Демьян бедный биография и творчество. Бедный демьян. Ранние годы и начало творчества

Бедный, Демьян (настоящие имя и фамилия – Ефим Алексеевич Придворов) – коммунистический поэт (13.4 1883, деревня Губовка Херсонской губ. – 25.5.1945, Москва). Родился в семье крестьянина, служившего церковным сторожем в Елизаветграде (ныне Кировоград) и ранние годы провёл не в селе, а в этом городе. Ненависть к матери, постоянно его избивавшей, рано породила в душе мальчика озлобленность на жизнь.

В 1896-1900 учился в военно-фельдшерской школе в Киеве, а в 1904-08 на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, для поступления в который ему лично позволил сдать экстерном гимназические экзамены великий князь Константин Константинович (поэт и куратор военно-учебных заведений). Основываясь на этом факте, тщеславный Демьян позже распространял слухи, что он – незаконный сын этого члена императорской фамилии.

Первые стихи Демьяна вышли в свет в 1899. В 1912 он вступил в РСДРП , с того же времени начал публиковаться в партийных газетах «Звезда» и «Правда». В 1913 появился сборник Басни . Сам Ленин из-за границы призывал большевиков пестовать «талантливого стихотворца».

«Пролетарский поэт» Демьян Бедный

Бедный писал псевдонародные политические стишки, имевшие во время революции острый агитационный характер. Благодаря примитивному содержанию и легкодоступной форме они приобрели широкую известность в народе. После революции Бедный среди прочего активно занимался циничной антирелигиозной пропагандой, низость которой заклеймил Сергей Есенин в стихотворении «Послание "евангелисту" Демьяну ».

Бедный жил в Кремле, рядом с квартирами большевицких вождей, в стихах постоянно превозносил Ленина и Троцкого . В ответ и Троцкий славословил Демьяна («это не поэт, приблизившийся к революции, снизошедший до неё, принявший её; это большевик поэтического рода оружия»). Для разъездов по стране Бедному в 1918 выделили особый личный вагон, позже – и автомобиль «Форд». В первое советское десятилетие тираж его книг превысил два миллиона. Как говорят, он лично присутствовал при расстреле и сожжении тела Фанни Каплан .

1923 года ВЦИК наградил Демьяна орденом Красного Знамени. Это было первое награждение литератора боевым орденом. О бездарной поэзии Бедного написали несколько хвалебных книг коммунистические «критики», а наркомпросс Луначарский приравнивал его по дарованию к Максиму Горькому .

Во время внутрипартийной борьбы 1926 -1930 годов Демьян угодливо поддерживал линию Сталина , бывшего в ней явным фаворитом. В 1929 он лично выезжал помогать проведению коллективизации в Тамбовской губернии.

Иосиф Сталин и Писатели. Демьян Бедный, 1 серия

Однако в конце 1930 исключительное положение Бедного в литературе пошатнулось. 6 декабря 1930 года Секретариат ЦК ВКП(б) специальным постановлением осудил стихотворные фельетоны Демьяна «Слезай с печки» и «Без пощады», опубликованные в «Правде», заявив «за последнее время в фельетонах т. Демьяна Бедного стали появляться фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании "России" и "русского"». Главная, не упомянутая в постановлении, причина критики, видимо, состояла в том, что последний фельетон упоминал восстания в СССР и покушения на Сталина, несмотря на запрет обсуждать подобные темы как «ложные слухи».

Демьян немедленно обратился с жалобой к Сталину, но получил от него в ответ довольно резкое письмо (от 12.12.1930). Чтобы заслужить прощение, баснописец стал писать еще более низменные славословия Вождю и коммунизму, но его продолжали критиковать. В 1934 Бедного еще избрали в президиум правления Союза писателей , но на Первом съезде Союза в том же году обвинили в политической отсталости. Вскоре подверглось резким нападкам либретто Бедного для комической оперы Богатыри (1936). В преддверии близящейся войны с фашистской Германией Сталин уже вовсю заигрывал с русскими патриотическими чувствами. Демьяна вновь обвинили в клеветническом истолковании русской истории и сатирическом искажении событий, связанных с крещением Руси , и в 1938 исключили из партии и Союза писателей «за моральное разложение».

