Типы речи рассказа толстый и тонкий. Анализ «Толстый и тонкий» Чехов. Что отражает заглавие

- 54.50 Кб

Анализ рассказа Чехова «Толстый и тонкий».

Свой творческий путь Антон Павлович Чехов начинал с веселой и язвительной насмешки, с юморесок, в которых очень скоро обнаружился сильнейший сатирический заряд. В коротких и смешных рассказах А. П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе. Художественный талант писателя формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом, именно в эти года казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, "маленький человек" превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества. Чехов великолепно проиллюстрировал эти изменения в своем рассказе "Толстый и тонкий".

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» написан в жанре сценки. Произведение очень мало по объему, написано очень емко и концентрированно. В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей - бывших одноклассников: толстого и тонкого. Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, - об этом автор не сообщает. Но все же с помощью нескольких штрихов Чехову удается создать полнокровный образ. Мелкие, на первый взгляд ничего не значащие детали, чудесным образом создают облик персонажей.

Какие же функции возлагаются Чеховым на эту художественную деталь? Во-первых, с ее помощью Чехову удается достигнуть максимальной сжатости своих произведений, к которой он стремился ил протяжении всего своего творчества, справедливо полагая, что "краткость - сестра таланта". В рассказе и повести, по словам самого писателя, "не должно быть ничего лишнего, вот как на военном корабле на палубе". И Чехов опускает все длинные описания, вменяя их одним коротким, но многозначительным штрихом.

Так, например, тонкого автор рисует человеком, пахнущим «ветчиной и кофейной гущей», толстого же – человеком, пахнущим «хересом и флёр-д"оранжем». Уже эти штрихи показывают, что второй герой более благополучен и состоятелен, чем первый. Такие мелкие детали прослеживается на протяжении всего рассказ, именно с помощью них Чехов «лепит», компонует, выстраивает образы персонажей, показывает нам место каждого героя в жизни.

Во-вторых, художественная деталь сообщает повествованию писателя выпуклость, яркость и реалистическую достоверность. Дело в том, что зрелый Чехов никогда не изображал необыкновенных характеров и ситуаций, как, к примеру, Достоевский. Для Чехова это казалось слишком простым, примитивным и далеким от реальной жизни, где исключительные типы и происшествия крайне редки. Верный принципам критического реализма, писатель изображал обычных людей и события обыденной жизни, причем старался выбирать короткие, но самые характерные эпизоды из повседневного существования героев, такие, через которые высвечивалась бы картина их жизни в целом.

Чехов изображал своих персонажей сквозь призму частностей, деталей. Большое проглядывает через малое, "через ерунду". Обобщая, можно сказать, что поздний Чехов изображал не "трагедию в жизни", но "трагедию жизни".

В-третьих, художественная деталь необходима писателю для передачи своей авторской позиции, которая обязательно присутствует в каждом художественном произведении в качестве личной оценки автором своих героев и их поступков. Только такая оценка может быть выражена явно или скрыто, если автор желает, чтобы читатели сами пришли к определенным выводам на основании прочитанного.

Авторская позиция в этом рассказе Чехова не акцентирована. Создается иллюзия «объективности», видимого «нейтралитета» автора-повествователя. Чехов не допускает прямых оценочных характеристик персонажей, но это не значит, что он полностью уклоняется от выражения своей точки зрения. Писатель понял неэффективность старого, «оценочного» метода, грешившего прямолинейностью, навязыванием читателю авторских мнений об изображаемом. Он пришел к парадоксальным, на первый взгляд, выводам: «чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление», «надо быть равнодушным, когда пишешь жалостные рассказы». Завуалированность авторской точки зрения создает особый художественный эффект: многовариантное толкование рассказа кажется не только допустимым, но и совершенно правильным для верного понимания смысла произведения. Текст чеховского рассказа порождает у читателя собственный ассоциационный ряд.

