодежи.

Какая бы из представленных возможностей не имела места, все они должны осуществляться на основе соборной приходской жизни.

Церковный приход должен уделить особое внимание возможности организовать общение молодых людей. Общение, в котором молодежь могла бы, в первую очередь, обрести реальный опыт церковной жизни, выразить себя в диаконическом служении, найти благочестивых друзей.

Освящение всей жизни молодого человека в том и состоит, чтобы все пути его были пред Господом. «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11, 9).

III. ЦЕЛИ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ

1. Воцерковление всех сторон жизни молодого человека.

Процесс православного образования должен охватить все стороны жизни молодого человека. В том числе и такую важную для него, как свободное время — внеурочное время, выходные дни, каникулы. Молодой человек должен иметь возможность организовать свой досуг в церковной общине. В церковной общине подросток или юноша должен найти ответы на самые сокровенные и важные для него вопросы, получить опыт общежития и даже основы практических жизненно важных навыков.

Очень важно организовать такую деятельность в союзе с семьей подростка или юноши. По словам святителя Феофана Затворника «Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в человеке». Но сегодня зачастую сами дети приводят в Церковь своих родителей. Несомненно, в этом Господь являет нам особую роль служения молодых людей.

2. Активно вовлекать молодых людей в диаконическое служение Русской Православной Церкви.

По своей природе молодой человек деятелен, активен. Церковным приходом должен быть востребован потенциал молодого человека. Со времен первохристианских общин участники общины благословлялись на разные служения. «Тогда двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши Слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из Среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу» (Деян. 6; 2,3). Социальное служение молодежи будет иметь с одной стороны самое благотворное влияние на их развитие, как ревностных христиан, а с другой способствовать расширению диаконии нашей Церкви в современном обществе.

3. Содействовать лучшему пониманию молодыми людьми Православной веры и миссии Церкви в современном мире. Нести весть о Церкви и спасении в молодежную среду. Способствовать распространению в обществе, в молодежной среде, образа жизни, основанного на евхаристическом общении.

Не все молодые люди или их родители испытывают живой интерес к религиозному образованию как таковому. В то же время, религиозное образование, совмещенное с организацией иных важных для молодежи мероприятий, способно войти в сознание молодого человека.

Сегодня вне стен учебных заведений молодые люди получают огромный поток словесной и образной информации, который формирует их представления о смысле жизни, жизненных ценностях, об отношении к себе и своим ближним. К сожалению, в этом потоке еще слабо различим голос Русской Православной Церкви, которая действительно хранит образ жизни, заповеданный Господом, как единственный путь ко спасению. Для молодых людей важно личностное обращение к их сердцам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15).

4. Содействовать диалогу молодых людей в Православной Церкви.

Воцерковленные молодые люди так же стремятся к общению, обсуждению общих проблем, совместному деланию, к совместному служению ближним. Молодые люди всегда открыты диалогу и с теми, кто разделяет их взгляды и с теми, кого они бы хотели убедить. Возможность ощутить единство православных христиан необходимо для того, чтобы через это открылась миру любовь Божия, явленная в единстве Святой Живоначальной Троицы: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21).

5. Содействовать священнослужителям, активным мирянам Русской Православной Церкви в приобретении опыта работы с молодежью.

Важная задача молодежного служения — подготовить священника, активных мирян к молодежной работе. Эта общая задача православных учебных заведений, отдела по религиозному образованию и отдела молодежного служения. Для осуществления молодежного, педагогического служения необходимо два условия: искренняя вера и любовь к человеку. Основатель российской педагогической науки, К.Д. Ушинский, утверждал: «Для того, чтобы стать христианским педагогом, надо снизойти до потребностей ребенка, заглянуть в его душу». Свою статью «Мысли о религиозном воспитании детей» митрополит Сурожский Антоний начинает словами: «Я совершенно уверен, что заниматься детьми может всякий человек, который их понимает и может им передать свою веру, — не только головные, умственные знания, но горение собственного сердца и понимание путей Божиих».

IV. ЗАДАЧИ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ

1. Собирание, обобщение и распространение опыта молодежного служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровнях.

Сегодня в Епархиях, на приходах существует богатый опыт молодежной работы, но зачастую даже близкие соседи не знают о жизни друг друга. Необходим координационный центр, который мог бы собирать, обобщать и распространять востребованный, положительный опыт.

2. Организация социального служения православной молодежи.

Поддержка различных социальных инициатив православной молодежи, привлечение к этой поддержке заинтересованных государственных и общественных организаций. Сегодня перед государством стоит много насущных задач, в решении которых могли бы оказать содействие молодые православные люди — помощь бедным, больным, обездоленным, сиротам. Организация этой деятельности имела бы наибольший успех в союзе с местными органами власти. А так же при ее эффективной координации.

3. Организация общения православных молодых людей в форме диалога, обмена мнениями, дискуссий.

Проведение круглых столов, дискуссий, конференций. Обсуждение важных для православной молодежи вопросов в средствах масс-медиа. Проведение встреч молодых людей с иерархами, известными богословами, священнослужителями Русской Православной Церкви.

4. Создание информационного пространства для молодых православных людей.

Организация издательства, обращенного к православной молодежи, которое бы выпускало газету, журнал, книги, адресованные этой аудитории. Возможно, создать свой сервер в электронной сети, готовить радио и телепрограммы.

5. Вхождение в информационное пространство молодых людей находящихся вне Церкви.

Активно участвовать в деятельности средств массовой информации, адресованных молодежи, цели и задачи которых не противоречат церковному деланию.

6. Организация семейного досуга для воцерковленных и желающих воцерковиться семей.

Многие семьи, думая о своем отдыхе или об отдыхе своих детей, сталкиваются с проблемой бездуховности среды, которая может окружать их ребенка в светском доме отдыха, загородном лагере. Необходимо заботиться о создании условий для полноценного семейного отдыха при приходах.

7. Создание условий для дополнительного развития детей и юношества.

Следует предоставлять ребенку, юноше возможность посещать кружковые занятия, спортивные секции, клубы, где осуществляется православное воспитание.

8. Подготовка педагогов к осуществлению деятельности по православному воспитанию на приходском уровне.

Следует активно привлекать педагогов, исповедующих Православие, но работающих в светских образовательных учреждениях, к посильному молодежному служению на приходе.

9. Подготовка священнослужителей, активных прихожан, слушателей православных учебных заведений к осуществлению педагогической, воспитательной деятельности.

Необходимо создание системы подготовки верующих, желающих участвовать в молодежном служении, к осуществлению такой деятельности.

10. Координация молодежного служения на различных уровнях Русской Православной Церкви.

Координацию такой деятельности следует осуществлять на приходском, благочинническом, епархиальном и всецерковном уровнях;

11. Содействовать возможности получения духовного окормления существующим молодежным объединениям, выражающим желание находиться под омофором Русской Православной Церкви.

Помощь в создании возможностей для духовного окормления светских детских и молодежных организаций, которые строят свою духовно-нравственную деятельность под омофором Русской Православной Церкви.

V. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ

1. Личностный характер общения.

Общение с молодым человеком должно строиться на уважении его как свободной личности. Так же необходимо, чтобы в молодежном служении принимали активное участие глубоко церковные люди.

2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей.

Каждому человеку свойственны индивидуальные характеристики: возрастные, психологические (темперамент, способности), культурные. Игнорирование этих особенностей приводит к обезличиванию общения, пагубно отражается на воспитательном процессе.

3. Не назидание, а живое общение.

Молодые люди нуждаются не в словесном назидании, а в живом искреннем внимании, интересе к их жизни.

