Что такое олицетворение примеры в русском языке. Что такое олицетворение – значение, определение и применение слова. Примеры в литературе

Если просто рассмотреть само слово ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, то, конечно же, выделяется корень ЛИЦО, что само собой подталкивает нас к расшифровке этого понятия.

Это слово имеет древне-латинский аналог "персонификация", что в переводе означает: persona - лицо, facio - делаю. И опять же, тут встречается нам слово "лицо". А это что-то, что присуще живым существам.

Олицетворение - придание, перенесение свойств, которыми обладает живой предмет на неживые предметы и явления. Например, неживые предметы и явления, наделенные данными свойствами, получают умение смеяться, грустить, задумываться, волноваться и.т.д.

Например, тучи могут набежать, небо нахмуриться, а дождь заплакать.

Познание мира через олицетворение


  • Если обратиться к древности, то видно, что олицетворение было неотъемлемой частью познания мира и явлений природы, когда всем явлениям придавали образы богов и наделяли их человеческими способностями.
Так, древнегреческий бог Уран являлся олицетворением неба, а его супруга Гея, олицетворением земли. А в результате их брака появились живые существа - звери и птицы, а также горы, реки, деревья.
Хорошо видны приемы олицетворения в славянском язычестве.

Олицетворение в литературе

  • В литературе олицетворение применяется, как художественный прием, для усиления выразительности.
Очень точным приемом олицетворения пользуется автор "Слова о Полку Игореве".
«И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная течет среди земли Русской».

«Долго наступает ночь. Вечерняя заря свет уронила. Вот и мгла поля покрыла. Наконец и щекот соловьиный уснул; утренний говор галок пробудился».

Вся природа наделена чувствами, так пение соловья не просто прекращается, а засыпает, а заря роняет свой свет.

Олицетворение - довольно часто использующийся в литературе художественный прием, суть которого заключается в перенесении особенностей личности на неживые предметы. С помощью него обеспечивается образность речи. Этот художественный прием - разновидность . С его помощью можно создавать оригинальные смысловые конструкции, добавляющие красок в текст. Например, «камыш шепчет» (что в реальной жизни может делать только человек).

Вконтакте

Также можно встретить название «персонификация», которое является синонимом. Википедия пишет, что персонификация является термином, который используется в психологии, когда человек свои качества и эмоциональные реакции ошибочно приписывает другому человеку (этот механизм называется проекцией, который лежит в основе этого процесса). В социологии персонификация используется для того, чтобы переложить ответственность за плохие события на другого человека.

Функции олицетворения в искусстве

Этот художественный прием используют для решения разных задач.

  • Добавление игровых моментов в обучение детей. Например, басни полны олицетворениями разного рода. Животные наделяются человеческими качествами, благодаря чему ребенку интереснее воспринимать сюжет и находить мораль произведения.
  • Создание эмоционального оттенка текста. Персонификация может использоваться для того, чтобы приковывать внимание читателя к произведению. Оно может найти применение не только в художественной литературе, но и научно-популярной. Нередко персонификация используется как один из маркетинговых приемов.
  • Стимулировать воображение читателя, дать ему возможность более красочно ощутить прочитанное.

И ряд других задач ставит перед собой персонификация. Вот, для чего применяется олицетворение.

Где используется персонификация?

Один из жанров, где особо активно проявляется персонификация - миф . В текстах древних народов растениям, животным, морям и океанам приписывались человеческие качества. На примере было значительно проще объяснить суть вещей, причины происхождения вселенной и появление живых существ. Было множество богов, которые воплощались в неживых предметах и животных и имели такие же черты характера, как и люди.

Персонификация используется и в сказке . Надо провести грань между мифом и сказкой. Первый воспринимается как реальность. То есть в персонификацию верят, отрицая, что это просто художественный прием. В случае же со сказкой все понятно - персонажи вымышленные. Она не ставит целью объяснить непонятные вещи типа происхождения жизни на Земле.

Персонификация может использоваться и в научной литературе , хотя ее количество значительно меньше, чем в художественной. Чаще всего она используется в форме устойчивых выражений типа «дождь идет», которые применяются повсеместно. То есть персонификация в научных текстах используется неосознанно, без цели создать красочность. Наиболее активно персонификация себя проявляет в искусстве, а не науке.

Как найти олицетворение?