Теперь перейдем к анализу структуры произведения. Название рассказа Чехова уникально, так как полностью отражает содержание рассказа. Оно построено на противопоставлении, это слова-антонимы. Уже по названию рассказа понятно, что в тексте будут сравниваться два героя, и не просто сравниваться, а противопоставляться. Такой прием в художественном произведении называется антитезой. Сущность персонажей, подчеркнутая в заголовке, юмористически сводится к черте их внешнего облика, мотивированной социальными условиями жизни, а еще более – штампами «низкого» комического жанра: «толстый» для читателей XIX и первой половины XX в., как правило, благополучен и богат, «тонкий» же если не беден, то испытывает несомненные материальные затруднения.

В произведении отсутствует предисловие, что вполне естественно для жанра художественного рассказа, где рассказчик чаще всего скрыт и как бы отчуждён от описываемых событий.

В произведении есть экспозиция 1 . Она играет здесь очень важную роль, потому что уже в описании героев содержится громадная разница потенциалов, которая настраивает читателя на ожидание неизбежного конфликта. Один - толстый, другой - тонкий, один доволен, другой - измучен, один - налегке, без спутников, второй обременён и скарбом и семейством. Причем то, что жена и сын тонкого упомянуты после «чемоданов, узлов и картонок», усиливает печально-комический эффект. Это не просто контраст, это - антитеза. Антитеза строится на сопоставлении контрастных или противоположных образов, понятий, ситуаций и других элементов в художественном произведении. Здесь мы легко угадываем антагонистов (противостоящих друг другу героев).

Хотелось бы также отметить, что Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург, и большинство ее пассажиров относилось к служащему, «казенному» люду. Так уже первой крохотной деталью, конкретным наименованием железнодорожного пути, автор настраивает ожидание читателя, окрашивает предстоящий конфликт в «служебные тона».

Завязкой произведения (началом конфликта) является встреча двух приятелей. Этот блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад. Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана - Порфирий и Миша. Дальше завязка, завершающаяся знаменательной фразой «Оба были приятно ошеломлены», развивается в основное действие рассказа.

Развитие действия (нарастание конфликта, интенсивности применяемых средств противостояния.) начинаетсяпосле первой искренней радости узнавания друга. Тонкий убеждается, что толстый как был, так и остался прежним "душонком" и "щёголем". Несомненно, Тонкий всегда завидовал своему другу. И в этот первый момент встречи Порфирий догадывается, что и теперь, спустя много лет, перед ним человек, более преуспевший в жизни, чем он сам. Первое инстинктивное намерение - узнать, так это или нет ("Ну, что же ты? Богат? Женат?"), он сам же подавляет (а вдруг это именно так?!!) и, не давая открыть рта собеседнику, идёт в атаку, хвастаясь своими приобретениями (жена-лютеранка, сын-гимназист). Скрытая и, скорее всего, самим тонким неосознаваемая до конца, агрессия есть и в дальнейших воспоминаниях - о том, что толстого дразнили Геростратом. Почему он тут же вспоминает и свою кличку - Эфиальт ("за то, что ябедничать любил")? - Может, по инерции, но, скорее, потому что перед нами действительно два старых друга, которым скрывать друг от друга нечего - ("детьми были!"). А что соперничество было и есть - ничего страшного, между друзьями бывает. Поэтому в искренность радости героев читатель верит.

Далее напор Тонкого нарастает. В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет: служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство - вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден (Станислава третьей степени, то есть низшая награда за выслугу лет), жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями - ("перебиваемся кое-как").Если присмотреться, то тут идёт обратная градация (деградация) - от предметов высоких к предметам низким (от асессора - к портсигарам). Но, судя по всему, интонация, с которой это всё говорится, пышная (что особенно комично) идёт, по нарастающей, стремится к кульминации.

И, наконец, кульминация (наивысшая точка борьбы, вершина конфликта, когда становится ясен его исход) – Тонкий (имеющий после многих лет службы чин коллежского асессора) узнает, что друг детства не просто превзошел его ("небось, уже статский?"), а превзошел очень и очень сильно и оказался в чине тайного советника. Поэтому реакция тонкого, воспитанного в традициях русского чинопочитания, совершенно естественная. Как говорится, на его месте так поступил бы каждый нормальный человек в нормальном иерархическом обществе.

