Как правильно считать слова при технике чтения. Техника чтения в начальных классах

Чтение в школе - это не столько предмет изучения, сколько средство обучения всем остальным предметам Следовательно, одна из главных задач, которая стоит перед учителем начальных классов - научить детей осознанно, бегло, правильно читать, работать с текстом и развивать потребность к самостоятельному прочтению книг.

Навык чтения включает техническую и смысловую сторону чтения.
Техника чтения состоит из следующих компонентов: способ, правильность и темп. Смысловая сторона включает: выразительность и понимание прочитанного. Одной из в остается проблема оценки и контроля уровня сформированности всех основных параметров чтения.

Техника чтения: условия проверки в начальных классах

1. Осуществление проверки техники чтения ребенка в спокойной и привычной для него обстановке.
2. При этом ребенок должен сидеть за партой на расстоянии полтора-два метра от проверяющего.
3. Первые несколько предложений или три-четыре строки текста ребенок должен читать без учета времени. Это даст ему возможность "вчитаться" в текст.
4. Требования к тексту:
- отсутствие непонятных, незнакомых слов;
- доступное учащимся содержание;
- шрифт, соответствующий шрифту учебников для начальных классов.
5. При определении количества прочитанных за минуту слов, союзы, предлоги, части слов, переносимые со строки на строку, части слова, написанные через дефис, имеющие в составе более трех-четырех букв, считаются за "отдельные слова". Например, "тихо-смирно" нужно считать как два разных слова, а "жар-птица" за одно, так как в первой части этого слова только 3 буквы.
6. Проверка понимания содержания прочитанного текста проводится по 2-3 вопросам. Не следуют для этих целей просить пересказать текст, так как пересказ - это показатель развития связной речи ученика, а не навыков чтения.

Техника чтения (1 класс).

Согласно официальному программному требованию, первоклассники должны читать в минуту 25-30 слов. А к концу года должны освоить послоговое плавное чтение без ошибок, т.е. без замен, пропусков, повторов слов, слогов, букв, с правильным ударением. При этом короткие слова ученики должны читать целиком, а длинные - по слогам. Кроме того, после прочтения нужно оценить понимание прочитанного по вопросам.

Техника чтения (2 класс).

Второклассники, согласно программе, на конец первого полугодия должны читать 40 слов, а на конец учебного года - 50 слов в минуту. те же: правильность, понимание, выразительность. Способ чтения текста - целыми состоящие из четырех-пяти слогов и более, могут быть прочтены по слогам.

Техника чтения (3 класс).

Учащиеся 3 класса на конец 1 полугодия должны читать 60 слов, а на конец учебного года - 75 слов в минуту. Критерии оценивания те же. Способ чтения текста - целыми словами.

Техника чтения (4 класс).

Учащиеся четвертого класса, согласно программе, на конец 1 полугодия должны читать 70-80 слов, а на конец учебного года - 85-95 слов в минуту.

Техника чтения совершенствуется от класса к классу. Чтобы этот процесс проходил интересно и результативно, учителям и родителям необходимо использовать разнообразные упражнения.

Скорость чтения – важный показатель не только для школьников, у которых его регулярно проверяют. Взрослому человеку в современном мире очень важно уметь ориентироваться в огромных потоках информации. Тест для проверки скорости чтения поможет определить ваш текущий уровень и понять, необходимо ли работать над улучшением этого навыка или вы читаете достаточно бегло.

Как проверить скорость чтения?

Самый простой способ – взять секундомер (можно использовать приложение на телефоне), текст для проверки скорости чтения и прочитать его в обычном ритме в течение одной минуты. Важно, чтобы текст был не техническим, не содержал узкоспециализированные термины и понятия и не был знаком читателю. Текст не должен быть слишком примитивным. Проверяемый должен видеть текст впервые, чтобы результаты не были искусственно завышены.

Но, что вам до скорости, если вы не понимаете с какой осознанностью поглащаете текст? :)

Гораздо лучший способ узнать, какая у вас скорость чтения – воспользоваться бесплатным онлайн тестом. Для этого устройтесь поудобнее, введите ваше имя в форме выше, жмите кнопку и сразу увидите текст, который необходимо прочесть, не торопясь, стараясь понять все то, что написано.