Найти олицетворение в прозе, стихотворении, несложно. Для этого необходимо исходить из определения. Олицетворение - это когда не человек наделяется человеческими качествами . Пример - солнце село. Так, в известном стихотворении А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Идёт направо - песнь заводит, налево - сказку говорит.

Выводы

Олицетворение является хорошим инструментом, который поможет добавить выразительности за счет удачного сравнения. Оно используется в огромном количестве сфер, начиная мифами и заканчивая научными текстами. Это мощный прием, который надо применять осторожно и умеренно.

Необязательно быть литературным критиком, для того чтобы знать, что такое олицетворение, это скорее вопрос общей эрудированности. Рано или поздно с этим понятием придется столкнуться, да хоть помогая ребенку с домашним заданием по литературе. А показывать незнание перед собственными детьми - не лучший выход из ситуации.

Борьба за выживание

Издавна люди уделяли особое внимание природе:

  • От условий окружающей среды зависело выживание целых племен.
  • Даже самый «незначительный» природный катаклизм мог обречь на смерть десятки человек.
  • Плодородие почвы давало возможность прокормить семьи тем, кто занимался аграрным делом и собирательством.
  • Благословение природы в виде богатой добычи обеспечивало охотникам сытую жизнь.

Природа, а порой и самый обыкновенный случай, решали - жить человеку или умереть. Это уже ближе к современности люди научили изменять условия окружающей среды под себя, нанося природе непоправимый вред. А когда-то наши предки были столь уязвимы и зависимы от нее как дикие звери.

Не стоит удивляться, что первые религиозные культы восхваляли силы природы, обожествляли их, наделяли разумом и человеческими чертами:

  1. Силой.
  2. Волей.
  3. Решительностью.
  4. Всепрощением.
  5. Милосердием.
  6. Жестокостью.
  7. Злобой.

И хоть прошли тысячи лет, до сих пор кое в чем подобные тенденции смогли сохраниться.

Что такое олицетворение в литературе?

Олицетворение является литературным приемом , который использовался еще в народном творчестве и мифах, с незапамятных времен:

  • Повсеместно встречается в классической литературе.
  • Раскрывается за счет придания одному объекта образа чего-то другого.
  • Заключается в наделении объекта неживой природы человеческими свойствами.
  • Используются сложные образы, а не примитивные качества.

Чтобы создать полноценное олицетворение писатель должен:

  1. Выбрать два объекта, с которыми он будет работать - живой и неживой природы.
  2. Сформировать четкий и всеобъемлющий образ человека, который будет в дальнейшем перенесен.
  3. Максимально точно передать человеческие качества неживому объекту.

В данном случае важней всего первый пункт - правильно подобрать две составляющие. Сделать это так, чтобы читатель был одновременно заинтересован и удивлен. Но на самом деле, мы практически каждый день используем олицетворение в повседневной жизни, в нашей речи - совершенно не задумываясь о смысле сказанного.

Каждый из нас понимает, что вьюга не может «кружиться над городом, завывать и заглядывать в окна» , но выдавая подобную фразу, никто не задумается о литературных приемах, олицетворении или чем-то в этом духе.

Путаница среди литераторов, примеры

В литературе существует множество приемов, сходных по смыслу. Вот к примеру:

  • Берем природную стихию.
  • «Наделяем» ее способностью живого человека.
  • Получаем на выходе что-то в духе - «ветер шумит».

Но это не олицетворение, а одушевление. Вся разница заключается в том, что в данном случае мы не создаем никакой образ, а лишь переносим одно конкретное свойство на неживой объект, одушевляя его. Впрочем, в этих понятиях зачастую путаются сами литераторы.

Кто-то приводит басню «Лебедь, рак и щука» в качестве примера олицетворения, мотивируя это тем, что автор создает образы людей неспособных к сотрудничеству. А другие уверенно заявляют, что это лишь антропоморфизм. Мол, животного описали подобно человеку, изменив его «морфизм».

Еще реже понятие путают с аллегорией, но бывает и такое. На вопрос действительно можно взглянуть под разными углами, куда важнее уметь объяснить и доказать другим право на существование своей позиции.