Особенность молодежного служения состоит в том, что молодой человек, которого мы хотим вовлечь в церковную жизнь, должен восприниматься нами как активная личность, которой мы помогаем раскрыться в церковном делании.

4. Совместное участие.

Очень важно, чтобы характер церковной деятельности, социального служения, к которому привлекается молодежь, носил не специфически воспитательный характер, а был в равной степени близок, интересен и важен для всех участников, включая организаторов. Тогда из просто формирующей деятельность превращается в полнокровную церковную жизнь.

5. Основа молодежной работы — церковный приход.

Основным местом организации служения молодежи и для молодежи должен стать церковный приход, церковная община. Где бы эта деятельность ни строилась — в детском лагере, больнице, церковно-приходской школе, она должна быть тесно связана с жизнью церковной общины. Все, что строится в такой работе, осуществляется с благословения священноначалия и приходского духовенства.

6. В семье и через семью.

Всеми возможными силами мы должны привлечь семью молодого человека к делу молодежного служения. В воцерковленной семье наиболее полно будет осуществляться христианский идеал служения ближнему.

7. Простота отношений.

Св. Иоанн Кронштадтский писал: «Душа человеческая по природе проста и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетенья отталкивает от себя, как несвойственное ее природе, как бесполезный сор… Не в том смысл, чтобы преподать много, а в том, чтобы преподать немногое, но существенно нужное для ученика в его положении».

Отношения, которые складываются между участниками молодежного служения, должны нести черты евангельской простоты.

8. Принцип системности.

В работе с молодежью очень важно охватить все стороны жизни молодого человека. Когда после занятий в православной школе юноша приходит во двор, где проводит все свое свободное время, «дворовые ценности» могут оказаться значительно привлекательнее, чем сказанное в школе.

Кроме того, молодежное служение не может вестись от случая к случаю, а требует величайшей ответственности и последовательности.

9. Принцип целостности.

Молодежное служение, которое осуществляется на православном приходе, не должно быть обособленным. Оно должно быть продолжением всех сторон жизни прихода. Оно является продолжением литургической жизни. Молодежное служение должно быть частью миссионерского, образовательного, диаконического и других направлений деятельности православной общины.

VI. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

1. Вовлечение молодежи в приходскую жизнь.

Молодежь может быть включена во все направления деятельности церковного прихода — будь то попечение над местной больницей, детским приютом, шефство над воинской частью или миссионерская работа.

2. Создание православных молодежных организаций.

Российское законодательство позволяет создавать религиозные объединения, которые могут осуществлять миссионерскую работу. Создание молодежного православного братства, молодежной организации на церковном приходе будет способствовать самостоятельной деятельности молодежи, что очень важно для этого возраста.

3. Привлечение светских детских и молодежных организаций.

Сегодня существуют детские, молодежные организации, которые в своей деятельности опираются на ценности Православия. Следует шире привлекать такие организации к церковному служению.

4. Школы ремесел.

Следует создавать условия для развития в духовной православной среде самых различных талантов детей и молодежи: будь то ремесленные навыки, художественное творчество, лингвистические способности и прочее. С этой целью необходимо привлекать активных прихожан к так называемой «кружковой» работе с детьми и молодежью.

5. Детские молодежные консультации.

На приходе силами православных врачей, психологов, педагогов совместно со священством могут создаваться консультации, телефоны доверия для детей, подростков, родителей по самым важным для них вопросам.

6. Мероприятия в православных школах, гимназиях, лицеях, воскресных школах.

Православные учебные заведения могут более активно приглашать детей и молодежь из светских учебных заведений для участия в церковных праздниках, встречах со священством, в совместном социальном служении.

7. Издания книг, газет, журналов.

Важно организовать издание православной литературы адресованной молодежной аудитории. Издаваемая на церковном приходе газета для православной молодежи может содержать не только информацию религиозно-образовательного характера, но и отражать жизнь молодежи в Церкви, вести диалог по самым разным вопросам молодежной жизни.

8. Круглые столы.

Встречи священства и молодежной аудитории для совместного обсуждения интересующих их вопросов.

9. Курсы, семинары.

Организация курсов, которые готовили бы организаторов молодежного служения из числа активных прихожан, педагогов.

Курсы, направленные на подготовку к определенной социальной деятельности, например: к работе в больнице, в детском приюте, в лесничестве, в муниципальных службах, в реставрационных мастерских и другое.

10. Участие в масс-медиа.

Обращение к молодежной аудитории через местные средства массовой информации. Участие православной молодежи в работе газет, журналов, теле и радиопередач, обращенных к сверстникам.

11. Творческие конкурсы.

Организация православных творческих конкурсов: песенно-музыкальных, художественных, литературных, историко-краеведческих и других.

12. Православные лагеря.

Важная форма служения молодежи и для молодежи организация в каникулярное время лагерей для детей, подростков, студенчества и молодежи.

13. Православные клубы на приходе и по месту жительства.

Такие клубы, в которых дети могли бы общаться, играть в спортивные игры, заниматься религиозным образованием и миссионерской деятельностью отвечают интересам государственной политики в области молодежной работы и вместе с тем способны привлечь молодежь к активной церковной жизни.

14. Паломничества, участие в реставрационных работах.

Такая деятельность проста и привлекательна для молодежи.

15. Православная детская, молодежная организация.

В православной детской молодежной организации, например, в такой как Федерация Православных Следопытов, возможно комплексно, системно подойти к организации молодежного служения. Важно, чтобы в такой работе были правильно расставлены акценты. Ее важность — не только в том, чтобы создать единую детскую церковную организацию, но и в использовании системы эффективных педагогических приемов для организации юношеской работы на приходе.

16. Общение православной молодежи из Православных Поместных Церквей.

Задачам такого молодежного служения может способствовать участие в программах международных православных союзов: «Синдесмос» — международное объединение православной молодежи, «Десмос» — международное объединение православных скаутов (следопытов).

17. Участие в Президентских программах Молодежь России и Дети России.

Православная молодежь должна принимать активное участие в жизни своей страны. Сегодня на местах силами местного самоуправления строится молодежная и детская работа по самым различным направлениям. Участие церковного прихода в такой работе будет способствовать решению важных для нашего общества задач и даст применение силам молодых православных людей.

18. Организация спортивной, туристической деятельности.

Церковный приход не должен бояться организации такой работы, если она будет направлена не на соревнование, а на формирование характера молодого человека.

19. Сотрудничество с государственными службами.

Церковный приход может организовать интересные и полезные для души молодого человека мероприятия совместно с местной службой по чрезвычайным ситуациям, пожарной частью, милицией и военными. Воцерковление таких служб — важная задача Церкви, а для молодежи это возможность развить свой характер в подготовке к служению Родине и ближним.

В последнее время в церковной среде всё чаще говорится о важности работы с молодёжью. Особенно актуализировался этот вопрос после интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Многие заметили, что со временем на всех патриарших службах и мероприятиях стали появляться молодые люди в зелёных и красных футболках – представители движений «Православные Добровольцы» и «Сорок Сороков», соответственно. Для людей, несущих послушания на приходах, перемены стали ещё более заметны: почти в каждом храме появились ответственные за работу с молодёжью. Для многих стало очевидным, что Патриарх Кирилл решил одним из важнейших направлений церковной работы сделать именно молодёжное. Об этом и сам Патриарх не раз говорил в своих выступлениях. В частности, в слове после интронизации им было сказано: «Предметом нашей особой заботы станет молодёжь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве ».