Во время Второй мировой войны Бедный писал антинемецкие басни и памфлеты; однако так и не сумел полностью вернуть себе прежнее положение. Партийное постановление от 24.2.1952 (уже после смерти Демьяна) подвергло идейному разгрому издания его книг 1950 и 1951 гг. за «грубейшие политические искажения», возникшие прежде всего потому, что в эти издания были включены первоначальные варианты произведений Бедного вместо поздних, политически переработанных. Тем не менее советское литературоведение и позже продолжало отводить Бедному почетное место на своих страницах.

Биография

Бедный, Демьян

Псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича Придворова. Д. Б. родился в 1883 в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губ., в крестьянской семье (из военнопоселенцев), до 7 лет жил в Елизаветграде у отца (сторожа церкви духовного училища), потом до 13 лет у матери в деревне, в обстановке ужасающей нужды, разврата и зверства. Эти тяжелые годы дали Д. Б. хорошее знакомство с жизнью деревни, особенно с ее теневыми сторонами. Когда Д. Б. было 14 лет, отец определил его на казенный счет в закрытую военно-фельдшерскую школу. Здесь мальчик пристрастился к чтению: познакомился с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Никитиным. Здесь же имели место первые литературные опыты Д. Б. (сатирические стихи на школьные темы). По окончании школы Д. Б. отбыл воинскую повинность, затем выдержал экзамен на аттестат зрелости и в 1904 поступил в Петербургский университет.

Школа и солдатчина воспитали Д. Б. в строго-монархическом, национальном и религиозном духе. Студенческие волнения и события первой революции ошеломили Д. Б., но лишь с началом реакции он понемногу начинает разбираться в происходящем вокруг и проникается революционным настроением. Д. Б. сблизился с поэтом П. Ф. Якубовичем и через него с редакционной группой журнала «Русское Богатство», т. е. с революционно-демократическими и народническими кругами. Б январе 1909 Д. Б. дебютировал в «Русском Богатстве» стихотворением за подписью Е. Придворова. В декабре 1910, с основанием легальной большевистской газеты «Звезда», Д. Б. стал сотрудничать в ней - сперва под своей фамилией, а затем под псевдонимом Демьяна Бедного, сблизился с большевистским авангардом рабочего движения и вступил в большевистскую партию. В 1912 он участвовал в основании газеты «Правда» и деятельно сотрудничал в ней, причем привлек сочувственное внимание В. И. Ленина. В 1913 Д. Б. был арестован. В годы империалистской войны Д. Б. был мобилизован и попал на фронт. Изредка его вещи появлялись в журн. «Современный Мир» и в разных провинциальных изданиях.

После Февральской революции Д. Б. сотрудничает в «Правде» и др. большевистских газетах. После Октябрьской Революции посещает все фронты гражданском войны, выступает на фабриках и заводах. В апреле 1923 Реввоенсовет Республики и ВЦИК наградили Д. Б. за его революционно-боевые заслуги орденом Красного Знамени. С января 1925 состоит членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП).

Идеология Д. Б. - идеология крестьянина, перешедшего на точку зрения пролетариата. Стихи Д. Б. периода «Русского Богатства» по содержанию и форме - обычные для того времени революционно-демократические стихи. Но участие в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения превратили Д. Б. в «большевика поэтического рода оружия» (Троцкий), в пионера пролетарской поэзии.

Тематика Д. Б. охватывает все стороны революционной борьбы пролетариата и крестьянства за последние 15 лет. Необычайное умение быстро и сильно реагировать на общественные события придало произведениям Д. Б. Значение своеобразной художественной летописи революции. Дореволюционные стихи Д. Б. говорят о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне и т. д. В период Временного правительства Д. Б. борется с оборончеством, разоблачает войну, пропагандирует власть советов. Красная армия находит в Д. Б. своего художника-агитатора. Он откликался боевыми призывами на все крупные фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался «к обманутым братьям в белогвардейские окопы». Одновременно Б. отмечал недостатки советского строительства. Особое место в его творчестве занимает тема: колебания крестьянства в революции (поэмы «Красноармейцы», «Мужики», «Царь Андрон» и др.). Весьма обширно антирелигиозное творчество Д. Б.: в большинстве произведений этого цикла автор говорит об обмане и лицемерии духовенства («Отцы духовные, их помыслы греховные»), в поэме же «Новый завет без изъяна» Д. Б. идет дальше и путем пародирования евангелия разоблачает его внутренние противоречия Нэп вызвал Д. Б. на борьбу как с паническим неприятием нэпа, так и с капитуляцией перед новой буржуазией. Многочисленны у Д. Б. также отклики на события внутрипартийной жизни (партдискуссии и т. д.).

