Конспект урока по русскому языку «Грамоте учиться - всегда пригодится. Грамоте учиться — всегда пригодится Грамоте учиться вперед пригодится смысл пословицы

Грамоте учиться – всегда пригодится

Звучит торжественная музыка

Вступительное слово.

Ежегодно 24 мая весь славянский мир отмечает Праздник славянской письменности, потому что более 1150 лет назад произошло событие исторического масштаба. Двумя учеными монахами, братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием был изобретен славянский алфавит. Создание этого алфавита открыло славянскому народу путь к просвещению, обогатило русский я зык, русскую речь

Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые мы можем написать и прочитать? Без этого языка не было бы нашей нации - русского народа, не было бы истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени.

Поэтому мы сегодня собрались отметить это знаменательное событие в культурной жизни нашей страны.

1-й ведущий: До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.

2-ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания.

1-ведущий : Жизнь великих братьев была служением славянской культуре. Они воспитали не мало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности, они открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей писали и читали на старославянском языке.

2-ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-ведущий: Наша АЗБУКА удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

2-ведущий: В АЗБУКЕ Кирилла и Мефодия все буквы имели свои названия. Учили АЗБУКУ так.

Чтец:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б - как Аз да Буки,

В – как, Веди, Г – глаголь

И учитель для науки

по субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного пера

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

1 ведущий: Вот так трудно было учиться грамоте. Не случайно Владимир Иванович Даль в своем Толковом словаре записал пословицу: «Азбуку учат, на всю избу кричат».

Ученик сначала называл буквы, из которых состоит слог, а потом уже произносил так, как надо при чтении: БУКИ – АЗ –БА, ВЕДИ-АЗ -- ВА

Посмотрите сценку из повести Алексея Максимовича Горького «Детство» в исполнении учеников______________________________________________

Ведущий: Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.

Дед: Ну-ка, ты пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – Аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?

Внук: Буки.

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, - это что?

Внук: добро.

Дед: Попал! Это?

Внук: Глаголь.

Дед: Верно! А это?

Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей!

Внук: Земля! Люди!

Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Внук: Это вы кричите…

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…

2 ведущий: А теперь давайте и мы попробуем почитать так как читали в старину наши предки.

Задание: Даются слова желающим, азбука . Слова написаны на отдельных листах бумаги. Каждое слово нужно прочитать так, как читали дети в старину.

Слова –

МАМА - Мыслить – Аз - МА Мыслить – Аз -МА МАМА

ГОД - Глаголь – Он – Добро ГОД

ВЕРА - Веди – Есть – ВЕ, –Рцы – Аз - РА ВЕРА

ПАПА – Покой – Аз - ПА, Покой – Аз - ПА, ПАПА

ДОМ – Добро – Он – Мыслить ДОМ

ГОРА – Глаголь – Он - ГО Рцы – Аз - РА ГОРА

Буква - Буки- Ук-Како - БУК, Веди – Аз – ВА БУКВА

Слово - Слово-люди-он - СЛО, веди-Он - ВО СЛОВО

1 ведущий : Первый российский букварь издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Федоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Открывается она азбукой от АЗ до Y (ижицы)

В народе издавна говорят: «Азбука – к мудрости ступенька». Издание азбуки открыло многим путь к образованию. Сейчас мы не мыслим жизнь без образования.

А когда-то было так, как в сценке из пьесы Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Исполняют ученики________________________________________________________

«В грамматике он силен»

Правдин (взяв книгу). - … Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан.- Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. - Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. - Дверь, котора дверь?

Правдин. - Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. - Эта? Прилагательна.

Правдин. - Почему же?

Митрофан. - Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

Правдин. - Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. - И ведомо.

Госпожа Простакова. - Что, каково, мой батюшка? ...

Правдин. - Нельзя лучше. В грамматике он силен.

2 ведущий: Да, поучительно, а интересно сейчас есть такие нерадивые ученики?

1 ведущий : А давай послушаем ребят из _____________класса, что они нам расскажут!

Чтец:

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрыт мага́зин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы́…»

«Секет свеклу́…»

«Пекет блины…»

И до меня дошел черед:

Портфель он «по́ртфелем» зовет.

НО мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя́.

Петя́! – несется со двора,-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя́,

Ведь ты большой, а он дитя!

«Петя́» обижен на ребят:

Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Ю. Тимянский

2 ведущий: А еще бывают такие ученики как в стихотворении, которое называется

«Ленительный падеж». Читает __________________________________________

Спросили Лежебокина:

А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают на зубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более творить я не хочу

Такой падеж как дательный

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

Да,переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, Простительный!