При оценке видения Патриарха Кирилла любой здравомыслящий человек признает его разумность и целесообразность. Во все времена значимые социальные движения делали ставку на молодёжь и её воспитание. Известны слова Бисмарка (по крайней мере, так гласит легенда) о том, что войну 1871 года выиграли прусские учителя. То есть всякий смотрящий в будущее на перспективу более 15-20 лет должен активно заниматься воспитанием молодёжи в правильном ключе. Это хорошо знакомо многим нашим соотечественникам, прошедшим через социалистическую систему воспитания молодёжи от октябрёнка до комсомольца.

Христос и богатый юноша (картина).

Но тут мы сталкиваемся с одной из существенных проблем нынешней молодёжной работы в Русской Православной Церкви. Для многих сторонних наблюдателей её работа ничем не отличается от комсомольской и партийной деятельности в эпоху СССР. После каждого значимого события приходится читать в интернете сообщения очевидцев, рассказывающих о том, что школьников и студентов «сгоняли» на мероприятия в приказном порядке. В последнее время регулярными стали скандалы, связанные с кружками самодеятельности на приходах. Когда, например, якобы ради привлечения молодежи в храм организуются творческие коллективы, выступающие чуть ли не с амвона.

Мы сталкиваемся с одной из существенных проблем нынешней молодёжной работы в Русской Православной Церкви. Для многих сторонних наблюдателей её работа ничем не отличается от комсомольской и партийной деятельности в эпоху СССР.

Во всём этом видится определённая логика. Через мирские инструменты пытаются привлечь в Церковь молодёжь, которая, так или иначе соприкасаясь с приходской жизнью, будет постепенно воцерковляться. Не знаю, пытался ли кто-то оценить реальную «отдачу» от подобного подхода, но, на мой взгляд, в Церкви сейчас мало молодёжи. Когда со «спального» района Москвы с населением порядка 100 тысяч человек в храме на Богослужениях появляется (не единовременно) от силы 100 молодых людей, по-моему, становится очевидной проблемность выбранного курса.

При попытке разобраться в сложившейся ситуации мы приходим к двум существенным проблемам, которые хоть и не видны на первый взгляд, но имеют фундаментальное значение и являются, на мой взгляд, основополагающими причинами сложившейся ситуации.


Святейший Патриарх Мосоквский и всея Руси Кирилл и православная молодёжь.

Первая из них это неготовность молодёжи к восприятию проповеди Церкви. И эта проблема напрямую связана с тем мировосприятием, которое формирует у подрастающего поколения государство и связанные с ним институты. И здесь отдельно стоит сказать о школе. Многие расхваливают советское образование. Российская педагогика отчасти сохранила эти наработки, поэтому мы можем говорить и о ней. Так вот, на мой взгляд, это утверждение не соответствует действительности. Опыт перехода от социалистической системы к рыночной экономике показал, что люди с советским типом образования в большинстве своём не способны к критической мыслительной деятельности вне рамок профессиональной деятельности. Именно поэтому оказалась возможной ваучерная приватизация и такое обилие различных финансовых пирамид и махинаций. Советское образование было предельно утилитарным и практичным, чтобы сделать человека винтиком в большой производственной машине народного хозяйства.

Другой существенной проблемой, из-за которой мы так мало видим молодёжи на приходах, является неготовность и/или неспособность священства вести активную проповедь вне храма.

Во-многом негативные стороны этого подхода сохранила и современная российская школа. Молодёжь практически не умеет думать. А связано это, прежде всего с тем, что в школе и институте учащимся предлагают уже готовые решения и знания без возможности задуматься об их месте в жизни конкретного человека. Например, зачем молодому человеку физика или сопромат? Почти каждый ответит, что эти знания необходимы, если студент собирается стать инженером или учёным. Но без попытки осмысления места этих дисциплин в жизни каждого конкретного человека мы фактически сводим его роль к служебному функционированию в качестве учёного или инженера. То есть многогранность человеческой личности пытаемся свести до узких функциональных рамок. Рыночные механизмы предлагают нам ещё один ответ на этот вопрос: физику и сопромат нужно изучать для того, чтобы иметь заработок выше, чем у дворника, строителя или маляра. Но такой подход ещё больше нивелирует ценность человеческой жизни, сводя её к зарабатыванию денег. Возможно, некоторые станут оспаривать подобный взгляд, обосновывая свою позицию тем, что деньги зарабатываются на удовлетворение своих потребностей – и, таким образом, главным основанием рыночной экономики является потребление. Но это ложное представление, весьма популярное сейчас, опровергается очень легко. Если посмотреть на распределение времени и сил каждого человека, то становится очевидным, что главной деятельностью в современном обществе является зарабатывание денег. То есть человек превращается в функцию денег.

Даже предмет «Философия», как правило, не даёт молодёжи возможность посмотреть на свою жизнь с «высоты птичьего полёта», так как сводится к примитивному изучению истории философской мысли беспредметно к существующим реалиям жизни. Таким образом, молодой человек, прошедший пятнадцатилетний курс обучения в школе и ВУЗе, не задумывается о ключевых вопросах жизни: её цели и смысле. Естественно, что в молодёжи, имеющей подобное мировосприятие, Церковная проповедь не будет находить себе благодатную почву – ввиду того, что отвечает на вопросы, которые ещё и не сформировались как следует в их головах.

Для решения этой проблемы необходимо менять подходы существующей образовательной системы. Безусловно, данная сфера лежит вне рамок и компетенции Русской Православной Церкви, но, несмотря на это, пользуясь своим авторитетом в обществе, Она вполне смогла бы способствовать обсуждению обозначенного выше недостатка существующей образовательной системы.

Другой существенной проблемой, из-за которой мы так мало видим молодёжи на приходах, является неготовность и/или неспособность священства вести активную проповедь вне храма. Другими словами, проблемы, связанные с молодёжной работой, являются частным случаем отсутствия хорошо поставленной миссионерской работы. Понимание миссионерского служения как неотъемлемой части Апостольского характера Церкви зачастую отсутствует у священнослужителей. Архиереи и священники с большой неохотой выходят с проповедью за стены храма. Мы почти не слышим о проповеди священников в школах и в университетах, мы почти не видим дискуссий с инославными и иноверными, мы почти не знаем о спорах с атеистами. Может быть, большинству кажется это ненужным, но тогда имеем ли мы право называться Апостольской Церковью? Сравнивая со временами Апостольскими, можно представить себе, чем бы закончилась их миссия, если бы они ограничились проповедью лишь в местах молитвенных собраний.

Решить отчасти данную проблему помогло бы создание методологии миссионерского служения священников на приходах и побуждение их к выходу с проповедью в мир. Причём это должно осуществляться не только и не столько в приказном порядке, но с опорой на добрую волю самих пастырей, с учётом необходимости создать для них условия для успешного выхода в мир.

Да, страшно себе представить спор Православного священника с протестантским пастором: на каждую цитату, взятую последним из Библии, многие батюшки смогут разве что привести ссылки на собирательный образ Святых Отцов или ещё какие-то не самые сильные для неправославных доводы. Конечно, есть богословски грамотные и способные к дискуссии с иноверцами и атеистами священники, но их доля от общего числа пастырей весьма мала.

Решить отчасти данную проблему помогло бы создание методологии миссионерского служения священников на приходах и побуждение их к выходу с проповедью в мир. Причём это должно осуществляться не только и не столько в приказном порядке, но с опорой на добрую волю самих пастырей, с учётом необходимости создать для них (в том числе с помощью конкретных церковно-административных решений) условия для успешного выхода в мир. При подобном подходе священники всё время поддерживали бы себя в «подтянутой богословской форме». Потому как в столкновении с миром лучше всего обнаруживаются недостатки и изъяны, существующие среди людей Церкви, и сильнее проявляется ревность о вере.