Жанры, которыми пользуется Д. Б., крайне разнообразны. Преобладают чисто-агитационные стихотворения, часто переходящие в патетическую лирику («В огненном кольце» и др.). Реже встречается лирика интимная («Печаль», «Снежинки»), тоже социально направленная. Прибегает Д. Б. и к эпосу: хронике («Про землю, про волю, про рабочую долю»), абстрактному сюжетному эпосу («Главная улица») и конкретному сюжетному эпосу («О Митьке бегунце и об его конце», «Клятва Зайнет» и др.). Особенно часто Д. Б. пользуется жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом. В эпоху «Звезды» и «Правды» и империалистской войны основным жанром Д. Б. стала басня, превращенная им в острое орудие политической борьбы (кроме оригинальных басен, Д. Б. принадлежит перевод басен Эзопа). Разнообразию жанров соответствует и разнообразие стилистических приемов: Д. Б. пользуется и классическими метрами, и свободным стихом, и приемами фольклора. Характерно для него снижение сюжета и стиля, - прием, тесно связанный с ориентацией на широкую массовую аудиторию. Д. Б. любит пародировать «высокий стиль» (следует отметить бытовую трактовку евангелия в «Новом завете»). Основной источник технических новшеств стиха Д. Б. - фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек и т. д. Популярность Д. Б. чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экземпляров и имели широкий и действенный отклик в массах. По данным красноармейских библиотек. Д. Б. самый читаемый автор. Некоторые стихи Д. Б. стали популярными народными песнями («Проводы» и др.). Несмотря на сочувственные отзывы печати о первых произведениях Д. Б., официальная критика после революции лишь поздно обратилась к изучению его творчества. Начало серьезной критической литературе о Д. Б. положено лишь в 20-х гг. К. Радеком (1921) и Л. Сосновским (1923).

Отдельные произведения Д. Б. неоднократно издавались брошюрами и книжками. В 1923 изд-во «Крокодил» выпустило «Собрание сочинений» Д.Б. в одном томе, со статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского. ГИЗ выпускает «Собрание сочинений» Д.Б. в 10 томах, под редакцией и с примечаниями Л. Сосновского и Г. Лелевича. Изд-ом Народов СССР выпущена книжка избранных стихотворений Д. Б. на нем. яз. в переводе И. Русса. Укр. изд. «Книгоспiлка» выпустило «Новый завет без изъяна» в переводе О. Вараввы. Биографические сведения имеются в брошюре Л. Войтоловского «Демьян Бедный», М., 1925, и в статье К. Еремеева (в однотомном собрании сочинений).

Бедный Демьян – это псевдоним поэта Ефима Алексеевича Придворова. Он родился в крестьянской семье в 1883 году, в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губернии. До 7 лет жил у отца в Елизаветграде, который работал сторожем церкви духовного училища. Позже до 13 лет жил у матери, в ужасающей обстановке нужды.

В 14 лет Демьяна отец устроил за казенный счет в закрытую военно-фельдшерскую школу, где мальчик очень полюбил чтение. Там он и начал писать свои первые сатирические стихи на школьную тематику. По окончанию школы Демьян прошел военную повинность, получил аттестат зрелости и поступил в Петербургский университет в 1904 году.

Демьян был воспитан в национальном, религиозном и строго-монархическом духе. В ходе событий первой революции проникается революционным настроением. Он разделял взгляды с поэтом П.Ф.Якубовичем и редакционной группой журнала «Русское Богатство» с революционно-демократическими взглядами.

В январе 1909 г. в журнале было опубликовано его дебютное стихотворение за подписью Е.Придворова. В декабре 1910 г. Демьян стал сотрудничать с легальной, большевистской газетой «Звезда» в первое время под своей фамилией, а позже – под псевдонимом Демьяна Бедного. Позже он вступил в большевистскую партию. В 1912 году принимал участие в основании газеты «Правда» и плотно с ней сотрудничал. В 1913 году его арестовали. В период империалистской войны был мобилизован и отправлен на фронт. Его творения печатались в журнале «Современный Мир» и провинциальных изданиях. После Октябрьской революции посещает все фронты, выступает на заводах и фабриках. В 1923 году награжден орденом Красного Знамени. С января 1925 стает членом Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей.