1 ведущий: Стихотворение о мечтательнице на уроке прочитает_____________________

На уроке я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне,

Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,

Я мечтаю о сапожках.

Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе…

Ой, мечтаю я уже…

о предложном падеже.

2 ведущий: Нет, это не про учеников нашей школы. У нас даже первоклассники знают, чему учат в школе. Сейчас они нам об этом споют.

Исполняется песня «Чему учат в школе» композитора Шаинского

1 ведущий : Русский язык очень богат и разнообразен.

К нам пришел он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужого медью

Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

С. Сергеев-Ценский

2 ведущий: В русском языке огромное количество пословиц, поговорок, считалок. Они делают нашу речь красочной.

Сейчас ребята ___________ класса расскажут нам забавные считалки, приставалки и скороговорки. (Все чтецы выстраиваются в ряд, выступая вперед при чтении)

Приставалка. Саша Черный

Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

Отчего шоколадки не растут на кроватке?

Отчего у няни волосы в сметане?

Отчего у птичек нет рукавичек?

Отчего лягушки спят без подушки?

« Оттого, что у моего сыночка

Рот без замочка».

Как понять? Михаил Яснов

Много мошек – мошки.

Много кошек – кошки.

Бык улегся у реки,

Два быка-

Уже быки.

Но не ясно мне про пони –

Ту, в упряжке и попоне:

Вот шагает,

Недотрога

В свой возок запряжена…

Пони-

Это значит

Много!

А она –

Совсем одна…

Может скажет пони-мать,

Как все это понимать?

Я придумываю фамилии Михаил Яснов

Утенок- Уточкин!

Цыпленок – Курочкин!

Щенок – Собачкин!

Жеребенок – Кллячкин!

Барашек – Овечкин!

А я?

Человечкин!

Мирная считалка

На дороге у развилки,

Повстречались две дразнилки.

Повстречались, подразнились,

Не сдержались и сцепились!

Прибежали разнималки –

Помешали перепалке.

И к развилке на кобылке

Прискакали дразнилки.

Прекратилась перепалка,

И тогда пришла считалка:

Раз-два-три-четыре-пять-

Вкусная считалка

Жил на свете человек

По прозванью Чебурек

С дочкой и сынишкой –

Пончиком и Пышкой.

А жена его Оладья

Шила всем соседкам платья:

Со сметаною – худым,

Толстым с кремом заварным!

Несъедобная считалка

Суп из шишек –

Для мальчишек.

Из гребенок для девчонок.

Из репейника бульон.

Кто не хочет-

Выйди вон

Я помогаю на кухне

Ну-ка, мясо, в мясорубку!

Ну-ка, мясо, в мясорубку!

Ну-ка, мясо, в мясорубку!

Шагом… марш!

Стой! Кто идет?

Фарш!

Петух и червячок

Петух,

Во сне увидев червячка,

Подумал так:

«Заморим чевячка!»

«Ужасный сон!...»-

Подумал червячок

И повернулся на бочок.

Игра

Ерш – ершится,

Петух – петушится,

Лайка – лает,

Змея – змеится…

Что ж получается: лягушка – лягается?

1 ведущий: Давайте сыграем в игру, которая называется «Веселая семейка»

Я называю животное, вы, ребята, хором называете его пару и детеныша. Например:

Заяц – зайчиха - зайчонок. Отвечайте хором и дружно.

Волк –

Кобыла – жеребец – жеребенок

Слон –

Лось –

Коза

Верблюд –

Курица – петух – цыпленок

Лиса –

Утка – селезень – утенок

Медведь –

Овца – баран – ягненок

Орел –

Лев –

Свинья – боров – порсенок

Черепаха – черепаха – черепашонок

Ворон –

Ласточка - Ласточка - Ласточка

2 ведущий: А сейчас давайте устроим соревнование «Кто больше знает пословиц и поговорок об учении»

Сначала я вам помогу. Например: «Грамоте учиться – всегда пригодится»

Сначала аз да буки, а потом и науки.

Аз, буки и веди - страшат что медведи.

Азбуку учат, во всю избу кричат.

Кончил курс науки, а знает аз да буки.

Аз, буки – бери указку в руки, фита, ижица – плетка ближится.

Азбука – к мудрости ступенька.

Аз да буки избавляют от муки

Продай кафтан, купи буквицу.

Хочешь познать истину, начинай с Азбуки.

1 ведущий: Очень хорошо! Видно вы все понимаете важность учения, и будете учиться только на пятерки, чтобы наша страна была самая сильная и богатая!