Частным случаем проблемы с пастырской пассивностью является перекладывание ответственности за молодёжное служение на плечи мирян, а именно они выступают в данной роли на большинстве приходов. На основании имеющегося опыта можно сказать, что в большинстве случаев священники неохотно помогают молодёжным работникам, ссылаясь на занятость. Но разве не священники должны идти с миссией в мир? При таком подходе в поле проповеди священников будет попадать и молодёжь. Тогда и не потребуется это искусственное разделение по возрастному принципу. Поэтому в качестве положительной практики можно отметить назначение ответственных за молодёжную работу именно священников и диаконов, а мирян в качестве помогающих священнослужителю.

Священноначалие должно на корню пресекать перегибы в использовании мирских методов в работе с молодёжью. Встречи Православных Христиан за пределами Богослужения нередко стали напоминать протестанские сборища, лейтмотивами которых являются «поесть» и «повеселиться».

Также, на мой взгляд, священноначалие должно на корню пресекать перегибы в использовании мирских методов в работе с молодёжью. Если на Архиерейском Соборе 2000 года вопрос ставился о потере Христоцентричного мировосприятия среди верующих, то сейчас уже можно говорить и об утрате осознания того, что есть должное и недолжное, приемлемое и неприемлемое в Церкви. Встречи Православных Христиан за пределами Богослужения нередко стали напоминать протестанские сборища, лейтмотивами которых являются «поесть» и «повеселиться». Конечно, доля подобных «общин» пока невысока от общего числа приходов Русской Православной Церкви. Но из-за пассивности священноначалия сторонники либерализации Церковной жизни всё больше приобретают вес в Православном сообществе. Как пример подобного «разложения» могу вспомнить опыт работы на одной Православной выставке, на которой вместе со мной трудилось множество Православных молодых людей. Во время обеда ни один из них (среди которых были и молодёжные лидеры) не помолился вслух (молился ли кто-то про себя – не знаю) и не перекрестился перед едой. При этом в комнате было порядка 25 человек и она была изолирована от присутствия посторонних людей, то есть даже «стесняться» было некого.

Думается, подобная ситуация сложилась отчасти и из-за незнания азов Православной жизни. При том, что человек, в том числе и молодой, может быть «воцерковлённым» уже не первый год, он может иметь весьма поверхностные представления о Христианской жизни. Это связанно с тем, что в околоцерковном пространстве появилось очень много книг и СМИ, которые искажают представления о Православной вере. «Грех» будет не упомянуть в этом контексте об информационном портале «ПравМир». Молодые люди могут часами сидеть, читая заметки на этом сайте, но при этом ничуть не обогащаясь верными представлениями о нашей вере. Чего только стоят прошлогодние заметки «ПравМира» о нобелевском лауреате по литературе певце Бобе Дилане. Редакция портала написала заметку о «христианских» песнях данного шоумена, среди которых, в частности фигурировало произведение со словами «Тебе необходимо служить кому-нибудь / Хорошо, пускай это будет дьявол или Господь / Но тебе надо служить кому-нибудь».

«Грех» будет не упомянуть в этом контексте об информационном портале «ПравМир». Молодые люди могут часами сидеть, читая заметки на этом сайте, но при этом ничуть не обогащаясь верными представлениями о нашей вере.

Если не сужать цензурные рамки присутствия священноначалия в интеллектуальном околоцерковном пространстве, то можно было бы рекомендовать следующее средство. Необходимо выработать «просветительский листок» содержащий список необходимого минимума литературы, который должен предлагаться молодёжи (да и всем прихожанам) к прочтению с ориентиром на него как идеал видения Христианской жизни. В него, помимо Священного Писания, можно было бы, например, включить «Катехизис», «Закон Божий», «Книгу Правил», «Что есть духовная жизнь…» свт. Феофана Затворника, труды свт. Игнатия Брянчанинова, «Точное изложение Православной веры» св. Иоанна Дамаскина, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Для многих верующих подобное предложение может показаться смешным и излишним. По крайне мере для той части прихожан, которые уже всё это прочли. Но уверяю вас, есть очень много верующих (особенно среди молодёжи), которые не читали эти книги и строят своё христианское мировосприятие на основе весьма сомнительной литературы либо чтения коротких заметок в интернет-пространстве.

Наконец, Церковь, на мой взгляд, не должна бояться выступать с критикой сомнительных государственных программ и искажающей личность человека системы образования.

Наконец, Церковь, на мой взгляд, не должна бояться выступать с критикой сомнительных государственных программ и искажающей личность человека системы образования. Если, выходя из школы, молодой человек не понимает цели своей жизни и не выстраивает пирамиду приоритетов в своей дальнейшей судьбе, то мы будем вынуждены мириться с преобладанием в обществе гедонистов, живущих лишь с видением на несколько лет вперёд и планами получить от жизни как можно больше. В таком случае в Церковь будут приходить в основном люди уже далеко немолодые, и уже с изломанными судьбами и душевными ранами, что мы и имеем к настоящему моменту.

Решение Патриарха Кирилла об обязательном присутствии молодёжных работников на приходах, является, безусловно, верным.

При всём при этом, необходимо отметить, что те молодые люди из числа моих знакомых, которые на своих приходах занимаются молодёжной работой, являются для меня ярким примером того, что решение Патриарха Кирилла об обязательном присутствии молодёжных работников на приходах, является, безусловно, верным. На моих глазах во многих храмах появились группы молодых людей, может быть и небольшие, но сплочённые, которые можно назвать частью общины и которые стали ядром активной социальной или миссионерской деятельности. Молодёжные работники иногда с минимальной административной или финансовой поддержкой умудряются организовать поистине широкомасштабную деятельность. Таких молодёжных лидеров, конечно же, можно назвать альтруистами, коими могли бы быть и другие Православные Христиане. Смотря на них, можно определённо сказать, что у нашей Церкви есть будущее.

Необходимость и важность церковной работы с молодежью имеют своим обоснованием учение Священного Писания о многообразии форм и методов апостольского служения Церкви, которая обращается с проповедью Евангелия ко всем людям без исключения. Этот общий миссионерский принцип был сформулирован св. апостолом Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона ― как чуждый закона, ― не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, ― чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Церковь в своем миссионерском и пастырском служении должна всегда искать и находить те формы проповеди, которые были бы актуальны и понятны для людей разных возрастов, национальностей и профессий. Сегодня перед Русской Православной Церковью с особенной остротой стоит вопрос о воцерковлении молодежи, духовно-нравственное состояние которой имеет определяющее значение для будущего нашей Церкви и общества.

Благодаря миссионерским усилиям Православной Церкви молодое поколение должно услышать от пастырей и верующих сверстников живые и убедительные ответы на свои поиски и вопрошания, обрести в Церкви подлинные ценности и надежные жизненные ориентиры, получить необходимые условия для раскрытия своего внутреннего духовно-нравственного потенциала.

2.

Церковная молодежная работа включает в себя как организацию молодых членов приходских общин, так и миссию среди городской и сельской молодежи, студентов, школьников, членов общественных молодежных объединений.

Координация церковной молодежной работы осуществляется в рамках следующей структуры.

Общецерковный уровень

На общецерковном уровне работу с молодежью возглавляет Синодальный отдел по делам молодежи Московского Патриархата (далее Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях, и как таковой имеет право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию (Устав Русской Православной Церкви, глава VI, п. 9).