Когда весь текст будет прочитан - жмите на кнопку в самом низу. Программа автоматически определит скорость чтения и предложит вам ответить на несколько вопросов, чтоб понять степень усвоения материала. В результате тестирования вы получите не только результат своей скорости и осознанности чтения, но и рекомендации по улучшению техники чтения в формате книги "Все, что вы хотели знать о скорочтении, но боялись спросить". Вводите имя. Жмите на кнопку и узнавайте свою реальную скорость чтения. Хорошего дня.

Посреди длинной гряды Аппалачей, на юго-востоке штата Кентукки, раскинулся маленький городок под названием Харлан.

Он расположен на плато Камберленд, в диком краю, где горные хребты перемежаются узкими полосками долин. Ширина некоторых из них такова, что там умещается лишь небольшая речушка да однополосная дорога. Когда на плато Камберленд пришли первые поселенцы, склоны гор и долины были покрыты непроходимыми девственными лесами. Гигантские тюльпановые деревья достигали 50 метров в высоту и около двух метров в обхвате. Их окружали массивные белые дубы, буки, клены, орешник, сикоморы, березы, ивы, кедры, сосны и тсуги, опутанные лозами дикого винограда. В лесах водились медведи, кугуары и гремучие змеи, в кронах деревьев резвились белки, а под верхним слоем почвы пласт за пластом залегал каменный уголь. Харлан был основан в 1819 году переселенцами из северных районов Британских островов. В XVIII в. они поселились в Вирджинии, а затем в поисках новых земель двинулись на запад, в сторону Аппалачей.

Округ никогда не был богат. На протяжении первых ста лет его существования численность населения редко превышала 10 000 человек. Первые поселенцы держали на своих маленьких фермах свиней, пасли овец на склонах холмов и с трудом сводили концы с концами. Гнали виски на заднем дворе. Валили деревья и весной, когда поднималась вода, сплавляли их по реке Камберленд. Вплоть до XX в. ближайшая железнодорожная станция находилась в двух днях езды на повозке. А дорога к соседнему городку Пайн-Маунтин, что в девяти милях к северу от Харлана, то и дело становилась непроезжей.

Шерлок Холмс в одном из своих рассказов дал следующую характеристику памяти: «Я считаю, что человеческий мозг - это маленький пустой чердак, и вы должны его обставить выбранной мебелью. Ошибочно думают, что у комнаты эластичные стены. От нее зависит, как скоро наступит время забывания того, что вы знали раньше, при каждом новом поступлении информации». Индивидуальный опыт человека можно назвать его памятью. Ваши друзья помнят одно, а вы - совсем другое. Любые воспоминания отличаются друг от друга. Ведь не зря говорят, что память - это искажение действительности, а не ее отражение.

С помощью памяти мы воспринимаем и понимаем окружающий мир, ориентируемся в пространстве, сохраняем и используем определенные знания и навыки. Потеря человеком памяти всегда была равносильна безумию.

Наиболее высокого уровня своего развития память достигает именно у человека. Такими мнемоническими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. С помощью генетической памяти из поколения в поколение передаются жизненно необходимые качества, а механическая способствует приобретению опыта, практических навыков. Если организм уходит из жизни, вместе с ним исчезает и жизненный опыт. Общественный прогресс позволяет совершенствовать процесс запоминания у всех цивилизованных людей, улучшать его в ходе приобщения к достижениям человечества. Ученый П. П. Блонский доказал, что двигательный, аффективный, образный, логический виды памяти появились один за другим - по мере развития человечества. Память лежит в основе психической деятельности человека, в основе развития и обучения. Она играет роль связующего звена между прошлым человечества, его настоящим и будущим. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Ричард Фейнман - играющий на сдвоенном барабане лауреат Нобелевской премии по физике - был жизнерадостным человеком. Но однажды, в период одновременно тяжелый и счастливый, его оптимизм подвергся серьезным испытаниям.

В начале 1940-х гг. любимая жена Фейнмана - Арлин - лежала в больнице, будучи смертельно больной туберкулезом. Клиника находилась далеко, и Фейнман мог навещать жену лишь изредка, поскольку работал в закрытом городе Лос-Аламос (штат Нью-Мексико) над одной из важнейших программ Второй мировой войны - секретным Манхэттенским проектом. Тогда Фейнман еще не был знаменит, никакие особые привилегии ему не полагались. Чтобы чем-то занять ум после рабочего дня и отвлечься от беспокойства и скуки, Фейнман начал сосредоточенно заниматься проникновением в глубинные и самые темные тайны: он начал выяснять, как открывать сейфы.

