Светодиодные прожекторы для фотосъемки. Светодиодные осветители, или LED-эволюция. Синхронизация и способы ее проведения

Руководство по использованию LED светильников
Фотографируя в помещении, означало, до недавнего времени, установку баланса белого в цифровой камере для ламп накаливания. Кто пользовался лампами накаливания при съемке, знает, что с ними довольно непросто снимать, т.к. их цветовая температура не всегда позволяет правильно настроить камеру. Некоторые из дешевых LED (Light Emitting Diode) светильников, доступных на рынке, могут дать весь необходимый цветовой спектр. Порой, то что вы видите в мониторе камеры и в реальном времени отличается друг от друга.

Используйте с любым светом, который Вам нравится Сейчас мы избалованы большим выбором цифровых фотокамер и освещением для них. Светодиодные лампы для фотосъемки изменили наше представление о видео-фотосъемке. В то время как вместе с пленочными камерами покупались специальные эмульсии для каждого типа света - разные и это был долгий и трудоемкий процесс преобразования снимков с специальными светофильтрами. Сейчас же мы просто можем настроить баланс белого на камере для определенной ситуации: солнце, облачно, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, вспышка и.т.д. В некоторые случаях можно вручную установить необходимую цветовую температуру, например, между 2000 и 1000 Кельвин.

Это означает, что, по крайней мере, в теории, Вы можете использовать любой тип света и получать результаты близкие к реальным условиям съемки. Но для этого необходимо знать температуру света, который Вы используете. Съемки, сделанные в RAW формате, всегда можно исправить в постобработке, но Вы должны помнить, что на ЖК-дисплее снимки показываются в JPEG формате, поэтому лучше проверить цветовую температуру Вашего источника освещения. Это сократит время постобработки на компьютере.

Сейчас так много типов света, что делает выбор подходящего Вам очень непростым. Раньше фотографы использовали освещение, которое было под рукой, чаще всего, лампы накаливания. С цифровой камерой Вы можете установить баланс белого на «лампы накаливания» и фотоаппарат просто уберет все «желтизну» на фото. На данный момент, лампы накаливания применяются очень редко и их заменили светодиодные лампы для фотосъемки. Такие лампы стоят немного дороже, но энергопотребляемость и долговечность их в разы дольше, чем у ламп накаливания. Это означает, что фотографы должны подстраиваться под такой тип ламп и для этого есть множество причин.
Выбирайте лампы с умом
Светодиодные лампы дают такой же свет как вольфрамовые, но с меньшими затратами энергии. С LED лампами так же проще работать, потому что они не получаются таким же теплыми как вольфрамовые. Так же светодиодные лампы меньше перегорают.

Существует ошибочное мнение, что светодиодные лампы менее мощные, потому что имеют меньше ватт, но это неправда. Все светодиодные лампы имеют «реальную мощность» и «эквивалентную мощность» указанную на упаковке. Реальная мощность указывает фактическое количество электроэнергии, в то время как эквивалент мощности показывает мощность самой лампы. Например, 5W LED имеет эквивалентную мощность 30 Вт. Это означает, что использование их в своей фото студии будет дешевле, но вы все равно получите тот же свет, как и 30W лампы накаливания.

В первую очередь при покупке светодиодной лампы следует смотреть ее мощность. Второе, на что нужно обратить свое внимание, это цветовая температура. Например свет с температурой 3500 К называется «теплым»,и имеет мягкий желто-оранжевый оттенок а с 6000 К или больше «холодным», и имеет голубовато-белый оттенок. Текущий стандарт LED - это теплый белый (3000 К) и холодный белый (6000 К). Один из примеров в этой статье, имеет температуру 4000 К. Другой пример - имеет температуру 3000 К.

Давно вынашивал планы сварганить какое-нибудь освещение для предметной фотосъемки. Изначально планировал использовать энергосберегающие лампы, собранные в некий модуль – несколько рядов по три лампы, конструкцию которого я подсмотрел с подачи ku_lina .