В задачи Синодального отдела входят:

  1. координация и развитие системной общецерковной молодежной работы;
  2. разработка, координация и реализация крупных общецерковных и международных молодежных программ и проектов;
  3. координация и развитие системы образования и повышения квалификации для священнослужителей, мирян, специалистов в области церковной работы с молодежью, совместно с Учебным комитетом, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, церковными и светскими учебными заведениями и учреждениями (в т.ч. разработка и введение в учебный план православных учебных заведений курса по организации молодежной работы);
  4. координация и развитие системы краткосрочной подготовки штатных ответственных за молодежную работу и православных молодежных лидеров на приходах, в благочиниях и епархиях;
  5. методическое обеспечение церковной молодежной работы, подготовка и распространение методических материалов по всем направлениям молодежной работы;
  6. содействие в деятельности православных молодежных объединений;
  7. подготовка проектов имеющих отношение к молодежной работе соглашений с государственными органами власти и соответствующих типовых соглашений для использования в епархиях;
  8. методическое обеспечение во взаимодействии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации преемственности в работе церковно-приходских воскресных школ для детей и молодежных приходских объединений;
  9. в координации с Отделом внешних церковных связей и Управлением Московской Патриархии по зарубежным учреждениям - обмен опытом с зарубежными молодежными организациями;
  10. в координации с Издательским советом и Синодальным информационным отделом - освещение молодежной работе Церкви через издательскую и информационную деятельность;
  11. организация и проведение молодежных съездов, форумов, лагерей и сборов;
  12. организация и координация участия православной молодежи в церковных, общественных и государственных праздниках и мероприятиях, связанных с памятными датами;
  13. проведение общецерковных целевых денежных сборов;
  14. в координации с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества - взаимодействие с государственными и общественными структурами в деле совершенствования законодательства, подзаконных актов и практики, касающихся жизни молодежи, а также участия Церкви в молодежной работе.

Епархиальный уровень

Общее руководство епархиальными подразделениями, действующими в области работы с молодежью, осуществляют правящие архиереи. Для организации молодежной работы в епархии действует епархиальный отдел по делам молодежи, который в своей работе руководствуется общецерковными нормативными документами, указаниями правящего архиерея, рекомендациями Синодального отдела по делам молодежи. Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия епархиального отдела по делам молодежи оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.

В задачи епархиальных отделов по делам молодежи входят:

  1. координация всей церковной молодежной работы в епархии, координация деятельности штатных ответственных по работе с молодежью в благочиниях и на приходах, а также православных молодежных объединений;
  2. разработка и реализация годовых планов молодежной работы в епархии;
  3. разработка и реализация общеепархиальных молодежных программ и проектов, привлечение молодежи к их осуществлению.
  4. осуществление следующих приоритетных форм и направлений молодежной работы:
  • занятия для молодежи по изучению Священного Писания, вероучения Церкви, литургической традиции, постижению смысла богослужения и основ христианской жизни;
  • миссионерские молодежные акции и поездки;
  • клубы молодой семьи
  • молодежные социальные волонтерские проекты;
  • епархиальный фестиваль, включающий различные виды творчества молодежи;
  • спортивные игры с участием молодежных команд благочиний и приходов;
  • летние молодежные лагеря;
  • участие православной молодежи в церковных, общественных и государственных праздниках и мероприятиях, связанных с памятными датами;
  • съезды православной молодежи и форумы с ее участием;
  • проведение краткосрочных обучающих курсов и семинаров по организации молодежной работы на приходах, в т.ч. организация епархиальной школы православного молодежного актива;
  • обеспечение участия молодежи епархии в реализации общецерковных молодежных программ и проектов Синодального отдела;
  • распространение методических и информационных материалов, подготовленных или одобренных Синодальным отделом и предназначенных для обучения молодежи различным видам церковного служения;
  • содействие созданию на приходах православных молодежных объединений, их сотрудничеству, поддержка их участия в государственных и иных конкурсах;
  • взаимодействие с государственными и общественными организациями, подготовка соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с региональными органами власти, ответственными за работу с молодежью;
  • осуществление совместных с региональными властями и общественными организациями молодежных проектов и акций;
  • содействие установлению постоянных связей приходов с государственными и муниципальными учреждениями в сфере работы с молодежью, заключению между ними соглашений о сотрудничестве;
  • содействие освещению в средствах массовой информации общецерковной и епархиальной молодежной работы;
  • ходатайство перед епархиальным архиереем о поощрении лиц, ведущих активную молодежную работу;
  • проведение епархиальных целевых денежных сборов;
  • привлечение учащихся православных учебных заведений к молодежной работе.
  • подготовка ежегодного отчета о проделанной молодежной работе епархиальному архиерею и в Синодальный отдел по делам молодежи.
  • В соответствии с пунктом 18 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 года) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в епархиях создается коллегия епархиального отдела по делам молодежи. Коллегия является совещательным органом при отделе по делам молодежи епархии. Коллегия формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии типовым Положением, принимаемым Священным Синодом.

    Благочиннический уровень

    На уровне благочиния общая организация, координация и контроль работы с молодежью ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного ответственного за молодежную работу в благочинии. Ответственный за молодежную работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению председателя отдела по делам молодежи епархии, согласованному с благочинным. Ответственный за молодежную работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за молодежную работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем отдела по делам молодежи епархии. Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения молодежных программ и мероприятий в благочинии.

    В обязанности штатного ответственного за молодежную работу в благочинии входит:

    1. поддержка и содействие развитию молодежной работы на приходах благочиния;
    2. координация деятельности ответственных за молодежную работу на приходах благочиния;
    3. составление годового плана молодежной работы благочиния, согласование его с епархиальным отделом по делам молодежи и представление на утверждение благочинного;
    4. обеспечение реализации епархиальных молодежных программ и проектов в благочинии;
    5. обеспечение участия молодежного актива приходов в общецерковных молодежных программах;
    6. участие в работе епархиальной коллегии отдела по делам молодежи;
    7. контроль отчетов и выполнения планов работы ответственных за молодежную работу на приходах благочиния;
    8. обеспечение информационной поддержки молодежной работы в благочинии, включая видео-, и фотосъемку реализуемых проектов, создание архива молодежной работы в благочинии; отражение этой работы на сайте благочиния, в социальных сетях и блогах;
    9. подготовка ежегодного отчета о проделанной молодежной работе благочинному и в отдел по делам молодежи епархии.

    Важным критерием оценки деятельности штатного ответственного за молодежную работу благочиния является увеличение числа молодых прихожан, их участия в молодежных программах и проектах.

    Приходской уровень

    На приходском уровне общая организация, координация и контроль работы с молодежью находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного ответственного за молодежную работу, в тех приходах, где есть возможность создать такую штатную единицу. Решение о возможности или невозможности принимает приходской совет во главе с настоятелем по согласованию с благочинным и епархиальным отделом по делам молодежи.

    Ответственный за молодежную работу на приходе назначается на должность и освобождается от должности настоятелем. Ответственный за молодежную работу на приходе зачисляется в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за молодежную работу подчиняется настоятелю и согласовывает свою деятельность с председателем епархиального отдела по делам молодежи и с ответственным за молодежную работу в благочинии. Молодежные программы и мероприятия прихода оплачиваются из средств прихода и привлеченных средств. На приходе могут создаваться православные молодежные объединения.

    Работа с молодежью на приходе может иметь различные формы, в частности:

    • беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями;
    • вероучительные (катехизаторские) занятия;
    • группы по изучению Священного Писания;
    • миссионерские акции и поездки;
    • социальные проекты;
    • молодежные лагеря;
    • интернет-проекты;
    • киноклубы;
    • кружки по интересам;
    • проекты по профилактике зависимостей;
    • спортивные секции;
    • военно-патриотические клубы;
    • клубы молодой семьи.