Русский язык

Издревле, когда еще чтилась рогатина,

Богатствами славилась наша земля,

В слоеньях хребтов – изумруды да платина,

В реках осетры, а в лесах – соболя.

Ну, где – укажите! – найдете вы за морем

Овитый былинами кремль золотой,

Вокзалы метро в малахите и мраморе,

Василья Блаженного купол витой?

Но лучше, сокровищ стократ драгоценнее,

Во мгле лихолетья смогли мы сберечь

Созданье народного светлого гения,

Могучую, звучную, сочную речь.

О русское слово! Ни лязгами цепи,

Ни визгами розги, ни свистом кнута

Твое не шелохнуто великолепие,

Твоя простота и твоя красота.

Веками тебя шлифовали без устали

В изустном реченье и в строе строки

Поэты с неведомыми златоустами,

Купцы, академики и мужики.

С тобою сроднились все светочи мира.

Во всем первородстве явил ты для нас

Вулканную лаву трагедий шекспировых

И марксовых формул граненый алмаз.

Россия моя! Над серебряной Сеною,

Над Нилом, над малой рекой Халхин-Гол

Гремит откровеньем над всею вселенною

О правде и мире твой вещий глагол.

К.Алтайский

2 ведущий: Сейчас ученики 1 класса споют песню____________________________-


ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ

(Познавательная игра)

Цель : прививать любовь к великому русскому языку, по­вышать общую языковую культуру, развивать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оформление класса : перед познавательной игрой ка­бинет готовится следующим образом:

    расставляются столы и стулья для двух команд и жюри;

    на доске размещаются заранее приготовленные на ватмане названия игры и команд;

    на доске пишутся слова для конкурса знатоков ударения;

    на столах, за которыми сидят участники игры, ставятся таб­лички с названием команд.

Поговорки написаны на карточках:

Непродуманное слово - что недозрелое яблоко;

Лучше столкнуться ногою, нежели словом;

Слово толковое стоит целкового;

Слово - знак ума.

Форма п р о в е д е н и я: познавательная игра для учащихся

10 кл. по русскому языку.

Подготовка к занятию:

    Написать на листах ватмана название познавательной игры;

    Подготовить таблички с названиями команд;

    Подготовить для последнего (V) конкурса анаграммы - листы с заданием для каждой команды;

    Подготовить подарки для награждения команд;

    Пригласить на занятие в жюри учителей русского языка.

Ход игры

I. Организационная часть.

Сообщение о теме и целях урока.

Выучи русский язык!

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих ленинских книг.

Русское слово - свободы зарница.

Выучи русский язык!

1-й ведущий . С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок

еще не научился как следует говорить, а он уже слышит мамины

песенки и прибаутки, бабушкины сказки.

А сказки и прибаутки - это язык.

Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт - целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые

узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим).

Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков.

Мы имеем возможность обращаться к нашим правнукам, которые

будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам.

А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос:

что же такое слово? (Ответы учащихся.) ]

А по определению Владимира Ивановича Даля, удиви­тельного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего замечательного словаря, слово - «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетательными звуками, словесная речь». И сегодня мы будем «разумно» общаться и познавать богатства русского языка. Для начала разделимся на две команды, дадим нашим командам названия.

2-й ведущий.

А пусть это будут слова, которые прозвучат в одном смешном анекдоте про русский язык.

Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель го­ворит детям (говорит с подражанием грузинскому акценту): «Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель» и «нашель» пишутся без мягкого знака на кон­це. А слова «сол» и «фасол» - с мягким знаком. Обязательно за­пишите, дети, потому что запомнить это невозможно». Пусть наши команды будут носить названия «Соль» и «Фа­соль».

1-й ведущий. Согласен. Сегодня участникам встречи пред­стоит пройти через увлекательные веселые задания. А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в со­став которого вошли... (представляет членов жюри).

2-й ведущий. Предлагаю наши соревнования начать с шут­ливой, но хитрой разминки.

II. Конкурсная программа.

Разминка.

      Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

      Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Вчера, сегодня, завтра, по­слезавтра, послепослезавтра.)

      В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

      Что общего у дня и ночи? (Мягкий знак в конце слов.)

      Что находится между горой и оврагом? (Буква «в».)

      Используйте слово язык в разных смысловых значениях. (Длинный язык, корявый язык, иностранный язык г заливной язык, и т. д.)

Ведущий. Итак, поразмялись, начнем конкурсную про­грамму.

Конкурс знаков ударения.

К доске, на которой заранее записаны слова в два столбика, приглашаются участники, которым нужно правильно расставить в словах ударения.

Алфавит; Квартал;

портфель; документ;

магазин; эксперт;

каталог; каламбур;

бармен; свекла;

арахис; феномен;

баржа. творог.