Тематика его стихотворений широко охватывает все стороны борьбы крестьянства и пролетариата в ходе революции. Бедный пользуется крайне разнообразными жанрами: интимная лирика («Печаль», «Снежинки»), эпос («Про землю, про волю, про рабочую долю»), фольклор, преобладает агитационное направление («В огненном кольце» и др.). Его произведения разошлись миллионами экземпляров по всему миру и имели огромную популярность.

Демьян Бедный — поэт, писатель СССР, попавший в опалу при .

Творчество Демьяна Бедного несколько противоречиво. Он, будучи талантливым от природы, вынужден был идти на поводу системы.

Демьян Бедный неслучайно взял себе этот псевдоним, отказавшись от своего родного имени Ефим Придворов, поскольку он хотел подчеркнуть свое самое простое происхождение: сын чернорабочего.

Он родился в Херсонской области в 1883 году, прошёл обычное обучение для бедняков того времени в сельской школе, а затем обучался на военного фельдшера и поступил в Петербургский университет. И это уже необычно для бедняка, но именно своим живым умом, тягой к знаниям и врожденным талантом отличался этот писатель и поэт.

Первые уверенные шаги

Уже с 1912 года он уверенно начал свою литературную биографию, его творчество попало на страницы ведущих на то время большевистских изданий. Из-под пера писателя с живым умом и выразительной речью выходили песни, басни, сатирические фельетоны, стихи. Одной из первых знаменитых стала поэма «Про землю, про волю, про рабочую долю», которая была опубликована как раз в год революции 1917. Затем последовали аналогичные по тематике поэмы, например, «Главная улица». Он смело заявил о себе на литературной и политической арене в 20-ые годы. Большевикам, да и простому народу, настолько пришлось по вкусу его творчество, что всерьез проводилась полемика о необходимости взять поэзию Демьяна Бедного за образец всего советского литературного творчества. О популярности говорит этот факт, что даже появился город, который был назван в честь поэта. Довольно известное поселение в Пензенской области (Спасск), было переименовано в Беднодемьяновск, историческое название города вернулось лишь в 2005 году по указу президента России.

Восхищение талантом

Даже такие ближайшие соратники и, по большому счёту конкуренты, как , отзывались о творчестве и Демьяна, как о прекрасно написанных, удивительных своей точностью произведениях. Уже в 1918 году, то есть практически через год после революции, новое правительство выделило поэту огромную квартиру не где-нибудь, а в большом Кремлевском дворце, куда он перевёз жену и детей, даже няню для них и тёщу. У Бедного была настоящая страсть к литературе, самообразованию, он собрал потрясающую библиотеку, которой с удовольствием пользовался и сам Сталин. Еще до того, как Сталин в полной мере захватил власть в свои руки, Бедный подружился с ним, найдя в его лице соратника и понимающего человека. Стоит сказать заранее, что такая доверительная дружба и хорошие отношения сохранились не навсегда. Когда власть полностью сосредоточилась в руках Сталина, он принялся активно пересматривать и зачищать свое окружение, и в опалу попал в сам Демьян.

Взлеты и падения

Во многом опала со стороны власти и самого Сталина стала результатом мрачности общественных устоев того времени, восхваления, доносов, откровенных кляуз. Собственно, жертвой системы стал и сам Демьян Бедный, хотя в своих поэмах он вынужден было восхвалять власть на все лады.

Сталин характеризовался подозрительностью, особенно усилилась эта черта, когда он стал у руля огромного государства. Повсюду были доносчики и откровенные клеветники. Так, существует мнение, что к Демьяну Бедному, который всегда был острым на язык, впрочем, как и любой поэт, был приставлен осведомитель, который слушал, о чём говорит первый поэт государства и доносил вождю. При этом слова Демьяна многократно перевирали, искажали, и зачастую они обретали совершенно противоположный смысл. Например, как-то он обедал вместе со Сталиным и, придя домой, заявил, что ему очень понравился десерт из клубники. Но Сталину донесли это совсем в ином свете. Дескать, возомнивший себя великим поэт недоволен, что Сталину подают такие блюда, в то время как люди в стране голодают.