Пока собирался, да сватался, пришел к выводу и нашел не мало подтверждений того, что такие лампы имеют очень узкий спектральный диапазон. Это грозило нещадным пожиранием оттенков и нюансов на будущих фотоснимках. Недавно, опять же по совету Лины, решил прошерстить инет на предмет светодиодной осветительной аппаратуры. Я не искал соответствующей аппаратуры на Интернет-ресурсах относящихся к фотографии, так как там заведомо любой шпунтик окажется на порядок дороже. Подумал сначала прикупить парочку потолочных светодиодных панелей (40см х 40см), но для них, как и для простой светодиодной ленты пришлось бы дополнительно покупать блок питания, потом все это как-то совмещать в единую конструкцию и придумывать систему крепления к штативу… Идея о приобретении светодиодных прожекторов показалась мне наиболее рациональной. На просторах инета почерпнул некоторую информацию по всевозможным параметрам этого новомодного чуда света. Выяснил, что светодиодная лампа мощностью 5 Вт (450-600 руб.) эквивалентна примерно лампе накаливания в 60 Вт. Или световой поток 1200 Лм (яркость) примерно равен световому потоку лампы накаливания в 100 Вт. Также, немаловажное значение имеет и температура цвета светодиодного прожектора. Среди предлагаемых в интернет-магазинах рунета, естественно, наиболее распространены прожекторы китайского производства и с цветовой температурой 4000 (теплый) или 6500 (холодный) кельвинов.
И вот перебрав наиболее подходящие по цене и географии для самовывоза продающие сайты, остановил свой выбор на одном, торговый павильон которого находится в Компьютерном центре Савеловский (самые низкие цены в Москве, которые удалось найти). Там же, но в другом павильоне прикупил необходимое количество провода, вилки и выключатели для бра.


Устанавливать такой прожектор можно на любой штатив, прикручивая гайкой с соответствующей резьбой или на осветительную стойку, оснастив ее дополнительно простенькой 3D головкой.

Проведя пробную съемку, пришел к выводу, что прожекторы мощностью менее 50 W для съемки с рук покупать не стоит. Тем более, если планируешь использовать рассеивающие фильтры или отражающие экраны. И еще считается, что прожекторы с большим количеством светодиодов малой мощности практичней и долговечней прожектора с одним мощным элементом. В характеристиках ресурс везде указывается одинаковый - примерно 50 000 часов.

P.S. Немного информации для тех, кто так же, как и я, не дружит с электричеством. Такой прожектор продается с небольшим отрезком трехфазного кабеля. Цвета проводов внутри этого кабеля - синий, коричневый и двухцветный желто-зеленый (земля). Но если нет намерений вывешивать его на улицу, как всепогодное устройство, то заземлять его не обязательно. Соблюдение полярности тоже не важно (полярность соблюдается только при подключении к блоку питания, который уже входит в конструкцию прожектора).

Светодиоды все больше и больше становятся атрибутом повседневной жизни. И не зря. У них есть масса преимуществ, но давайте рассмотрим те, которые важны нам, фотографам и видеографам.

Преимущество номер один - это малое потребление электричества. Безусловно, для фотосъемки или видеосъемки никто в принципе не жалеет электроэнергии. Даже в профессиональных видеостудиях, где идет непрерывный процесс съемки передач, счета за электричество - не самая важная статья расходов. Но! Нас, фотографов, все-таки волнует малое потребление электроэнергии в том случае, когда приходится переносить на себе источники энергии - аккумуляторы. Вот тогда и задумываешься, «сколько весит электричество».

И если для галогенки в качестве автономного источника питания будет использоваться, скорее всего, бензогенератор, люминисцентный осветитель может уже работать , весом килограмм 5-6. Светодиодный источник потребляет еще меньше, чем люминисцентный, но самое важное - он работает от постоянного тока малого напряжения и, следовательно, может работать от портативных аккумуляторов, используемых для видеокамер, или даже от пальчиковых батареек. Именно это становится часто решающим моментом при выборе, что же взять на выездную сессию?

Второе преимущество - неубиваемость и безопасность. Конечно, боятся молотка, а также падений, но все же не так, как большая часть других осветителей. Во всех остальных осветителях используются стеклянные лампы, а ведь стекло - весьма хрупкий материал. Галогенки и лампы-вспышки нельзя даже пальчиками потрогать, так как оставшаяся от них грязь приведет к поломке при нагреве. Светодиодный осветитель - практически ненагревающаяся конструкция, которую можно носить в кармане рюкзака для аппаратуры и даже если запылится, то достаточно встряхнуть и протереть тканью.