Развязка ( новое состояние среды и героев после разрешения конфликта), наступающая после «переломной точки» резко меняет ход разговора. Сразу перечеркнута умилительная картина встречи двух приятелей, друзей детства. Не два человека перед нами - толстый и тонкий, а два чина - большой и маленький, тайный советник и коллежский асессор. Один стоит на верхней ступени служебной лестницы, другой - где-то там внизу. Это люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть. Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не держать дистанцию. Дальнейшие его действия продиктованы инстинктом самосохранения: с начальством дружба к добру не приводит. Друг не может быть начальником, а начальник - другом. Отсюда прямой путь к важнейшей авторской идее об уродующей, калечащей силе социальной иерархии, искажающей человеческую сущность, о необходимости внутреннего сопротивления этой силе, о постоянном воспитании и поддержании в себе чувства собственного достоинства. Последняя фраза «Все трое были приятно ошеломлены» перекликается с аналогичной фразы завязки, что заставляет читателя переосмыслить выражение «приятного ошеломления» и почувствовать его второй, иронический, смысл.

Так разговор о композиции, начавшись, казалось бы, с формальных вещей, выводит нас на более глубокий содержательный уровень произведения.

Это произведение Чехова, повествует о встречу двух давних друзей детства, которые от неожиданного счастья не только "облобызались и устремили друг на друга глаза", но и "были приятно ошеломлены". Недолго длится искренняя радость старых приятелей, с восторгом вспоминающих шалости и проказы своего детства. Приятная беседа двух бывших соучеников прервана в момент, когда они узнают друг в друге чиновников несовместимого статуса. Поразительна перемена, произошедшая в тонком, когда он слышит, что его друг "уже до тайного дослужился" и имеет "две звезды". Мощь впечатления, произведенного этой информацией на тонкого передается рядом динамических глаголов («побледнел, окаменел», лицо искривилось улыбкой, от глаз «посыпались искры»; при этом три глагола имеют одинаковую приставку «с»: «съежился, сгорбился, сузился,») Потрясен не только герой, но и съежился его багаж («чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились..."), который опять же предшествует семейству, стал еще длиннее подбородок жены, «вытянулся во фунт» сын-гимназист.

Но самое смешное и грустное, как трансформируется речь тонкого: «ты» меняется на «вы», «мой милый» – «на ваше превосходительство», появляются элементы «высокого штиля» - «милостивое внимание», «живительная влага». Не менее разительна перемена синтаксиса: практически ни одно предложение не заканчивается – так и слышно, как прерывается от почтительности дыхание. Эта прерывистость и спонтанность речи играет очень важную роль, так как она говорит об искренности и самозабвении героя. В чеховском рассказе смешное (и страшное) впечатление производит имена эта «натуральность» поведения тонкого.

Напрасно толстый хочет остановить это жалкое заискивание бывшего приятеля: "Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!" Но как переубедить человека, у которого на лице "было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты", что тайного советника "стошнило".
Они имеют имена, автор даже называет их, но имена здесь совсем не важны. Характеристики «толстый» и «тонкий» гораздо полнее раскрывают внутреннюю сущность этих героев: довольный жизнью, преуспевающий тайный советник и суетливый, едва сводящий концы с концами, коллежский асессор. Радостная встреча бывших друзей не может повториться.

Описание работы

свой творческий путь Антон Павлович Чехов начинал с веселой и язвительной насмешки, с юморесок, в которых очень скоро обнаружился сильнейший сатирический заряд. В коротких и смешных рассказах А. П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе. Художественный талант писателя формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом, именно в эти года казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, "маленький человек" превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества. Чехов великолепно проиллюстрировал эти изменения в своем рассказе "Толстый и тонкий".

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» датирован 1883 годом и относится к числу первых произведений автора, созданных им в начале творческого пути. Его особенностью является емкость и краткость изложения, а также отсутствие четко акцентированной авторской позиции. Читатель должен сам сделать выводы по итогам прочитанного.