Доподлинно неизвестно, насколько верил Сталин таким и кляузам, ведь он прекрасно понимал, что людьми в его окружении движет страха, а доносы становятся обычным делом. Однако факт остается фактом, уже с конца 20-ых годов Сталин стал планомерно делать всё, чтобы Демьян Бедный хорошо прочувствовал опалу и травлю.

Отношение к власти

Нельзя сказать, что Бедный был абсолютно невинной овечкой, которую клеймили позором завистники и клеветники по указке Сталина. Нельзя не признать его литературный талант, умение четко, кратко и ясно излагать мысли, создавать безупречные по стихотворной форме произведения, ироничные. Однако он был не из таких людей, которые способны идти против системы.

Опала началась с самого начала 30-ых годов, когда Сталин прямо осудил произведения Демьяна бедного, заметив, что поэт клевещет на СССР и представляет его в искаженном свете, не соответствующем действительности.

Газеты практически перестали его печатать, Бедный по своей привычке всё ещё пытался достучаться до Сталина и доказать, что травля, возникшая вокруг него, абсолютно напрасна. Однако на апелляцию к первому лицу государства поэт получил ещё большую отповедь, когда в своем письме Иосиф Сталин прямо заявлял, что Демьян, взяв удачный старт, превратился в критикана, который преподносит народы СССР и их прошлое в совершенно искаженном свете.

Писатель был вынужден начать писать хвалебные и даже восторженные опусы власти и большевикам, восхваляя каждый их шаг. Например, одна из известных и трагических историй нашей страны — это снос храма Христа Спасителя в Москве, который осуществился 5 декабря 1931 года. Конечно, это было одно из самых центральных событий в жизни страны, поскольку Храм был символом веры, и такой решительный шаг означал твёрдые убеждения верхушки порвать с религиозным в прошлом. Демьян Бедный сочинил восторженную поэму относительно этого трагического события, сравнив храм с сором, от которого необходимо избавляться. Далее были не менее восторженные поэмы, критикующие крещение Руси и другие факты. Однако такое рвение не только не помогло поэту вернуть расположение властей, но и усугубило положение.

Последние годы жизни

Апофеозом преследований стало исключение в 1938 году поэта из партии, это сопровождалось унизительной формулировкой «моральное разложение». Материальное положение поэта сильно пошатнулась, но еще хуже было его моральное состояние. Вскоре началась Вторая Мировая Война и Бедный, понимая всю трагедию жизни своей родины, несколько отвлекся от преследовавших его личных неудач, он вновь сосредоточился на творчестве, сменил псевдоним на Демьян Боевой. Он создавал свои поэмы, восхваляющие героизм народа, солдат, не переставая при этом упоминать о величайших заслугах Сталина. К сожалению, маятнику судьбы так и не удалось качнуться в обратном направлении. После окончания войны травля продолжилась, хотя Демьян возлагал большие надежды на послевоенный период, характеризовавшийся обновлением страны, светлыми надеждами на достойное будущее.

Поняв, что ожидания его больше не оправдаются, поэт потерял смысл жизни и скоропостижно умер 25 мая 1945 года. Даже после смерти его произведения, которые он еще не успел издать при жизни, были в буквальном смысле разгромлены литературной критикой. Но некоторое послабление пришло после смерти Сталина. В 1956 году Демьян Бедный был восстановлен в КПСС посмертно, к его поэзии вновь возродился интерес. Город, названный его именем, не переименовали, это случилось только после распада СССР.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Бедный (настоящие имя и фамилия — Придворов Ефим Алексеевич) Демьян (1883 — 1945), поэт.

Родился 1 апреля (13 н.с.) в селе Губовка Херсонской губернии в семье церковного сторожа. С детства постиг тяготы жизни. Учился в сельской школе (1890 — 96), откуда вынес любовь к русской литературе. В 1896 поступил в военно-фельдшерскую школу в Киеве. Тогда же начал писать стихи, эпиграммы, мечтая стать литератором. С 1900 по 1904 служил в казармах ротным фельдшером, продолжая самообразование.