Третье - регулировка мощности . Да, светодиоды могут светить с разной мощностью! Скажете эка невидаль - вот лампы-вспышки и галогенки тоже так умеют и даже на некоторых люминисцентных осветителях есть регулировка мощности! Так вот: все так, да не так.

Сначала исключим лампы-вспышки. Они, конечно, для фотосъемки лучше по всем параметрам, но они вспыхивают, а не горят постоянно. Далее разберемся с двумя другими «конкурентами» - галогенными и .

Как регулируют - уменьшают мощность, подаваемую на лампу. Так как свечение в галогенке - это процесс накаливания, то, уменьшая мощность, мы уменьшаем и цветовую температуру. Как следствие происходит искажение цветов.

Как регулируют люминисцентные осветители?

Если вы попробуете уменьшить мощность, подаваемую на люминисцентную лампу, то лампа начнет мигать. Стартер, который зажигает газ в трубке, медленнее накапливает энергию, и лампа будет мигать заметно для глаза. Поэтому регулировка на люминисцентных осветителях возможна только одним способом - там отключают лампы. Если, например, в осветителе 6 ламп и с обратной стороны у него 6 выключателей, соответственно шаг регулировки у такого прибора - 1 лампа.

Четвертое - долговечность . Неизвестно проверял ли кто-то на практике, но срок службы у светодиодов 50000 часов. Такая цифра, конечно, больше маркетинговый ход, так как это срок службы самих диодов, а осветитель, скорее всего, выйдет из строя быстрее, так как в нем еще есть плата управления и пр. Но все равно, это очень долгий срок, даже в сравнении со сроком службы галогеновой лампы, который составляет «всего» 100-500 часов.

Пятое - отсутствие нагрева . В принципе, конечно, они тоже нагреваются, но до допустимых температур - например, получить ожог невозможно. А самое главное - светодиоды не расплавят фильтры и любители поснимать с постоянным светом, применяя при этом , получат огромное удовольствие от работы.

Недостатки есть. В чем преимущества аналогов? Для хорошей светимости нужна большая излучающая площадь. Например, экпопара панели из 600 светодиодов YongNuo YN 600 на расстоянии 1 метра:

  • диафрагма - 4,0 и 9/10"
  • выдержка - 1/60 c
  • ISO - 100

Это большая панель, размером 15х23 см (плюс поля по 1-2 см). Надеть на такую панель тубус, чтобы получить точечное освещение, сложно. Тем не менее, уже несколько производителей начали выпускать приборы с яркими светодиодами, сосредоточенными в одном небольшом прямоугольнике, например FTR-1131 Jinbei EF-100 LED.

Еще одной слабой стороной прибора является спектр его излучения, с ярко выраженным синим цветом. Так как излучение светодиода - это не процесс нагрева, то излучение от него несколько отличается от спектра солнечного света или вспышки. Но это становится критичным только для высоко профессиональных снимков, хотя достаточно просто корректируется светофильтрами. Да и производители приборов успешно борются с этим явлением.

Примерно те же эволюционные шаги в свое время делали люминисцентные лампы: сначала наблюдалось повальное увлечение, затем находили критические недостатки (мерцание, вредность для окружающей среды, неприятный спектр) и начинали с ними бороться. Современные люминисцентные студийные осветители уже не мерцают, светят с нужной цветовой температурой и заняли свою нишу. Их можно увидеть сейчас в любой видеостудии.

Те же шаги делает и светодиодное освещение, постоянно происходит совершенствование, удешевление и не удивляйтесь, если через десяток лет люминесцентные лампы можно будет увидеть только в фильме ужасов в сценах, где герои обследуют заброшенные здания.

В этом обзоре я расскажу про светодиодную лампу для освещения при съемке видео. И то, как я её доработал, чтобы питаться от аккумуляторов 18650.

Сначала как обычно расскажу про упаковку и комплектацию, затем про характеристики.
Лампа пришла в неприметной картонной коробке. Фото положу в спойлер.

Коробушка


В комплекте с лампой 3 фильтра (прозрачный, оранжевый и фиолетовый), прозрачный фильтр установлен по умолчанию. Кроме этого в комплекте переходник, для расширения и без того огромного списка совместимых аккумуляторов.