Рассказ относится к жанру критического реализма. Это произведение можно считать настоящим образцом авторского почерка Чехова, поскольку рассказ вобрал в себя практически все характерные черты писательского стиля автора, в том числе: краткий, стремительный сюжет, точность и яркость изложения, внимание к наиболее важным для понимания идеи рассказа деталям.

Главная проблема, на которую обращает внимание автор, это зависимость людей от того социального положения, которое они занимают в обществе. Разум и поведение человека зациклены на стереотипах, порождаемых этим статусом.

Объектом высмеивания в данном рассказе выступает вечно пресмыкающийся перед высшими должностями мелкий чиновник. Он раболепствует даже тогда, когда это, по сути, и не требуется. Чехов ярко и правдиво демонстрирует читателю психологию «тонких» людей, их рабское мышление и рабское поведение. За ним человек теряет собственное «я» и перестает быть личностью. В этом и заключается трагедия «тонких» людей.

Начало рассказа представляет собой краткую экспозицию, уместившуюся буквально в одном предложении. Здесь же автором используется четкое противопоставление двух персонажей друг другу – есть два приятеля, один из них толстый, другой тонкий. Вступление также дает понять, что речь пойдет именно о чиновниках, а завязка всей истории – это встреча двух старых друзей.

Кульминация и развязка строятся вокруг того, как сильно меняется отношение «тонкого» к «толстому» после того, как первый узнает о высокой должностном статусе последнего. Здесь же наблюдается еще один интересный авторский прием Чехова – незаконченные предложения, которые словно показывают, как прерывается дыхание «тонкого» от внезапно вспыхнувшего приступа почтительности и подобострастия.

Особое место в произведениях Антона Павловича Чехова занимает образ человека, наделённого такими качествами, как излишнее чинопочитание, трусость и услужливость перед состоятельным человеком. Тема неравенства людей разных социальных статусов развивается в рассказе «Толстый и тонкий», где проявление подобных пороков человечества приводит к потере собственного достоинства и уважения к себе.

Ограниченное количество героев в произведении подчёркивает своеобразие данного жанра. Сюжет рассказа прост. Встреча бывших товарищей по гимназии спустя много лет на территории вокзала железной дороги, соединяющей Москву и Санкт – Петербург, приводит в восторг обоих. Однако социальное неравенство мужчин приводит к смущению одного и вызывает чувство отвращения у другого.

Для рассказа характерно скудное использование деталей в создании портретов героев, но даже такая краткость А. П. Чехова не мешает передать полное представление о них: внешнем облике, темпераменте, манерах поведения и социальном положении в обществе.

Выражая искреннюю радость от встречи с другом, худощавый с виду Порфирий (тонкий), служивший коллежским асессором, радушно приветствует Мишу (толстый). Он охотно представляет свою семью – жену и сына, которые имеют с Порфирием внешнее сходство. Не скрывая, рассказывает о низком достатке, о нехватке средств к существованию. Об этом свидетельствуют сумки и узлы, которые вынужден нести самостоятельно, а также запах недорогого обеда.

Совершенно противоположной фигурой представлен образ Михаила. А. Чехов изображает его как солидного человека полной комплекции, имеющего достаток гораздо выше, чем у давнего друга. Об этом говорит его чин, дорогой аромат духов и выход из ресторана, в отличие от Порфирия, который показался из вагона.

Для дальнейшего повествования рассказа автор продолжает применять один из ярких художественных приёмов – антитезу, ещё больше усиливая противопоставление героев, подчёркивая разницу между ними. Недлительный диалог бывших приятелей в определённый момент становится кульминацией. Не имея понятия об истинном должностном положении Михаила, Порфирий говорит уверенным тоном, однако, узнав о достижении по службе, он запинается, внешне будто становится ниже ростом. На первый план выступают испуг и заискивание, он забывает о простых человеческих качествах.