Олицетворение в повседневной жизни

В реальной жизни мы зачастую создаем себе образы и живем, отталкиваясь от них:

  1. Не воспринимаем объективно картину мира, сводя все к набору образов и штампов.
  2. Наделяем окружающих людей качествами, которых в них на самом деле нет.
  3. Не замечаем мелких изменений и пересматриваем образы только в случае тяжелых потрясений.

Глупо винить в этом человека, ведь такая у него природа. Мы можем мыслить лишь категориями, на основе уже полученного ранее опыта. Сознанию жизненно необходимо все структурировать, «развесить ярлыки» и создать какой-то свой мирок.

У кого-то выходит очень близко совместить реальный мир и свое виденье окружающей обстановки. Другие же создают слишком нереалистичную картину мира, которая в определенный момент рушится и заставляет человека страдать.

Но во многом все люди схожи:

  • Воспринимают сильные стороны личности.
  • Олицетворяют конкретного человека с его самыми выдающимися способностями.
  • Переносят качества одних людей на других.

Чаще всего это принимают за идеализацию или, наоборот, за демонизацию персоны. Но это тоже можно «подогнать» под понятие олицетворения. Все-таки именно образность и ассоциативность мышления отличают человека от представителей дикой природы.

Благодаря этому наши предки добивались независимости от условий окружающей среды, несмотря на параллельные попытки ее задобрить.

Популярный литературный прием

Олицетворение это один из художественных приемов, который активно используют писатели:

  1. Пришел к нам из незапамятных времен, когда и письменности еще не существовало.
  2. Первоначально использовался в мифах и народных сказаниях.
  3. Активно применялся писателями по всему земному шару, независимо от культуры и религии.
  4. Заключается в переносе на что-либо неживое образа человека или любого другого объекта живой природы.
  5. Используется для создания более полной картины мира и атмосферности.

Самые примитивные примеры граничат с анимализмом и одушевлением, порой даже опытные работники пера путают их.

Умел и активно пользовался данным приемом Пастернак, в его «Снег идет» он встречается почти в каждой строчке. В прозе подобные сравнения встречаются гораздо реже. Но если попросить пример на ум сразу же может прийти «Нос», одно из лучших произведений Гоголя.

Даже толком не зная, что такое олицетворение, мы используем его в повседневной речи. Ведь сам прием впитался в наше сознание вместе со сказками, стихами и повестями, что читали нам в детстве.

Видео: что олицетворяет Аврора?

В данном ролике историк Василий Денисов расскажет, что олицетворяет собой военный крейсер Аврора в нынешнее время:

Олицетворение

Олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (или персонификация) - выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия (например изображение у греков и римлян счастья в виде капризной богини-фортуны и т. п.). Весьма часто О. применяется при изображении природы, к-рая наделяется теми или иными человеческими чертами, «оживляется», напр.: «море смеялось» (Горький) или описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина: «...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.
О. было особенно в ходу в прециозной и ложноклассической поэзии, где оно проводилось последовательно и развернуто; в русской литературе образцы таких О. были даны у Тредьяковского: «Езда на остров любви», (СПБ), 1730.
О. по существу является следовательно перенесением на понятие или явление признаков одушевленности и представляет собой так. обр. вид метафоры (см.). Тропы .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Олицетворе́ние

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), - стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Вопрос о том, насколько олицетворение соответствует действительному взгляду поэта на вещи выходит за пределы стилистики и относится к области миросозерцания вообще. Там, где поэт верит сам в одушевленность предмета, им изображаемого, не следовало бы даже говорить об олицетворении, как о явлении стиля, ибо оно связано тогда не с приемами изображения, а с определенным, анимистическим миросозерцанием и мироощущением. Предмет уже воспринимается как одушевленный и таким и изображается. В этом именно смысле надо трактовать многие олицетворения в народной поэзии, когда они относятся не к приемам, не к форме выражения, а к самому анимизированному предмету, т. е. к содержанию произведения. Особенно ярко это сказывается во всяком мифологическом творчестве. Напротив, олицетворение, как явление стиля выступает в тех случаях, когда оно применяется как иносказание , т. е. как такое изображение предмета, которое стилистически преобразует его. Разумеется, далеко не всегда можно с точностью установить с какого порядка олицетворением мы имеем дело, также как и в метафоре трудно найти объективные признаки степени ее реальной образности. Поэтому стилистическое исследование часто не может обойтись без привлечения данных и из области индивидуального поэтического мировосприятия. Так, очень многие олицетворения явлений природы у Гете, у Тютчева, у немецких романтиков должны рассматриваться отнюдь не как стилистический прием, но как существенные черты общего их взгляда на мир. Таковы, напр., у Тютчева олицетворения ветра - «О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?»; грозы, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; зарниц, которые «как демоны глухонемые, ведут беседу меж собой»; деревьев, которые «радостно трепещут, купаясь в небе голубом» - ибо все это согласовано с тем отношением поэта к природе, которое выражено им самим в особом стихотворении: «Не то, что мните вы, природа - Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» и т. д. Напротив, в таких произведениях, как басни, притчи, и в разных видах аллегории (см.), следует говорить об олицетворении, как о художественном приеме. Ср., напр., басни Крылова о неодушевленных предметах («Котел и горшок», «Пушки и паруса» и проч.)