А именно: Panasonic CGR-D16S; Panasonic D series (D08S, D16S, D28S, D54S); Sony NP-FH70, NP-FM55H, NP-F550; Sony FP series (FP50, FP70, FP90); FM series (FM50, FM55H, FM500H, QM71D, QM91D); F series (F550, F570, F770, F960, F970); FV series (FV50, FV70, FV90); FH series (FH50, FH60, FH70, FH90, FH100) или 6 * AA батареек.

6 батареек типа АА устанавливаются сюда:

Ну и конечно в комплекте есть инструкция.

Инструкция


А вот и основные характеристики лампы:

Количество светодиодов: 160
Максимальная мощность: 9.6 Ватт
Рабочее напряжение: 7.2-8.4 V
Цветовая температура: 5400K/3200К
Освещенность:
1м – 1480Lux,
2м - 450Lux,
3м - 178Lux,
4м - 101Lux,
5м - 63Lux
Средний срок службы: 30000 часов.
Размер: 14,2 * 11 * 5.5см.
Материал корпуса: ABS пластик.
Вес: 235г.
Размер упаковки: 14.2 х 11 х 5.5cm.

Лампа содержит 160 светодиодов, расположенных на печатной плате, поверх которой установлен отражатель. Над отражателем установлено крепление для светофильтра. Корпус лампы выполнен из ABS пластика и содержит многочисленные прорези для организации охлаждения лампы.



Лампа имеет крепление для установки на практически любую зеркальную камеру и большинство камер имеющих крепление типа «горячий башмак». Кроме этого крепление лампы позволяет устанавливать её на штатив.

Сбоку на корпусе лампы есть колесико регулятора яркости, этим же колесиком лампа включается и выключается. На задней стороне, прям под батарейным отсеком, есть кнопка TEST, благодаря которой можно получить информацию об уровне заряда аккумуляторов.

Поскольку заряжать по 6 аккумуляторов типа АА крайне не удобно, а ни одного аккумулятора из списка, который я давал выше, у меня нет, я решил доработать лампу, для установки в неё аккумуляторов 18650.
Из характеристик видим, что напряжение питания составляет 8,4, а это как раз два последовательно соединенных аккумулятора 18650. Я купил батарейный отсек на два аккумулятора 18650, и немного расширив отверстие в крышке батарейного отсека лампы, установил в него держатель аккумуляторов. Единственное, что мне осталось сделать после этого, подпаяться к контактам + и – внутри корпуса, что я и сделал.

Попутно давайте посмотрим на внутренности лампы. Плата со светодиодами установлена в отражатель, который крепится к корпусу лампы. Кроме этого внутри еще одна небольшая плата.



На плате две микросхемы, одна LM339 – компаратор
Другая – Трех амперный понижающий преобразователь.

Начнем тесты.

Для начала я замерю ток, потребляемый лампой в режиме максимальной яркости, он составил 1,42А при напряжении на аккумуляторах 7,57В. Следовательно, потребляемая мощность составила 10,7Вт.

В характеристиках лампы указана освещенность в зависимости от расстояния. Я измерил этот параметр с помощью люксметра и рулетки. Замеры были произведены с одного, двух и трех метров. Полученные мною значения оказались примерно равны заявленным данным.

Посмотрим какова лампа в деле. Для этого я установлю на камере выдержку 1/50, диафрагму 5,6, ISO 400 и буду постепенно увеличивать яркость. Камера расположена на расстоянии 50см от объекта. Более подробно это можно посмотреть в видео версии, которая будет в конце обзора. Таймкод: 2:35.

То же самое проделаем при удалении камеры на 1м.

И ещё пара примеров фотографии с использованием данной лампы.
У Слоника слева f/4.5, 1/200, ISO400, у дракона справа f/3.5, 1/200, ISO400

Лампа совместима с целой кучей аккумуляторов, жаль, что в данной модели по умолчанию не было переходника на аккумуляторы 18650.
И пожалуй еще недостаток, который я отмечу, это пластиковое крепление под башмак. Хоть весит конструкция не много, но металлическое крепление смотрелось бы надежнее.

Не смотря на указанные выше недостатки, лампа мне очень понравилась буду её использовать при дальнейшей съемке обзоров. Если в процессе выявлю какие-либо недостатки, то дополню этот обзор.