Поведение тонкого резко меняется, речь наполняется фразами из разговорной лексики («милостивое внимание»), которая плавно переходит в официально - деловую. Многократное использование автором глаголов в описании поз, мимики помогло передать внутреннее состояние героев, усилить эмоциональную окраску происходящих событий по мере развития действий и во время кульминации (Порфирий «хихикает», «окаменел», чемоданы «съёжились и поморщились»).

В рассказе «Толстый и тонкий» А. П. Чехов беспощадно высмеивает унизительное положение людей, которые по своей вине теряют человеческий облик. Отличаясь по какому - либо признаку от окружающих, они начинают чувствовать ущемление своих прав в финансовых вопросах, превращаясь в зависимых от вышестоящих, преклоняясь и выслуживаясь перед ними. Автор призывает пересмотреть подобные проявления в жизни в сторону самоуважения, подчёркивая равенство всех людей.

5, 6, 7 класс

Сочинение Что такое Отчаяние

Мир материален. Ежедневно у человека возникают потребности, которые ему нужно удовлетворить. Если человек не может получить желаемое, наступает состояние крайней безнадёжности. Негативные эмоции овладевают им.

  • Сочинение Митраша и Настя сравнительная характеристика в рассказе Кладовая солнца Пришвина сочинение

    Главными действующими лицами рассказа «Кладовая солнца» являются две сироты - брат и сестра - Настя и Митраша. Оба потеряли родителей: сначала болезнь забрала у них мать

  • Мастерство юмористического рассказа присуще А.П. Чехову. Оно раскрывается в его творчестве через детали, символы и образы, остающиеся на слуху у нескольких поколений благодарных читателей. Мораль, заложенная в этих лаконичных прозаических произведениях, до сих пор является надежным ориентиром для нравственного выбора свободно мыслящего человека.

    Действие начинается с встречи двух приятелей на вокзале. Один из них толстый – Михаил (тайный советник), другой тонкий - Порфирий. Уже в начале Чехов противопоставляет двух героев.

    Тонкий сразу же начинает расписывать, какой он прекрасный, какая у него жена Луиза, какой сын Нафанаил. Толстый восторженно смотрит на друга, в то время как Порфирий, узнав, что Михаил - тайный советник, вдруг побледнел и окаменел. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» наполовину состоит из демонстрации перемены в обращении героя-неудачника к товарищу детства. Автор очень детально описывает, как меняется персонаж и его семья: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…». Ведь сын сначала тоже оценивал друга отца, стоит ли с тем здороваться, и в итоге спрятался за спину Порфирия. Тот же стал сразу любезничать перед старым другом, обращаться к нему «на вы», называть «ваше превосходительство», а сам все больше съеживался. Михаил пытался объяснить, что между друзьями не может быть чинопочитания, но все было тщетно. И от всего этого «благоговения, сладости и почтительной кислоты, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку».

    Главные герои

    1. Толстый (Михаил) — успешный и благополучный. Он радуется встрече, интересуется жизнью друга, разочаровывается в том, что товарищ оказался раболепствующим лицемером. Его должность – тайный советник (довольно высокий чин в царской России). Чехов дает ироническое описание своему персонажу: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни». Беззаботная жизнь героя тоже не укрылась от читателя: кто же будет выпивать в течение рабочего дня, если на работе какие-то важные дела? Значит, чиновник живет праздно и вольготно, не ведая забот, поэтому в нем сохранились радушие и приветливость. Он рад случаю продемонстрировать свои либеральные взгляды на публику и охотно признает старого товарища ровней, хоть и осознает, что это не так. Кроме того, Михаил идет по жизни в одиночестве, его семьи мы не видим. Значит, его судьба складывается размеренно и комфортно, никто не обременяет его хлопотами. Характеристика Толстого заложена в его портрете, особенность которого подметил еще Гоголь: полные чиновники умеют устраиваться, пользоваться должностью ради личного обогащения, а тощие – нет.
    2. Тонкий (Порфирий) – приниженный, раболепствующий и загруженный. Он сгибается под тяжестью своей ноши, расспрашивает друга рассеянно и поверхностно, льстит и унижается перед ним, когда узнает, что товарищ - тайный советник. Его должность – мелкий чиновник, возможно, переписчик бумаг. Автор охарактеризовал его так: «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Перед мысленным взором предстал портрет замученного, суетливого человека, на которого жизнь давит со всех сторон, как баулы и узлы. Нелегкая доля Порфирия, тяготы и заботы о семье с учетом низкого жалования показаны через чемоданы и сумки, которыми он навьючен, как осел. Герой изначально не свободен, его тяготят семейные дела и обязанности, может, поэтому он занимает менее высокий пост. Его раболепство – издержки профессии. Без него он лишится даже того скромного положения, которое занимает. Писатель подчеркивает типичность своего персонажа, подразумевая, что все неупитанные на вид чиновники не могут устроить свою жизнь иначе: они прогибаются под начальство и не разгибаются уже никогда, так и оставаясь на низших ступенях карьерной лестницы.

    Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.

    Важнейшей стилистической фигурой в книге является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии. Герои рассказа «Толстый и тонкий» символизируют социальное неравенство, которое прокладывают между собой сами люди. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». Характеристика героев основана на сравнении. Если один робеет перед чином, то другой уже научился надуваться от самодовольства. Если у одного в жизни суета и мельтешение, то у другого – комфорт и праздность.

    Меняется не только отношение, но и речь. И Тонкий, и Толстый используют разговорную лексику: «Голубчик мой», «Милый мой», «Батюшки», «душонок». Когда же Порфирий узнает должность своего друга, то переходит на официальное и почтительное обращение: «ваше превосходительство», «вы-с», «приятно-с».

    Главные темы

    1. В рассказе «Толстый и Тонкий» тема социального неравенства занимает центральное место. Оно порождает такие уродливые формы приспособленчества, как лесть и лицемерие.
    2. Писатель хотел подчеркнуть, как важно человеку сохранить индивидуальность, поэтому он затронул в произведении тему свободы личности. «Тонкие» люди привыкли раболепствовать, у них уже нет своего «я». Герой не обязан был менять свой тон, ведь это его друг, но он настолько привык к принятым штампам, что уже не может по-другому.
    3. Также очевидна тема нравственного выбора. Порфирий тоже человек-хамелеон, который меняет свою окраску в зависимости от ситуации. Им управляет не мораль и не ум, а жалкая расчётливость. Его выбор – это добиться благоволения начальства ценой собственного достоинства.
    4. В то же время автор показал, что государственная система в России того времени просто вынуждает людей становиться рептилиями и защищаться от нападения любой ценой. Низший полностью зависим от высшего, и негде найти на произвол управы. Тема несправедливого политического устройства не в первый раз беспокоит Чехова.
    5. В целом, автор пытается обесценить пороки путем их осмеяния. Сатира имеет благую цель: уничтожить плохое качество личности, показав людям, насколько оно нелепо. Юмор в рассказе прослеживается даже на языковом уровне: писатель намеренно использует просторечные выражения, соседствующие с канцелярскими речевыми шаблонами, чтобы вызвать комический эффект.
    6. Основная мысль и смысл рассказа

      Автор хотел высмеять пороки, чтобы людям стало стыдно так себя вести. Общество должно было выдавить из себя лицемерие, которое, увы, стало неотъемлемой частью карьерного роста и преуспеяния в жизни. Тонкий лицемерит уже на автомате, он даже не осознает этого, как и вся его семья. Это уже не частный недостаток, это глобальная проблема, которую надо решать. Идея рассказа «Толстый и Тонкий» заключается в том, что лицемерие, скорее, погубит человекаА, а не поможет ему. Оно всегда заметно и противно смотрится. Люди отворачиваются от лицемера, как Михаил отвернулся от Порфирия. Они видят, что неискренность для лжецов – обычное дело, и не хотят быть обманутыми. Кроме того, лицемер смешон и ничтожен, его не за что уважать и тяжело любить. Своим поведением он перечеркивает свою репутацию.