    Обязанности ответственного за молодежную работу на приходе включают:

    1. развитие молодежной работы прихода;
    2. избрание из среды молодых прихожан активных помощников, забота о прохождении ими соответствующего обучения; формирование приходского молодежного актива;
    3. разработка и осуществление приходских молодежных проектов;
    4. реализация совместных проектов с другими приходами;
    5. поддержание контакта с существующими на территории прихода образовательными и социальными учреждениями, где могли бы проявить свою активность молодые православные христиане;
    6. привлечение светских специалистов, профессионально занятых в области работы с молодежью, к взаимодействию с приходом;
    7. составление годового плана приходской молодежной работы, согласование его с ответственным за молодежную работу в благочинии и представление на утверждение настоятелю;
    8. обеспечение информационной поддержки молодежной работы на приходе, включая видео-, и фотосъемку реализуемых проектов, создание архива молодежной работы; отражение этой работы на сайте прихода (если таковой имеется), в социальных сетях и блогах;
    9. осуществление по согласованию с настоятелем прихода взаимодействия с государственными, муниципальными и общественными организациями и учреждениями, действующими на территории прихода, по вопросам, связанным с молодежной работой;
    10. привлечение добровольцев для участия в молодежных проектах и программах;
    11. обеспечение участия молодежного актива прихода в общецерковных, епархиальных и благочиннических программах;
    12. подготовка ежегодного отчета настоятелю прихода, направляемого также ответственному за молодежную работу в благочинии и в отдел по делам молодежи епархии.

    Важным критерием оценки деятельности ответственного за молодежную работу на приходе является увеличение числа молодых прихожан, их участия в молодежных программах и проектах.

    Мне бы хотелось начать словами Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, в которой сформулированы рекомендации по работе в молодежной среде.

    Священник Андрей Козорезов, Настоятель Казанского храма города Раменское, Раменское благочиние

    «О работе с молодежью»

    Этому вопросу посвящен пункт 3.4. Миссия в молодежной среде. В целом, указанный документ посвящен вообще миссионерской деятельности. Но значимость работы с молодежью подчеркивается особо. В частности, можем прочитать: «Миссионерская работа предполагает создание на приходах благоприятных условий для реализации православной молодежью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во вне богослужебное время. Для этого могут быть использованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы содействия немощным членам прихода и многие другие формы деятельности». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отметил: «Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Одновременно, благодаря такой деятельности, укрепляются связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном значении Церкви».

    Таким образом, указанный документ дает нам установку на чуткое и внимательное отношение к потребности молодежи. Безусловно, прежде всего, духовным, но так же и многообразному кругу интересов сегодняшних молодых людей. Если, конечно, эти интересы не входят в прямое противоречие с духом Православной Церкви.

    Концепция дает следующие указания для проведения миссии в молодежной среде и подчеркивает следующие основные направления деятельности:

    Приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь;

    Просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, создание для этой цели современной научно-богословской методологической базы;

    Привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и др.);

    Создание открытой христианской социокультурной молодежной среды;

    Организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей (например, телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости, а также бывших членов деструктивных сект);

    Продуманное использование в миссионерской деятельности среди молодежи современных форм творчества: музыкального, литературного, художественно-изобразительного и т.п.

    Подчеркивается, что при выборе наиболее эффективных приемов работы с молодежными группами следует учитывать их социальную направленность, степень религиозной информированности и способность к восприятию преподаваемого им православного учения. Необходимо творческое применение самых разнообразных методов духовного просвещения. В настоящее время существует следующая типологизация молодежных групп:

    1. Воцерковленная молодежь , различающаяся по степени общественной активности и уровню осознания своего места в Церкви. Для этой группы необходимо применять различные формы участия в церковном и общественном служении, устранять барьеры в церковном сознании (дистанцию между клиром и мирянами, боязнь инициативы и ответственности), препятствующие такому участию. Нужно способствовать появлению и реализации молодежных инициатив, побуждать церковную молодежь к проявлению личной активности.

    2. Неофиты, недавно пришедшие к православной вере , еще мало знающие основы Православия и часто переоценивающие свою компетентность в разных вопросах церковной жизни. Подходящими методами работы в этой среде являются катехизация, основанная на традициях церковного просвещения, а также вовлечение в практическую деятельность общины под руководством воцерковленных людей.

    3. Невоцерковленная молодежь, в целом позитивно относящаяся к Православию . Наиболее целесообразно при работе с этой группой молодежи привлекать молодых людей к различным формам досуговой или творческой деятельности, не противоречащим православной духовности.

    4. Молодежь, выбравшая другие христианские конфессии или иные традиционные религии, но сохранившая уважительное отношение к Православию и не отрицающая возможности диалога с православными. Наиболее эффективным методом взаимодействия с представителями этой группы является разработка и осуществление образовательных и культурных программ, имеющих просветительскую направленность (например, семинары по вопросам экологии или противодействия наркомании и т.п.).

    5. Невоцерковленная молодежь, равнодушно относящаяся к Православию или к религиозной жизни в целом , является наиболее многочисленной и потому самой важной группой невоцерковленной молодежи. В зависимости от того, насколько эффективной станет работа Церкви именно с ней, можно судить о результатах миссии среди молодежи. Для успешной работы с этой группой необходимо, прежде всего, разрушение ошибочных стереотипов восприятия Церкви и духовной жизни, а также формирование новых представлений, создающих мотивацию к созидательному духовному развитию. Основополагающими принципами в общении с такой молодежью являются искренность, открытость и терпение: не навязывание внешних форм Православия, а подготовка почвы для сознательного воцерковления. Формы занятий с этой группой могут быть различными; они должны быть привычными для современной молодёжи, но при этом – наполненными христианским содержанием.

    6. Молодежь, негативно настроенная по отношению к Церкви . При работе с такими людьми лучше всего вести диалог в духе любви и упования на помощь Божию, ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2, 4).

    Следующий документ, который я не могу обойти своим вниманием это «Методические указания по деятельности миссионерского отдела Московской епархии». В нем в, частности, говорится, что «главная задача миссионера, отвечающего за работу с молодежью заключается в привлечении молодых людей к литургической жизни церкви, осуществление изначального замысла Божия - обожение всего творения. В более узком понимании, миссия — деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения».

    Пункт 3.3 положения о Миссионерском отделе Московской епархии Русской Православной Церкви отмечает, что в приоритетные направления деятельности Отдела входят:

    — обобщение накопленного опыта миссионерской деятельности с целью его анализа и дальнейшего применения… Таким образом, необходимо проводить сбор информации и анализ опыта работы в молодежной среде, следить за тем, чтобы приходы стремились перенимать существующий положительный опыт.

    — подготовка катехизаторов-миссионеров к миссионерскому служению, проведение катехизаторских, богословских и миссионерских курсов. В этой связи необходимо воцерковленную молодежь направлять на такие курсы, чтобы впоследствии они сами могли проводить катехизаторские беседы на приходе или нести иное послушание.

    — участие в различных миссионерских научно-практических конференциях, семинарах, факультативах и других мероприятиях – привлекать к такой деятельности подготовленную молодежь.

    В этом же документе указывается, что в цели и задачи миссионерского отдела благочиния по работе с молодежью входят распространение положительного опыта миссионерской деятельности, накопленного в епархиальном отделе. Создание и поддержка на каждом приходе особой миссионерской духовной и культурной атмосферы. Поощрение внебогослужебного общения людей, в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения богослужения с целью общения и обсуждения насущных вопросов.

    Молодые подготовленные люди могут оказывать помощь священнослужителям в развитии внутриприходской миссии, участвовать в церковной деятельности посредством выполнения определенных миссионерских поручений и участия в социальном служении патронат многодетных семей. Участвовать в практике оглашения взрослых людей (родителей младенцев) перед Крещением, подготовленных членов общины. Участвовать в антисектантской деятельности.