Ну и как обычно видео версия обзора. Все тесты начинаются с 2:00, если обзор уже вами прочитан, то можно смело перематывать туда на 2:00.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Планирую купить +8 Добавить в избранное Обзор понравился +10 +18

Для большинства фотографов актуален вопрос о том, как создать качественный студийный свет. Так как его часто не хватает из окна, а стационарные лампы не дают желаемого результата. Студийный свет можно сделать своими руками. Немаловажным фактором при этом остается простота и низкобюджетность.

Домашняя фотостудия

Чаще всего это огромное количество дорогой аппаратуры в большом помещении. Однако при желании можно собрать свой портативный набор студийного света, потратив на него минимум средств.

Для этого необходимо следующее оборудование: фотоаппарат (с объективом), синхронизаторы, вспышки и держатели для них, аккумуляторы, стойки, зонты, софтбоксы, модификаторы, фоны и, конечно же, сумки, чтобы переносить и хранить весь инструмент.

Каким бывает студийный свет

Роль освещения в мире фотосъемки неоценима. С его помощью можно передать настроение, глубину, эмоции. Самым мощным источником в студии считается рисующий свет. Использовать только его не стоит, так как получается слишком большой контраст, и половина объекта оказывается в темноте. Исправить положение можно заполняющим светом. Это сделает тени плавнее, они не так будут бросаться в глаза.

Чтобы получить более идеальную картинку, нужно добавить контровой свет. Он придаст видимости, объект зрительно отделится от фона. Располагают его позади модели.

Также существуют такие виды студийного света, как импульсный и постоянный. Рассмотрим каждый из них.

Свет импульсный

Такой источник дает гораздо больше мощности, нежели постоянный. Даже если их сравнить по стоимости, размеру, другим параметрам. Почему так происходит? Потому что постоянное освещение, пока затвор открыт, все время должно в объективе отражать от предметов фотоны. А импульсный студийный свет накапливает достаточно энергии за короткое время и мгновенно высвобождает ее в большом количестве. Что позволит легко превзойти солнце. Так как для фотографии нужно краткое мгновение.

Если необходимо большое количество энергии для работы - это лучший вариант. Источником импульсного света можно осветить помещение как в солнечный ясный день. При этом весить он будет всего 100 грамм и свободно помещаться в руке. Более удобно использовать импульсный свет и при съемке на природе. Конечно, люминесцентные трубки-лампы складываются не очень компактно, да и от ударов защитить их необходимо. Источником питания служат обычные аккумуляторы.

Импульсный свет излучают вспышки и пилоты. С фотоаппаратом их связывает синхронизатор. Недостаток один - выделение большого количества тепла. Следствие - огромное потребление энергии.

Свет постоянный

В основном источниками служат светодиодные и галогенные лампы. Они не связываются с фотоаппаратом, что очень удобно в работе. Несмотря на то, что импульсный, на первый взгляд, превосходит студийный свет постоянный, у последнего есть и свои преимущества. Используя такое освещение, фотограф увидит то, что и его камера. Нет ограничений в применении светомодификаторов. Так как тепла выделяется немного. Даже не делая кадр, можно увидеть результат, просто перемещая свет.

Работать с ним - одно удовольствие. Не требуется использовать флешметр, снимать в ручном режиме. Нужно просто переключать настройки до получения нужного результата, подстроить ISO камеры и диафрагму. Постоянный свет идеален для обучения. Понравится он и модели. Ее не будут беспокоить резкие вспышки, придется только привыкнуть к очень яркому освещению.

Студийный свет своими руками

Наиболее распространенной насадкой для приборов освещения является софтбокс. Его можно сделать самим. Для этого понадобится:

  • ящик картонный;
  • ватман;
  • фольга;
  • прожектор галогенный;
  • подкладочная полупрозрачная ткань;
  • рейки;
  • спицы;
  • клей;
  • ножницы;
  • проволока;
  • гайки;
  • шпильки;
  • прищепки канцелярские.

Софтбокс состоит из каркаса, который можно сделать из любого (квадратного или прямоугольного) картонного ящика. С одной стороны, необходимо отрезать крышку, чтобы она была открыта. Затем делаем отражающий слой. Для этого обклеиваем внутреннюю поверхность ящика белой бумагой или фольгой. Из полупрозрачной светлой ткани сделаем экран-диффузор, заклеивая ею открытую сторону. В софтбоксе есть двухслойный чехол: внешний (черный) и внутренний (металлизированный отражающий).