Стать успешным открывателем сейфов не так просто. Фейнман развивал интуицию, постигал внутреннее строение замков, тренировал руки, как пианист, так что пальцы сами совершали нужное на последних стадиях, когда уже выяснены первые цифры комбинации.

Позже Фейнман узнал о том, что в Лос-Аламосе взяли на работу профессионального мастера по замкам - настоящего эксперта, который открывал любой сейф за секунды. Мастер прямо в Лос-Аламосе! Фейнман понял, что если ему удастся подружиться с этим человеком, то все секреты сейфовых замков немедленно станут ему известны. Пока Фейнман совершенствовал свои навыки вскрытия сейфов, он успел подружиться с профессиональным мастером по замкам. Проходило время, одни беседы сменялись другими, мало-помалу Фейнман переходил от дежурных вежливых фраз к обсуждению профессиональных вопросов, пытаясь все глубже проникнуть в тайны мастерства, казавшегося ему совершенным. Наконец, однажды поздно ночью ему стала ясна самая ценная деталь тайного знания. Секрет состоял в том, что мастер знал коды замков, по умолчанию установленные производителями.

Здравствуйте, друзья! Наверняка вы знаете о том, что все ученики начальной школы периодически подвергаются испытанию чтением, технику которого учителя проверяют дважды, а то и трижды в год. Для многих детей это событие является настоящим стрессом. И от испуга и волнения они просто не могут показать свои умения в полном объеме. Как с этим бороться? Заниматься и тренироваться дома!

Необходимо выполнять , которые помогут улучшить показатели. И обязательно оценивать результаты своих домашних занятий. Вот только как их оценивать правильно? Например, как считать слова при проверке техники чтения или оценивать понимание прочитанного? Об этом я и расскажу в статье.

План урока:

Как проводить проверку дома?

Технология проверки техники чтения на дому:

  1. Выбрать подходящее время. Школьник должен быть в хорошем настроении и нормально себя чувствовать.
  2. Устранить все отвлекающие факторы: телевизор, компьютер, мобильный телефон.
  3. Приготовить все необходимое: секундомер (или часы с секундной стрелкой) и книжку.
  4. Усадить сына или дочку за стол, положить перед глазами книгу.
  5. Сесть рядом и взять в руки секундомер.
  6. Сказать «Начали». В этот момент ребенок начинает читать.
  7. Следить за временем и в это же время внимательно слушать, обращая внимание на выразительность и возможные ошибки.
  8. Сказать «Стоп», когда секундомер отсчитает ровно минуту. В этот момент читать прекращаем.
  9. Перейти к оценке результатов.

При оценке учитываются следующие параметры:

  • скорость;
  • понимание;
  • выразительность;
  • правильность.

Как оценить скорость чтения?

Скорость определяется количеством слов, которые ребенок успел прочитать за минуту. Казалось бы, все так просто! Но почему-то после подсчета слов результаты у разных людей получаются разными. Почему так происходит?

Дело в том, что далеко не каждый папа и не каждая мама знают, как правильно нужно считать. Давайте с вами попробуем.

Вот вам пример. Посчитайте, какова скорость чтения школьника, если за минуту он как раз успел прочитать весь текст, приведенный ниже.

Очень давно на земле жил волшебник. Взял он однажды

горсть серебряных монет и подкинул их в небо. Монетки рассыпались там,

и появилась звездная дорожка.

С тех самых пор звездная дорожка светит ночью путникам. Чтобы люди возв-

ращались под крышу своего дома не во тьме.

Я специально попросила сделать это трех своих знакомых. Знакомьтесь наши тестируемые: Михаил, Татьяна, Ольга.

Варианты ответов:

  1. Михаил – 37 слов.
  2. Татьяна – 48 слова.
  3. Ольга — 43 слова.

Ну, и кто же прав? А никто не прав. На самом деле скорость в данном случае составит 44 слова! В чем ошибки моих товарищей?

Михаил, насчитавший 37 слов, решил, что обращать внимание на всякие союзы, предлоги, типа "и", «но», «в», «по» вовсе не обязательно. Это ошибка! Даже такие маленькие словечки считаются.