Сдав экстерном экзамены за полный курс классической гимназии, в 1904 был принят на историко-филологический факультет Петербургского университета. Студенческие годы будущего поэта совпали с революционными событиями 1905 — 1907. Как и все передовое студенчество, Ефим Придворов был охвачен революционными настроениями. После поражения революции написал стихотворения "Под новый год", "С тревогой жуткою...", "Не примирился, нет!" (1909). В 1911 его стихи были опубликованы в петербургской газете "Звезда" (большевистской). Эта газета была закрыта, но в апреле появилась большевистская газета "Правда", и Придворов, принявший теперь псевдоним "Демьян Бедный", стал активным ее сотрудником. Наибольшей известностью пользовались его басни. В 1913 вышла его первая книга "Басни".

В годы Первой мировой войны служил в армии фельдшером, был удостоен боевой награды.

В революционном 1917 Демьян Бедный активно выступал на страницах большевистских изданий с памфлетами, эпиграммами, пародиями. Написал популярную поэму "Про землю, про волю, про рабочую долю".

Безоговорочно приняв революцию, Д. Бедный самоотверженно ей служил. В годы гражданской войны он постоянно находится на фронте, создавая злободневные стихи, песни, частушки, поэтические листовки. Завершился этот этап творчества поэмой "Главная улица" (1922).

Много и плодотворно он работал и в 1920-е, часто выезжал на заводы и стройки, постоянно выступая перед рабочими со стихотворениями, агитирующими за новую жизнь, за борьбу с пережитками прошлого.

В годы Великой Отечественной войны Демьян Бедный создал множество поэтических текстов к плакатам, написал новые стихотворные повести, легенды, поэмы ("Русские девушки", 1942, "Месть", 1943, "Хозяин", 1945).

Будучи тяжелобольным, поэт мечтал только об одном — дожить до Дня Победы. Его мечта исполнилась. Он умер 25 мая 1945.

(настоящее имя и фамилия - Ефим Алексеевич Придворов)

(1883-1945) советский поэт

Ефим Алексеевич Придворов, будущий пролетарский поэт Демьян Бедный, родился на Херсонщине, в деревне Губовке, в семье крестьянина. Детство его было полно невзгод и лишений. Первые годы жизни мальчик провел в городе Елизавет-граде, где его отец служил церковным сторожем.

Позднее Бедный вспоминал в своей биографии: «Жили мы вдвоем в подвальной каморке на десятирублевое отцовское жалованье. Мать с нами жила редкими временами, и чем эти времена случались реже, тем это для меня было приятнее, потому что обращение со мной со стороны матери было на редкость зверское. С семи лет и до тринадцати мне пришлось вытерпеть каторжную совместную жизнь с матерью в деревне у деда Софрона, удивительно душевного старика, любившего и жалевшего меня очень».

Через некоторое время будущий поэт попадает в казарменную обстановку киевской военно-фельдшерской школы, заканчивает ее и какое-то время служит по специальности. Но очень рано пробудившаяся страсть к книгам, интерес к литературе не оставляют Ефима. Он много и упорно занимается самообразованием и уже в двадцатилетнем возрасте, сдав экстерном экзамен за гимназический курс, становится студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета.

Это было в 1904 году, накануне первой русской революции. В годы университетской учебы, в обстановке, когда в стенах «храма науки» на Васильевском острове кипели сходки, манифестации, демонстрации, происходил сложный процесс формирования и становления личности будущего поэта. В той же автобиографии Бедный писал: «После четырех лет новой жизни, новых встреч и новых впечатлений, после ошеломительной для меня реакции последующих лет я растерял все, на чем зиждилось мое обывательско-благонамеренное настроение».

В1909 году в журнале «Русское богатство» появляется новое литературное имя - Е.Придворов. Тогда впервые были напечатаны стихи, подписанные этим именем. Но эти стихи и дружба с ветераном народнической поэзии П.Ф. Якубовичем-Мельшиным были лишь кратким эпизодом из жизненного и творческого пути поэта. Имя персонажа одного из первых стихотворений Придворова «О Демьяне Бедном, мужике вредном» (1911) становится его литературным псевдонимом, популярным среди миллионов читателей. Под этим псевдонимом с 1912 по 1945 годы появляются на страницах газет и журналов его произведения.