      Надо уметь разграничивать личные и рабочие связи, не ущемляя ни одну из этих сфер жизни. Даже если карьера не задалась, и нужен блат, не стоит продавать свое личное пространство, свое достоинство. Продав их один раз, человек навсегда лишается чести и становится пресмыкающимся. Главная мысль в произведении Чехова заключается в том, что жизнь лицемера перестает иметь значимость для него самого, ее цена ниже цены денег, и другие люди это чувствуют, поэтому их отношение меняется в худшую сторону. Например, сначала Толстый был искренне рад встретить друга, но потом его вывернуло наизнанку от отвратного зрелища раболепства. Если сперва он и сам подумывал помочь товарищу, то в финале он готов бежать от него со всех ног, так как на него накатывает презрение.

      Чему учит Чехов?

      Сатирик высмеивает чинопочитание, которое превращает людей в ничтожества и лишает их достоинства. Автор остроумно показал, как оно разрушает дружбу и превращает товарищей в Тонкого и Толстого, разделяя их навеки. Такое деление по чинам неоправданно, ведь хорошие люди есть везде, независимо от того, какое место они занимают и сколько у них оклад. Писатель понимает, что лизоблюдство, или его противоположность – презрение только вредят обществу, а не упорядочивают его, поэтому эти пороки он предает осмеянию.

      Автор завещает своим потомкам всем известную мудрость: «Каждый день по капле выдавливай из себя раба». Этому труду стоит посвятить всего себя, иначе условности, предрассудки, общественное мнение или самодуры на пост выше могут сломить волю, искоренить индивидуальность и оставить бесхребетного человека на милость победителя. Свободная же личность гармонично развивается и обретает независимость взглядов и суждений, что позволяет ей выбирать свой путь.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    В произведении Чехова “Толстый и тонкий” анализ невозможен без определённых знаний об эпохи, в которую жил и творил писатель. В 6 классе учащиеся ещё недостаточно знакомы с творчеством А. П. Чехова, и на уроках литературы могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения. Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.

    Краткий анализ

    Год написания – 1883 год.

    История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.

    Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.

    Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

    Жанр – рассказ.

    Направление – критический реализм.

    История создания

    В 1883 году Антон Павлович Чехов написал рассказ “Толстый и тонкий”. Само название произведения даёт намёк на безликость, а значит, обобщённость образов главных персонажей. Что послужило основой сюжета доподлинно неизвестно, возможно, случай из жизни писателя или рассказанная в литературных кругах анекдотическая ситуация. Важно, что реалистичность сюжета вполне обоснована. Чехов как врач видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.

    Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно. Тема и идея в рассказе взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.

    Тема

    Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

    “Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

    Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования. Основная мысль – вызвать отвращение к раболепствованию и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.

    Композиция

    Композиция рассказа традиционна для малого жанра. Анализ текста “Толстый и тонкий” в плане композиционной структуры несложен, но имеет ряд существенных моментов.

    Особенностью композиции является то, что завязка и развитие событий занимают большую часть объёма повествования, а кульминация и развязка – динамичны, как выстрел.

    Всё произведение построено на противопоставлении , причём не только образов главных героев. Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

    Главные герои

    Жанр

    Чеховский рассказ – это нечто большее, чем стандартный текст небольшого объёма с одной сюжетной линией. Именно Антон Павлович сделал этот жанр легендарным. Помимо этого, рассказ у Чехова – удивительно поучительный жанр, мораль всегда на поверхности, нет скрытого смысла. Чтобы понять произведение, достаточно просто ознакомиться с текстом.