Особенно в случаях т. наз. неполного олицетворения , оно является обще-распространенным стилистическим приемом, которым пользуется не только поэзия, но и обыденная речь. Здесь мы имеем дело, собственно говоря, лишь с отдельными элементами олицетворения, часто настолько вошедшими в обиход речи, что их прямой смысл уже не ощущается. Ср., напр., такие выражения, как: «Солнце встает, заходит», «идет поезд», «бегут ручьи», «стон ветра», «завывания мотели» и т. п. Большинство таких выражений являются одним из видов метафоры, и о значении их в поэтическом стиле следует сказать то же, что о метафоре (см.). Примеры стилистических олицетворений: «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух... Звезды ночи, Как обвинительные очи За ним насмешливо глядят. И тополи, стеснившись в ряд, Качая низко головою, Как судьи шепчут меж собою» (Пушкин); «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна» (Гоголь); «Вылетит птица - моя тоска, Сядет на ветку и станет петь» (Ахматова). Изображение растений и животных по образу людей, как это встречается, в сказках, баснях, животном эпосе, также может рассматриваться как вид олицетворения.

А. Петровский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Олицетворение" в других словарях:

    Церкви. Статуя Страсбургского собора Олицетворение (персонификация, прозопопея) троп … Википедия

    Прозопопея, воплощение, персонификация, антропоморфизм, одушевление, очеловечение, метафора, представление, эпитома, выражение Словарь русских синонимов. олицетворение 1. очеловечение, одушевление, персонификация 2. см. воплощение … Словарь синонимов

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, олицетворения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. олицетворить олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой нибудь стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Бог… … Толковый словарь Ушакова

    Олицетворение - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Вопрос о том, насколько олицетворение… … Словарь литературных терминов

    Персонификация, присущее мифопоэтическому сознанию свойство перенесения на неодушевлённые вещи и явления черт живых существ: человеческих (антропоморфизм, антропопатизм) или животных (зооморфизм), а также наделение животных качествами человека. В … Энциклопедия мифологии

    - (прозопопея) вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (Ее сиделка тишина... , А. А. Блок) … Большой Энциклопедический словарь

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, я, ср. 1. см. олицетворить. 2. чего. О живом существе: воплощение каких н. черт, свойств. Плюшкин о. скупости. О. доброты. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    олицетворение - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ1, воплощение ОЛИЦЕТВОРЕННЫЙ, воплощенный ОЛИЦЕТВОРЯТЬ/ОЛИЦЕТВОРИТЬ, воплощать/воплотить ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ2, одухотворение, одушевление, очеловечивание, персонификация, книжн. антропоморфизм ОДУШЕВЛЕННОСТЬ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    олицетворение - имперсонация Происходит, когда объект притворяется кем то или чем то. [Криптографический словарь Карэна Исагулиева www.racal.ru ] Тематики информационные технологии в целом Синонимы имперсонация EN impersonation … Справочник технического переводчика

    Я; ср. 1. к Олицетворить (1 зн.). и Олицетворять. О. сил природы. 2. Изображение какой л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Голубь о. мира. 3. чего. Воплощение идеи, понятия, каких л. свойств, качеств в человеческой… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Олицетворение истории. Выпуск 5. Художники , Яна Дубинянская,Ирина Карпинос,Татьяна Винниченко,Денис Эртель,Марина Ливанова,Елена Бутакова,Валерия Горелова. В сборник вошли одиннадцать биографических очерков, героями которых стали: одна из первых женщин-художниц эпохи Возрождения Софонисба Ангиссола (впервые статья была опубликована в № 52/2012…

Ещё со школьной скамьи все мы слышали о таком понятии, как олицетворение. Что это? Многие уже, наверное, забыли. Что представляет собой данный для чего используется и что для него характерно. Сейчас мы попробуем вспомнить и более подробно разобраться в этом вопросе.