Демьян Бедный в своем творчестве, на первый взгляд, традиционен, привержен обкатанной многими форме, ритму, интонации стиха. Но это только поверхностное и обманчивое впечатление. Так же как его предшественник и учитель Некрасов, Демьян Бедный - смелый и вечно ищущий новатор. Традиционные формы он наполняет новым, кипучим и острым, содержанием эпохи. И это новое содержание неизбежно обновляет старую форму, позволяет поэзии выполнять дотоле неведомые ей задачи большой важности - быть близкой и доступной сердцу современников.

Стремясь к основному - сделать произведение понятным, доходчивым для любого читателя, Демьян Бедный, помимо излюбленной им басни, пользовался и такими легко доступными для восприятия жанрами, как частушка, народная песня, сказка, легенда (все эти жанры мастерски, например, сочетаются в повести «Про землю, про волю, про рабочую долю»). Он писал также стихи, построенные на комическом эффекте смешения разностильных направлений, как, например, «Манифест барона фон Врангеля». Вот пример из «Манифеста...»:

Ихь фате ан. Я нашинаю.

Эс ист для всех советских мест.

Для русский люд из краю в краю

Баронский унзер манифест.

Вам мой фамилий всем известный:

Ихь бин фон Врангель, герр барон.

Я самый лючший, самый шестный

Есть кандидат на царский трон.

Послюшай, красные зольдатен:

Зашем ей бьетесь на меня?

Правительств мой - все демократен,

А не какой-нибудь звиня...

Предельная ясность и простота формы, политическая актуальность и острота тематики деали стихи Д. Бедного любимыми самой широкой аудиторией. За три с лишним десятилетия его творческой деятельности поэт запечатлел весь калейдоскоп событий общественно-политической жизни страны.

Поэтическое наследие Демьяна Бедного олицетворяет преемственность его поэзии по отношению к великим предшественникам. Его творчество несет на себе выразительные знаки плодотворного влияния Н.А.Некрасова и Т.Г.Шевченко. У них он учился, в числе прочего, непревзойденному мастерству использования богатейших источников устного народного творчества. Нет, пожалуй, в русской поэзии такого вида и жанра, к которому бы, исходя из особенностей темы и материала, не прибегал Демьян Бедный.

Конечно, его главным и самым любимым жанром была басня. Она помогала в дореволюционной оде прятать от цензуры крамольные мысли. Но, кроме Демьяна Бедного - баснописца мы знаем Демьяна Бедного - автора стихотворных повестей, легенд, эпических и лирико-публицисти-ческих поэм, таких, например, как «Главная улица» с ее поразительным лаконизмом, чеканным ритмом, патриотическим накалом каждого образа, каждого слова:

Главная Улица в панике бешеной:

Бледный, трясущийся, словно помешанный.

Страхом смертельным внезапно ужаленный.

Мечется - клубный делец накрахмаленный,

Плут-ростовщик и банкир продувной,

Мануфактурщик и модный портной,

Туз-меховщик, ювелир патентованный,

- Мечется каждый, тревожно взволнованный

Гулом и криками, издали слышными,

Средь облигаций меняльной конторы...

Демьян Бедный известен как мастер стихотворного фельетона, броской, разящей эпиграммы, стихов малой формы, но значительной емкости. Поэт-трибун, поэт-обличитель всегда был готов отправиться в самый дальний уголок страны ради встреч со своими читателями. Интересный разговор состоялся однажды у Демьяна Бедного с организаторами его поездки на Дальний Восток. Его не интересовала материальная сторона. «Солнце есть? - спросил он. - Есть. -- Советская власть есть? - Есть. - Тогда еду».

Годы, прошедшие со дня смерти поэта, - достаточно значительный срок для того, чтобы созданное им испытать временем. Конечно, из огромного количества произведений Демьяна Бедного отнюдь не все сохраняет свою прежнюю значимость. Те стихи на частные темы революционной действительности, в которых поэту не удалось подняться на высоту широкого художественного обобщения, остались просто интересным свидетельством времени, ценным материалом для истории эпохи.

Но лучшие произведения Демьяна Бедного, где его талант раскрылся в полной мере, где сильная патриотическая мысль и горячее чувство современника важных событий в истории страны нашли выражение в художественной форме, - эти произведения по-прежнему сохраняют свою силу и действенность.

Характеризуя особенности русской литературы, А.М.Горький писал: «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление - понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле». Эти слова как нельзя лучше подходят для оценки жизни и творчества Демьяна Бедного.