    Тест по произведению

    Рейтинг анализа

    Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 244.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Дидактический материал по литературе для 6 класса Анализ рассказа А.П.Чехова Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна «Толстый и тонкий»

    2 слайд

    Описание слайда:

    Цель урока: помочь учащимся проанализировать рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», понять его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств

    3 слайд

    Описание слайда:

    История создания рассказа В 1883 году в октябрьском номере журнала «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А.П.Чехова. Короткий и ёмкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нём к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе. Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» в его первоначальной редакции основывался на анекдотическом казусе, а конфликт между персонажами возникал случайно, из-за невольной оплошности «тонкого». В 1886 году редакция внесла изменения, существенно переменившие смысл рассказа. Был устранён мотив служебной подчинённости: «тонкий» теперь пресмыкается перед «толстым» без всякой практической надобности - «по рефлексу». Рассказ получил гораздо большую сатирическую заострённость и обобщённость.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Сюжет рассказа На вокзале Николаевской железной дороги встретились два давних друга. Один из них был «толстый», а другой - «тонкий». Тонкий (Порфирий) только что сошёл с поезда, выйдя со своей женой Луизой и сыном Нафанаилом. Толстый (Миша) узнал тонкого и тут же его поприветствовал. Друзья заговорили. Тонкий, узнав, что его бывший одноклассник дослужился до тайного советника, сменил тон на угодливо-подобострастный. Толстый не вынес этой перемены в поведении и распрощался другом детства. Какова сюжетная линия рассказа А.П.Чехова?

    5 слайд

    Описание слайда:

    Композиция рассказа вокзал Николаевской железной дороги (тем самым автор показывает, что герои рассказа – чиновники) Назовите композиционные элементы рассказа ЭКСПОЗИЦИЯ - искренняя радость узнавания, общие воспоминания о детстве и расспросы о жизни Развитие действия - «тонкий» узнаёт, что «толстый» имеет чин тайного советника КУЛЬМИНАЦИЯ - «тонкий» начинает вести себя подобострастно, обращение на «ты» сменяется «вашим Превосходительством», «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого» РАЗВЯЗКА - случайно встретились два приятеля ЗАВЯЗКА -

    6 слайд

    Описание слайда:

    Художественные детали «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д"оранжем». «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». Что мы узнаём о героях в самом начале рассказа? При помощи этой художественной детали автор показывает признак состоятельности героя Эта художественная деталь помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев. К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами: вероятно, он не имел лишних средств или жалел денег на носильщика

    7 слайд

    Описание слайда:

    Художественные детали Характеры героев представлены в воспоминаниях Порфирия (тонкого)о гимназическом детстве «- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... ». Каким образом мы узнаём о характерах героев? Какую художественную деталь использует Чехов? Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого. Почему?

    8 слайд

    Описание слайда:

    Художественные детали Уже в гимназические годы было очевидно превосходство Миши (толстого), прозванного Геростратом. В древности грек с таким именем уничтожил огнём одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку – явно хотел завоевать авторитет у одноклассников. Тонкого же звали Эфиальтом, так как он часто ябедничал. Это имя сохранилось в истории как имя предателя спартанцев в битве при Фермопилах. Кляузничество и угодливость помогли Порфирию дослужиться до невысокого чина, дававшего дворянское звание.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Прошли годы, и один остался красавцем, душкой и щёголем, жил степенно, в высоком чине и в достатке. Другой, благодаря умению услужить, угодить, лебезить и доносить (а также благодаря усердной работе), сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание. И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась ещё больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто ещё несколько минут назад был только «другом детства». Художественные детали

    10 слайд

    Описание слайда:

    Главный приём, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, - антитеза. Роль художественной детали Какой главный приём использует Чехов? В чём обнаруживается противопоставление героев? Противопоставление героев обнаруживается во всём, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи. Показателен в этом плане тонкий. Если в начале встречи мы слышим от него: «ты», «милый мой», «друг детства», то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный. К многозначительным «ваше превосходительство», «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи» и т.п. добавляются паузы, словно ему вдруг стало трудно говорить.

    11 слайд

    Описание слайда:

    «казалось… от лица и глаз его посыпались искры» «милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги» Средства выразительности Какие средства выразительности использует Чехов? метафора Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора, олицетворение, сравнение олицетворение сравнение «тонкий окаменел» «лицо искривилось» коробки, узлы «съежились, поморщились»

    12 слайд

    Описание слайда:

    Проблематика рассказа зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления; отречение от собственного достоинства

    13 слайд