Олицетворение: определение понятия, подробное описание

Зачастую данный литературный метод используется в сказках. Олицетворение представляет собой придание мыслей, чувств, переживаний, речи или действий явлениям, неодушевлённым предметам и животным. предметы самостоятельно могут передвигаться, природа представляет собой живой мир, а животные разговаривают человеческими голосами и способны размышлять так, как это могут делать в реальности только люди. Происхождение олицетворения берёт своё начало ещё в древнем мире, когда всё основывалось на мифах. Именно в мифах впервые и встречаются говорящие животные, а также придание вещам нехарактерных для них свойств. При этом одной из главных задач персонализации является приближение способностей неживого мира к тем, которые характерны живому.

Примеры олицетворения

Более наглядно понять сущность олицетворения можно, приведя несколько примеров:


Какой является олицетворение

Что это значит?

В качестве олицетворения (слова, придающего предметам оживление) зачастую выступает глагол, который может находиться как перед, так и после существительного, которое он описывает, точнее, приводит его в действие, оживляет его и создаёт впечатление, что неживой предмет может так же полноценно существовать, как и человек. Но это не просто глагол, а часть речи, которая берёт на себя намного больше функций, превращая речь из обычной в яркую и загадочную, в необычную и в то же время способную рассказать о многом, что характеризует приемы олицетворения.

Персонализация как литературный троп

Именно литература является источником самых красочных и выразительных фраз, одушевляющих явления и предметы. По-другому в литературе данный троп называют также персонализацией, воплощением или антропоморфизмом, метафорой или очеловечиванием. Его часто используют в стихах для создания более полноценной и мелодичной формы. Для придания большей героичности и повода для восхищения ими зачастую также используется олицетворение. Что это литературное средство, что любое другое, такое как эпитет или аллегория, - все служат для приукрашивания явлений, для создания более впечатляющей реальности. Достаточно рассмотреть только простую литературную фразу: «Ночь цвела золотыми огнями». Как много в ней поэзии и гармоничности, полёта мысли и мечтательности, красочности слова и яркости выражения мысли.

Можно было бы просто сказать о том, что на ночном небе горят звёзды, но такая фраза была бы полна банальности. А всего лишь одно-единственное олицетворение способно кардинально изменить звучание всем, казалось бы, привычной и понятной фразы. К тому же следует отметить, что олицетворение как часть литературы появилось благодаря стремлению авторов приблизить описание персонажей фольклора к героизму и величию тех, о которых говорится в древнегреческих мифах.

Использование персонификации в повседневной жизни

Примеры олицетворения мы слышим и сами употребляем в повседневной жизни практически ежедневно, но не задумываемся о том, что это именно они. Стоит ли их использовать в речи или всё же лучше избегать? По своей сути воплощения носят мифопоэтический характер, но за долгое время своего существования стали уже неотъемлемой частью и обычной повседневной речи. Всё началось с того, что при разговоре стали использовать цитаты из стихотворений и других которые постепенно превращались в уже всем привычные фразы. Вроде бы обычное выражение «часы спешат» тоже является олицетворением. Оно используется как в повседневной жизни, так и в и литературе, а является на самом деле типичным олицетворением. Сказка и миф - это основные источники, другими словами, фундамент тех метафор, которые используются в разговоре в наши дни.

Перевоплощённое олицетворение

Что это такое?

Можно объяснить данное высказывание с точки зрения эволюции персонификации. В качестве олицетворение в древние времена использовалось как религиозно-мифологический приём. Сейчас же оно применяется для передачи способностей живых существ неживым предметам или явлениям и используется в стихах. То есть персонализация постепенно приобрела поэтический характер. В наше время существует много споров и конфликтов по этому поводу, поскольку специалисты разных научных сфер трактуют характер олицетворения по-своему. Перевоплощённое или обычное олицетворение всё равно не потеряло своего значения, хоть и описывается с разных точек зрения. Без него сложно представить нашу речь и, по сути, современную жизнь.