    Молодые подготовленные люди могут заниматься созданием видеофильмов, мультфильмов, радиопередач, участвовать в форумах, социальных сетях на просторах сети Интернет, готовить материал для информационных стендов, создавать печатные СМИ, листовки, плакаты, проводить мероприятия в среде невоцерковленной молодежи.

    На основании собственного опыта работы с молодежью, я могу сказать о следующих существующих проблемах работе в молодежной среде:

    Привлечение молодежи. Необходимо заинтересовывать молодых людей. Это может быть организация тематических встреч, мастер-классов, кружковая работа.

    Необходимо обратить внимания на молодежь, вступившую в брак. Для них организовывать семейные клубы, консультации по вопросам воспитания, семейных отношений, о здоровье и проч. Устраивать мероприятия для их детей, совместной с ними и др.

    Необходимо уделять внимание подготовке квалифицированных миссионеров – мирян (молодежи), оказывать содействие развитию миссии на приходах благочиния (и шире — епархии)

    Большое внимание надо обратить созданию информационной базы о существующих молодежных организациях, их деятельности, периодичности мероприятий, структуре мероприятий, т.е регулярно проводить сбор, анализ и контроль в благочинии применения положительного опыта работы в епархии.

    Учитывая все вышеуказанные проблемы, мы стараемся строить свою миссионерскую работу с молодежью на приходе Казанского храма г. Раменское.

    Как известно, работу с молодежью в благочиниях Московской епархии можно разделить на четыре основных направления:

    Встречи православной молодежи, молодежные конференции и форумы;

    Спортивно-туристическое направление;

    Организация православных лагерей; социальная, просветительская и

    Миссионерская работа на местах.

    Можно еще добавить сотрудничество с общественными и благотворительными организациями, занимающимися вопросами материнства и детства.

    Мы сотрудничаем с благотворительным фондом «Русская береза» — помощь многодетным и сиротам российской глубинки, клубом родительской культуры «Дар рождение» — борьба с абортами (проведение лекций, показ фильмов), занятия для беременных – есть положительный отклик со стороны невоцерковленной молодежи; «Лелея» — консультации по грудному вскармливанию. Поиск волонтеров.

    Катехизаторские беседы, кружковая работа – изучение церковнославянского, греческого, английского языка;

    Мы предоставляем помещение для занятий молодежи поингом (файршоу) участвует православная и светская молодежь;

    Организована работа молодежного семейного клуба (встреча со священником, врачами, психологом, мастер-классы для взрослых и детей, музыкальные занятия «Мама и малыш»);

    Организованы встречи с семьями, попавшими в трудную социальную ситуацию – беседы со священником, занятия с детьми в них может принимать участие молодежь.

    Сегодня стало заметно, что православный приход значительно помолодел. Редко, особенно в городе, можно встретит храм, где средний возраст прихожан переступал бы за пенсионный порог. У современного человека этот факт не вызывает удивления, так как годы тотального богоборчества позади, оковы идеологического плена разрушены, и сегодня каждый, вне зависимости от возраста, социального положения или политических взглядов, без страха за свое будущее или будущее своей семьи, имеет возможность через приобщение к опыту церковной жизни задуматься о своем вечном предназначении, спасении души и полнокровно участвовать в церковной жизни.

    Следует признать, что мотивировать свое воцерковление переживанием возможных загробных воздаяний больше склонны, по понятным причинам, люди преклонного возраста. Приближение к порогу вечности понуждает смотреть на внешнюю жизнь в прошедшем времени, концентрируя все свое внимание на жизни внутренней. В представлении же молодого человека жизнь оценивается в категориях будущего земного обустройства: образование, семья, карьера… Именно поэтому некоторые молодые люди, сочувствуя религиозным взглядам, тем не менее не считают необходимым «тратить свое драгоценное время» на церковный образ жизни.

    Однако, как уже было сказано выше, среди нынешних прихожан все чаще и чаще можно видеть старшеклассников, студентов и молодые семьи. Видимо, причин, по которым молодой человек приходит сегодня в храм, значительно больше, чем может показаться на первый взгляд. И задача священника попробовать во всем этом разобраться, войти в диалог и по необходимости помочь современной молодежи найти свое место в приходской жизни.

    Для некоторых представления о православном приходе могут ограничиваться исключительно совместным присутствием на богослужении. В таком случае понятие христианской общины оказывается неполноценным, так как одна лишь молитва не дает возможности в полной мере ощутить причастность к общему делу спасения. Номинальная принадлежность к конкретному приходу не компенсирует возможное чувство отчужденности. Без деятельного внебогослужебного общения почувствовать себя полноценным членом христианской общины трудно.

    Особенно остро это может переживать пришедший в храм молодой человек — недавний школьник или студент. Он еще не разучился жить и мыслить вне коллективного сознания, понуждающего его к постоянной деятельности, к сожалению, не всегда мотивированной добрыми намерениями. Современный пастырь должен помочь нынешней молодежи, неравнодушной к вопросам веры, направить свою энергию в нужное русло, найти свое место в приходской жизни, предоставив ей возможность послужить на благо Церкви через участие в общем деле.

    Главное дело Церкви — спасение человеческой души, которое должно совершаться, по слову Христа, через служение ближнему. Поэтому одна из главных задач прихода заключается в организации деятельности, соответствующей главному принципу евангельского служения. Там, где эта задача уже успешно реализуется в виде просветительской, социальной или иной деятельности, недавно пришедший молодой человек может попробовать влиться в этот процесс. Также может появиться потребность в организации отдельного молодежного объединения, так как ровесники, движимые единой идеей, могут оказаться более способными к самоорганизации, а не успевший угаснуть или все еще пылающий юношеский задор, помноженный на искреннее желание принести пользу, может дать качественно иной результат.

    Вопрос организации православных молодежных объединений в истории Русской Православной Церкви до конца ХХ в. никогда отдельно не поднимался. В предреволюционные годы об этом не могло быть и речи, так как революционный дух, проникавший во все слои общества, способствовал формированию в семинариях антиправительственных кружков. В советские годы, по понятным причинам, подавлялись любые церковно-общественные инициативы, тем более связанные с вовлечением молодежи в жизнь Церкви. И лишь только в 1990 г. после принятия закона «О свободе совести и религиозных организациях» создались благоприятные условия для развития разносторонней церковной деятельности, в том числе православных молодежных объединений.

    В декабре 1990 г. Священный Синод вынес решение о создании единой молодежной организации Русской Православной Церкви. 25 января 1991 г., в день памяти святой мученицы Татианы, на съезде православной молодежи, проходившем в МГУ, было создано Всецерковное православное молодежное движение Московского Патриархата (ВПМД). В него вошли представители появившихся уже православных братств, молодежных организаций при приходах, скаутских групп. Это событие стало отправной точкой активного развития молодежного служения в Русской Православной Церкви. В 1996 году в Коломне было организованно, существующее и поныне первое в Московской епархии православное молодежное братство св. благ. кн. Димитрия Донского, которое за последующие годы объединило несколько сотен юношей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет.

    За 10 лет плодотворной деятельности Церкви в молодежной среде созрело более глубокое видение соответствующей проблематики, отразившееся в «Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви», принятой Священным Синодом в апреле 2000 г. В ней, в частности, говорится о том, что «сегодня назрела еще одна потребность церковного служения — в организации молодых людей, и это теперь непосредственная задача приходской общины.

    Церковный приход должен уделить особое внимание возможности организовать общение молодых людей. Общение, в котором молодежь могла бы, в первую очередь, обрести реальный опыт церковной жизни, выразить себя в диаконическом (социальном) служении, найти благочестивых друзей.