На противоположной стороне экрана необходимо сделать отверстие для прибора освещения, в качестве которого используется прожектор галогенный. Крепится он при помощи проволоки.

Если для работы нужен большой софтбокс, то его каркас можно изготовить из деревянных реек и проволочных спиц. Следует заметить, что рама, на которую крепится экран, должна быть гораздо больше, чем для прожектора. Готовый каркас обтягивается чехлом. Его можно сделать цельным двухслойным. Так, он проще надевается на рамку, однако требует больших временных затрат. По отдельности обтягиваем стенки, используя прищепки канцелярские, разные по размеру.

Софтбок крепится к или ножке светильника. Очень важно включать его только во время съемки. Так как сильно нагревают поверхность. Самодельный студийный свет готов.

Мощность и качество различных типов света

Для любителей светлых снимков с неглубокой резкостью и открытой диафрагмой идеально подойдет постоянное освещение. Хотя оно и имеет маленькую мощность. Для съемки еды, натюрмортов, продуктов и статических предметов в целом лучше применить импульсный свет.

Что касается качества, то мнения по этому поводу очень субъективны. Однако постоянный свет более приятен и мягок.

Принципы работы

Фотограф в домашней студии должен иметь все необходимое для съёмки. Это неё, фон, осветительные приборы, отражатели, насадки. Но этого недостаточно. Еще очень важно знать, как работать со студийным светом, правильно его поставить.

Основные атрибуты:

  • портретная тарелка;
  • рефлектор;
  • зонт;
  • софтбокс;
  • светоотражатели;
  • цветные фильтры;
  • тубус;
  • соты.

Использование фонового рефлектора поможет равномерно осветить задний план. Даст резкие тени, направленный жесткий свет. размещается напротив объекта, который снимают. Она дает мягкий направленный (сконцентрированный) свет, который дополняется рассеянным. Для этого применяется софтбокс и зонт. Можно установить лампу за ним (на просвет) или применить как отражатель благодаря белой ткани на внутренней поверхности.

Сегодня самой популярной насадкой среди фотографов является софтбокс. Свет получается рассеянный и красивый. Мастера применяют октобоксы (большой восьмиугольный) и стрипбокс (длинный прямоугольный). Все зависит от размеров, формы, расстояния до объекта. Для группового снимка используются октобоксы, для портретных, во весь рост - стрипбокс.

Для смены направления и цветовой необходимы фотоотражатели. Также они незаменимы для студий с одним источником. Спот (тубус) фотографы применяют редко, так как он способен осветить только маленькую деталь.

С помощью цветных фильтров изменяют цвет студийного освещения. Их устанавливают на источник, направляют на фон и так получается фото в ореоле. Цвет кожи при этом не меняется. Для имитации солнечного света используют соты.

Моноблоки, генераторы служат фотографам как источники постоянного света. Опытные мастера выбирают генераторы. Они хоть и дороже, но легче в работе.

Синхронизация и способы ее проведения

Сегодня в магазинах можно приобрести комплект импульсного света. Туда входят:

  • стойка;
  • лампа;
  • зонтики;
  • цветные фильтры.

Неудобство доставляет то, что необходима синхронизация и подключение к фотокамере. Иначе вспышка просто не будет работать.

Синхронизацию можно провести тремя способами.

  1. Трансмиттер (ИК-пускатель).
  2. Радиосинхронизатор.
  3. Синхрокабель.

ИК-пускатель - это маленькая коробочка. Крепится к камере там, где обычно вспышка. Действует по такому принципу: внутри моноблока есть «ловушка», которая улавливает импульсы, что дает понять вспышке: «Пора работать». Недостаток - инфракрасный луч должен находиться в видимости устройства, как пульт и телевизор. Из-за неудобства такой способ применяется редко.

Более практичен в использовании радиосинхронизатор. Снимает с любого места, куда дошел сигнал. Принцип работы такой, как и у трансмиттера, но в основе лежат радиоволны.

Крайне неудобным способом для фотографа является синхрокабель. Так как источник освещения и фотоаппарат соединяет провод, который постоянно будет путаться под ногами у мастера.

Определившись с синхронизацией, необходимо настроить вспышку. Она переключается в ручной режим. Мощность уменьшается. То же проделываем с камерой. Экспозиция кадра определяется гистограммой или флеш-метром.