Татьяна, нашедшая 48 слов, посчитала не только союзы с предлогами, но и точки с запятыми. И оказалась не права. Точки, запятые и другие знаки препинания не считаются.

Ольга, у нее 43 слова, оказалась ближе всех к правильному ответу. Но все-таки допустила ошибку. Она посчитала слово «возвращались», первая часть которого находится на одной строке, а вторая перенесена на следующую одним словом. Это неверно, если в тексте присутствует перенос слова, то это слово считается за два.

Хотите еще тест? Пожалуйста! Прочитайте на следующей картинке отрывок из рассказа и попробуйте сосчитать, сколько в нем слов?

Зайчиха жила тихо-смирно и был у нее зайчонок.

Как-то сидит зайчиха под елочкой и тут же зайчонок ее играется.

Если слово пишется через дефис, и с каждой стороны от дефиса более трех букв, то эти две части слова считаются по отдельности. То есть, в нашем примере «тихо-смирно» - это два слова. А слово «как-то» — одно.

А как понять достаточно ли быстро читают дети? Или еще ускориться? На этот вопрос ответ дает . Судя по ФГОС, к моменту окончания начальной школы ученик должен читать примерно 120 слов в минуту.

Самые низкие нормативы, естественно, в 1 классе. Когда маленький школьник подрастает и переходит во 2 класс, а потом в третий, то вместе с ним подрастают и нормативы.

Оцениваем понимание прочитанного

Оцениваем выразительность и правильность чтения

Когда ребенок читает, слушайте внимательно. Обращайте внимание на выразительность, наличие интонационных пауз, логических ударений, допущенные ошибки. Нельзя останавливать ребенка во время проверки и указывать ему на эти ошибки. С ними разберетесь уже после того, как проверка завершится. Вернитесь к «ошибочным» словам и прочитайте их еще раз.

Тексты для контрольного чтения

С текстами для контрольной проверки у родителей тоже могут возникнуть проблемы. Нельзя использовать абы-какие книги. Например, взять отрывочек из «Войны и мира» или, наоборот, из детской книжки с потешками, которую ребенок и так наизусть знает. Результаты оценки окажутся неверными.

К текстам предъявляются вполне конкретные требования:

  • он должен быть незнаком читающему;
  • должен соответствовать возрасту и быть понятным;
  • предложения должны быть короткими, без слишком замороченных конструкций;
  • лучше, если в нем не будет диалогов;
  • не должно быть иллюстраций;
  • он должен помещаться на одну страницу;
  • он должен быть напечатан удобным для чтения крупным шрифтом.

Где ж его, такого идеального взять? В книжках конечно! Вот, например, книга из серии «Светлячок», называется «Проверяем технику чтения». В ней есть и тексты, и вопросы на понимание прочитанного.

А вот еще книжка. Она создана в помощь учителям начальных классов, но, думаю, и нам с вами подойдет. Называется «Чтение. 1 – 4 классы. Тексты для проверки техники и выразительности чтения».

Если вы дома, то обязательно фиксируйте результаты. Либо в табличке, которую можно повесить на стену перед письменным столом, либо в специальной тетрадке. Ваш юный читатель будет видеть свой прогресс, и это позволит ему заниматься еще упорнее и стремиться к новым высотам.

А если вы стараетесь, стараетесь, а новые высоты так и остаются недостижимыми, то скорее всего что-то вы делаете не так. Что именно? Узнайте об этом на бесплатном вебинаре «В зоне особого внимания чтение!»

А стремиться есть к чему! Как вам чтение со скоростью 100000 слов в минуту? Думаете так не бывает? Я тоже так думала, пока не увидела это видео. Знакомьтесь, Никита Болдырев!

Дорогие друзья, теперь вы знаете, на что обращать внимание при домашних занятиях чтением. Я надеюсь, это поможет вам избежать ошибок и подходить к вопросу уверенно и со знанием дела.

Если вам есть, что добавить, то, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

Всего самого доброго вам и вашим деткам!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Мы определяем скорость чтения как количество знаков, прочитанных в единицу времени с учетом качества усвоения прочитанного. Ее можно подсчитать по формуле

где V — скорость чтения, зн./мин.;

Q — число знаков в тексте (объем );

Т — время, затраченное на чтение текста, в мин.;

К — коэффициент понимания.

Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме знаков препинания). В некоторых пособиях скорость чтения измеряется в словах. От одной единицы измерения объема текста можно легко перейти к другой, только зная соотношение между ними.

Известно, что в русском языке слова имеют в среднем по шесть букв. Если, например, скорость чтения в знаках равна 600/мин., то скорость чтения в словах будет 100/мин. (600 :6). Абсолютно точно время чтения замеряют секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой.

А что такое коэффициент понимания? Нам уже известно, что быстрое чтение — это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного. В процессе обучения нужно постоянно измерять не только скорость чтения, но и качество усвоения. Как следует из приведенной формулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного. Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К=1, на 8 вопросов — К=0,8 и т. д.


Считаем целесообразным ограничиться одним показателем, характеризующим скорость чтения в соответствии с приведенной выше формулой. В самом деле, понятие «чтение » предполагает выполнение процесса, связанного не только с восприятием информации, но и непременно его смысловой обработкой. В связи с этим термин «скорость чтения», определяемый как «объем прочитанного текста за единицу времени», теряет всякий смысл. Отпадает необходимость также в других терминах — «гибкость », «продуктивность чтения» и т. п., которые только вводят в заблуждение неискушенных читателей. Следует постоянно помнить, что любое чтение всегда предполагает осмысление прочитанного, а раз так, то и измерение скорости чтения всегда должно быть связано с проверкой качества его усвоения.

Каковы же нормативы скорости чтения? Что следует считать медленным и быстрым чтением? В табл. 1 показаны нормативы скорости чтения зарубежных источников для читающих тексты на своем родном языке. В США и некоторых других странах существует государственный стандарт скорости чтения. Прием на работу в некоторые конторы и фирмы непременно включает тестирование, предусматривающее измерение скорости чтения.

Таблица 1

Скорость чтения

Скорость чтения

Английский

язык

Немецкий

язык

Очень низкая

170 — 200

100 — 140

Низкая

200 — 230

140 — 180

Средняя

230 — 250

180 — 220

Быстрая

350 — 450

400 — 500

Сверхбыстрая

550 — 650

600 — 800

В нашей стране установлен государственный норматив скорости чтения для школьников начальных классов ( табл. 2).

Таблица 2

Классы

Скорость чтения,

сл. / мин.

Первый

30 — 60

Второй

90 — 110

Третий

110 —140

Школьная реформа включает как обязательный компонент совершенствование техники чтения школьников. Основные этапы формирования навыка чтения показаны в табл. 3 . Предполагается, что выпускник средней школы должен в полной мере владеть навыком быстрого чтения. Однако, как показывает опыт, этому надо учить специально, хотя бы в порядке факультатива. В новом школьном курсе «Основы информатики и вычислительной техники» методика обучения быстрому чтению должна найти свое отражение.

Таблица 3

Уровень навыка

Классы

Скорость чтения,

сл. /мин.

Начальный

1 — 3

80 — 130

Развивающий

4 — 6

130 — 250

Совершенствующий

7 — 10

250 — 330

Многолетние наблюдения и опыт обучения позволяют установить нормативы чтения взрослых читателей ( табл. 4).

Таблица 4

Вид чтения

Скорость чтения

сл./мин.

зн. /мин.

Очень медленное

Медленное

1500

Быстрое

3000

Сверхбыстрое

500 — 1000

3000 — 6000

Панорамное быстрое

1000 — 1500

8000 — 10 000

Предлагаемая методика обучения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной. Как правило, учащиеся достигают скорости в 3 тыс. знаков и более. При таком темпе за час можно прочитать около 100 страниц книги среднего формата.

Какова максимально возможная скорость чтения? Исследования показали, что максимальная скорость, при которой возможно полноценное усвоение прочитанного, не может превышать 1500 сл./мин (10 тыс. зн./мин). Примеры более высоких скоростей, которые приводятся иногда в зарубежной печати, или носят рекламный характер, или имеют в виду чтение типа скольжения-сканирования на повышенных скоростях.

Скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от множества факторов: активности и уровня нервно-психических процессов, темперамента, особенностей мышления и т. п. Поэтому правильнее повышать существующую скорость чтения. Наблюдения свидетельствуют, что практически любой здоровый человек сможет, овладев методом быстрого чтения по предлагаемой методике, увеличить скорость в 3 раза.