    Освящение всей жизни молодого человека в том и состоит, чтобы все пути его были пред Господом.

    Процесс православного образования должен охватить все стороны жизни молодого человека. В том числе и такую важную для него, как свободное время — внеурочное время, выходные дни, каникулы. Молодой человек должен иметь возможность организовать свой досуг в церковной общине. В церковной общине подросток или юноша должен найти ответы на самые сокровенные и важные для него вопросы, получить опыт общежития и даже основы практических жизненно важных навыков».

    Основные направления деятельности, обозначенные в Концепции, стали главными ориентирами для пастырей, работающих с молодежью. На сегодняшний день на территории Московской епархии насчитывается более 50 православных молодежных организаций, которые объединяют более 2700 человек и проводят разностороннюю работу на приходах и в церковных округах.

    Спектр деятельности молодежных объединений разнообразен. Так, большой опыт в проведении молодежных мероприятий имеет молодежное движение Троицкого храма Подольска «Протос», а молодежные военно-патриотические слеты проводит Центр духовного и патриотического воспитания Подольского благочиния. В Троицком соборе города Подольска, соборе Рождества Богородицы города Орехово-Зуево кроме молодежных организаций действуют молодежные церковные хоры. Три приходских православных молодежных хора принимают активное участие в литургической жизни Гребневского храма Одинцово. Приоритетным направлением молодежных объединений храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Балашихи и Троицкого храма Люберец «Феникс» является социальное служение. Примерно-показательно организованы еженедельные дискуссионные встречи в Красногорске и Ивантеевке. В целом же десятки приходов и тысячи молодых людей в Московской епархии задействованы в сфере православного молодежного служения.

    Конечно, за этими цифрами кроются труды руководителей, активистов молодежных объединений, ответственных по работе с молодежью в благочиниях. Как показывает практика, организация молодежной жизни на приходе — дело не простое, в первую очередь потому, что для Церкви этот вид служения совсем молодой и недостаточно освоенный. Только в октябре 2011 г. на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви». С одной стороны, этим документом подводится условный итог сравнительно недавно зародившейся и ныне бурно развивающейся молодежной церковной деятельности, с другой стороны, еще не выработаны основные принципы решения проблем, с которыми приходится сталкиваться непосредственным исполнителям миссии молодежного служения.

    В Московской епархии накоплен достаточно большой опыт организации жизни молодежных объединений для того, чтобы, проанализировав его, обозначить некоторые вопросы и трудности, возникающие в процессе этой деятельности.

    Плодотворная работа того или иного православного молодежного объединения осуществляется как за счет грамотно составленной концепции деятельности, так и благодаря лидеру движения, болеющему за общее дело. Именно ему отводится главная роль в этой системе. В подавляющем большинстве эта функция возлагается на священнослужителя. В этом есть свои плюсы и минусы. Одно из преимуществ заключается в том, что пастырь уже заведомо воспринимается как лидер. Опытному священнику не составит особого труда сплотить молодой коллектив, помочь преодолеть разногласия, сподвигнуть на самоотверженные труды. А трепетное отношение верующих ребят к священному сану, невзирая на лицо, будет понуждать к более оперативному отклику на предложенные руководителем-священником инициативы.

    Практика показывает, что священнослужитель, возглавляющий молодежное объединение, часто является не только вдохновителем и организатором, но и непосредственным участником спортивных состязаний, туристических походов, палаточных лагерей и других молодежных мероприятий. Такая активность требует особого времени на тщательную предварительную подготовку, организацию самого процесса, тем более личное участие. Если батюшка находит возможность со всем этим справиться не в ущерб своей богослужебной деятельности, пастырскому благочестию, то он заслуживает всяческой похвалы.

    Однако не каждый священнослужитель в силу своей богослужебной занятости, семейного положения или других веских причин располагает достаточным временем для личного полноценного участия в жизни приходского молодежного объединения. В этом нет ничего предосудительного, если эти обязанности возложены на способного, благочестивого православного мирянина. Он может быть как ближайшим помощником руководителя-священника, так и непосредственно молодежным лидером, а батюшка в этом случае будет исполнять обязанность духовника. К слову, мирянин, по благословению настоятеля, может стать штатным приходским сотрудником, ответственным за молодежную работу, с окладом, если, конечно, приход имеет возможность создать такую штатную единицу. В Московской епархии реализован и такой подход в организации молодежной жизни на приходе.

    Теперь следует сказать несколько слов о потенциальных и реальных членах православных молодежных объединений. Разумеется, число молодых прихожан на каждом приходе варьируется в зависимости от местности, плотности населения, близости образовательных учреждений и других факторов. Поэтому не исключено, что где-то молодежи нет совсем, где-то 2-3 человека, а где-то значительную часть прихода составляют студенты и молодые семьи. Может возникнуть вопрос, какой численный критерий является решающим для необходимости постановки вопроса организации молодежного приходского служения. Так как главным видится не массовость, а содержание служения, приводящего нас ко Христу, то ответ напрашивается сам собой: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18:20). Например, юноша и девушка, под руководством священника, регулярно оказывающие разностороннюю помощь престарелым одиноким прихожанам, могут всерьез задуматься о создании концепции молодежной деятельности социальной направленности собственного прихода. Информационный стенд и интернет-пространство могут послужить незаменимыми помощниками в привлечении новых членов объединения. К сожалению, следует признать, что отсутствие молодежи в храме не всегда обусловлено спецификой местности, а подчас является следствием пастырского нерадения.

    Там же, где весомую часть прихода составляют молодые люди, необходимо максимально задействовать опыт Московской епархии для разностороннего вовлечения молодежи в жизнь Церкви. Вот, только небольшой перечень форм работы с молодежью, реализуемых на территории Московской епархии:

    • регулярные тематические встречи;
    • кружки по изучению Священного Писания;
    • социальное служение;
    • паломнические поездки;
    • спортивные мероприятия;
    • военно-патриотические клубы;
    • миссионерское служение;
    • туристические походы;
    • палаточные лагеря;
    • совместный просмотр и обсуждение кинофильмов (киноклубы);
    • проведение социальных акций (против абортов и зависимостей).

    В связи с такой обширной работой в 2010 г. возникла идея создания особого информационно-дискуссионного поля, где бы православный молодежный актив мог черпать все необходимое для развития и расширения своей деятельности — Совета православных молодежных организаций при Отделе по делам молодежи Московской епархии.

    Успех православного молодежного служения заключается не только в качестве организации самого процесса, а во многом определяется внутренним настроем каждого участника общего дела и способностью священника в сложный момент вовремя оказать духовную поддержку. А в ней сегодня нуждаются многие, особенно молодые люди, находящиеся в духовном поиске. Ведь многие из них приходят потрудиться в храм для того, чтобы утвердиться в своем намерении служить Богу через служение общему делу. Кто-то приходит просто из интереса, который может оказаться быстротечным. Поэтому без пастырского духовного попечения деятельность объединения будет строиться не на духовных началах, а сухом энтузиазме, который, иссякнув, превратит общее дело в рутину и былая активность сменится застоем.

    Сегодня в Московской епархии закладывается огромный потенциал для дальнейшего внедрения повсеместного молодежного служения. Отчасти это выражается в том, что по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в епархии сформировался многочисленный корпус молодых клириков. Многие из них в прошлом лидеры и активисты православных молодежных объединений, не понаслышке знающие, как грамотно организовывать молодых людей для плодотворного служения Церкви Христовой и ближнего их.

    Священник Дионисий Сенин,
    секретарь Совета молодежных
    организаций Московской епархии