2-й ведущий. А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться послови­цами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять по­словицы и поговорки в своей речи.

Конкурс знатоков поговорок и пословиц.

        В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.)

        Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)

        Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, кото­рое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде ви­лами писано.)

        Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)

        Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец - пригодится напиться.)

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано вста­ет, тому Бог подает.)

К предложенным пословицам разных народов будем под­бирать соответствующую по смыслу русские пословицы.

          Дагестанская: Торопливым людям не хватит мудрости. {Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

          Киргизская: Потихоньку далеко пойдешь, а пляской-уста- нешь. (Тише едешь - дальше будешь.)

          Таджикская: Еще не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда. (Без труда не вынешь рыбку из пруда.)

          Каракалпакская: Если кривы дерева, то и тень от них крива. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

          Украинская: И живи до старости, и учись до старости. (Век живи - век учись.)

          Малайская: Кончил шить - оборвал нить. (Кончил дело - гуляй смело.)

          Киргизская: Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда. (Каков человек, таковы и его дела.)

          Удмуртская: Слово не стрела, а сердце пронзает. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

1-й ведущий. Попрошу наше уважаемое жюри объявить результаты команд за два конкурса (жюри называет результаты).

Конкурс «В погоне за существительным».

1-й ведущий. Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обо­значающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два стол­бика: качества положительные и отрицательные.

Например: положительное - храбрость , отрицательное - трусость.

Задание понятно? Тогда приготовились. Начали. (По исте­чении одной минуты идет подсчет ответов.)

2-й ведущий. Среди слов, как и среди людей много одно­фамильцев. И называются они омонимы. Слова звучат одина­ково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для загадок-шуток.

Конкурс загадок-шуток.

            В какую бочку не нальешь воды? (В бочку - фигуру пило­тажа.)

            В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной клетке.)

            Из какого крана не берут воду? (Из подъемного крана.)

            Какой вид литературного произведения обозначается муж­ским именем? (Роман.)

            Каким патроном не зарядишь ружье? (Патроном для лам­почки.)

            В каких лесах не водится дичь? (В строительных лесах.)

            Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим.)

            Из какого сосуда не напьешься? (Из сосудов в теле чело­века.)

Конкурс «Анаграммы».

1-й ведущий. Следующее задание - анаграмма. Вот вам листочки с заданием, а я объясню, что такое анаграмма. Для то­го, чтобы решить анаграмму, надо отгадать два слова. Причем из первого слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка. Мы даем по одной минутке командам на раздумье и решение анаграмм.

1. С одним порядком букв Его увидеть можно в поле. Большое спелое зерно К земле его там клонит.

С другим порядком - в высоте Летит он хищной птицей, И с ним в проворстве, быстроте Едва ли кто сравнится. (Колос - сокол.)

              2. Со мною каша лучше станет, Оближет пальчики едок. Но буквы поменяй местами. Я превращусь в древесный сок. (Масло ~ смола.)

2-й ведущий:

А сейчас предлагаю решить следующие задачи:

а) Отделите плод от растения.

СОШИСНШАКА (Шишка, сосна.)

б) Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА

(Вода, сахар.)

в) Уберите горячее - останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ

(Кипяток, айсберг.)

г) Найдите друга и врага Буратино. МИБАЛЗЬВИИЛИНОА

(Малъвина, Базилио.)

1-й ведущий:

Какие ошибки допущены в следующих примерах? Исправь­те их.

а) Ты мне позвонишь завтра? (Позвон и шь.)

б) Не ложи книгу на стол. (Клад и .)

в) Ихние родственники приедут через месяц. (Их.)

г) Все смотрим на доску. (На д о ску.)

д) Сейчас повторим материал. (Повтор и м.)

е) Откройте форзац учебника.о рз а ц.)

2-й ведущий:

Вопросы-шутки:

а) Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (га­зету) вверх ногами.)

б) В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? (Ясно, как дважды два четыре.)

в) Что общего между словами: дуга, бараний рог, три поги­бели?

(Они все сочетаются с глаголом согнуть.)

                  Известно, что последние минуты жизни А. С. Пушкина прошли рядом с В. Далем. Какие предметы остались у Даля на память о Пушкине?

(На память о Пушкине достались Далю перстень, кото­рый поэт называл своим талисманом, и простреленный черный сюртук.)

Конкурс «Эрудитов»

    В состав какого молочного продукта входит коровий рог? (Творог.)

    Какое животное ходит во фраке? (Рак - фрак.)

    Какое средство передвижения можно моментально выре­зать из скатерти? (Катер - скатерть.)

    Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сде­лать стол? (Убрать букву в: ствол - стол.)

    В каком цветочке разместилась целая страна? (Настурция.)

    Какая река течет от буквы А до буквы Я? («От буквы А до буквы Я течет река Аму-Дарья». С. Маршак.)

    Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? (Средняя часть - линейка.)

    Какой овощ обязательно нужен для изготовления каблу­ков? (Лук - каблук.)

    Где всегда прячется лев: справа или слева от вас? (Слева.)

    Какое очень опасное устройство вмонтировано во все ил­люминаторы кораблей и самолетов? (Мина - иллюминатор.)

    Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в со­став железа? (Желе - железо.)

    Кто всегда живет во дворце? (Вор - дворец.)

    Какой президент живет в избушке? (Президент США Буш - избушка.)

    Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать? (Буквы К и Р: карета -ракета.)

    С какой рыболовной снастью всегда ходит оленевод? (С неводом - оленевод.)

    В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит? (В гимназии.)

    Как зовут каждую из трех очень упрямых девочек, одна из которых никогда не выходит из комнаты, другая - из квар­тиры, а третья - с веранды? (Ната - комната, Ира - кварти­ра, Вера - веранда.)

    Какая часть тела человека находится в воротнике одеж­ды? (Рот, а не шея - воротник.)

    Какое водопроводное устройство спрятано внутри каждой подушки? (Душ - подушка.)

    Какое огромное животное, растянувшись, занимает больше половины Китая? (Кит ~ Китай.)

    Какое крупное рогатое животное целиком помещается внутри червяка? (Як - червяк.)

    Из каких цветов пчелы вместо нектара ром попивают? (Из ромашек.)

    В каком южном фрукте помещается человек? (В персике - персик.)

    Какие две буквы могут мгновенно превратить бегущего лыжника в камень? (Буквы Б и У-булыжник.)

    Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека? (Вол и осы - вол-осы.)

    Как одной крошкой накормить досыта всю семью? (До­бавить к ней букву «о» и разлить получившуюся окрошку всем по тарелкам.)

    Что занимает ровно половину любого острова? (Ров - остров.)

    Какая буква, попав в икру, делает ее пожароопасной? (Буква с: икра - искра.)

III. Подведение итогов.

2-й ведущий. Наш конкурс подошел к концу. Прошу жю­ри огласить результаты последних трех конкурсов и общий итог встречи. (Жюри подводит итоги и награждает победителей.)

1-й ведущий. Слова, пословицы, поговорки, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов.

Но, возможно, эта капля приведет нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим вы­сказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена, и была приду­мана людьми. И поэтому, уж если «полез» за словом в карман мудрых людей, делай это с умом.

Помните:

слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, многозначные слова русского языка.

«Грамоте учиться - всегда пригодится»

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оформление доски:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

Грамоте учиться - всегда пригодится

команда команда

(Грамотеи) (Знатоки)

Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)

Учащиеся делятся на команды. Ведущий – учитель.

Вступительное слово учителя

Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем урок наш сегодня

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Русский язык – это наша история, наше богатство, культура; это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

Есть привычное выражение – «владеть языком». Действительно мы в детстве овладеваем родным языком, затем иностранным. Но чем глубже исследуют ученые взаимосвязь языка и мышления, тем больше подтверждают, что язык владеет человеком.

Чтец 1.

Судьба свела нас с величайшим в мире

С красивым, умным, Русским языком.

Пусть разливается по свету он всё шире

И будет, словно в море маяком.

Его нам завещали предки,

И им владеем мы сейчас,

Поэтому должны и взрослые и детки

Приумножать его богатство много раз.

Чтец 2.

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно-певучий.

В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.

Написаны им и рассказы, и сказки –

Страницы волшебных чарующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

Чтец 3.

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Чтец 4.

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили;

Есенин, Пушкин, Лермонтов, Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Овладейте же литературным языком!

Боритесь за культуру речи!

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

4. Что общего у дня и ночи? (Ь на конце слова.)

5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)

6. Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

Конкурс знатоков ударений

На доске написаны слова в три столбика. Приглашаются участники. В словах нужно расставить ударение.

Агент мельком водопровод

Гусеница газопровод заржаветь

Торты вахтер банты

Балуюсь щавель каталог

Комбайнер квартал свекла

Тефтели включим звонит

Ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы, «Ведь пословица недаром молвится».

Конкурс знатоков пословиц

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».(Поспешишь- людей насмешишь.)

2. Украинская: « И живи до старости, и учись до старости».(Век живи- век учись.)

3. Киргизская: « Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь».

(Тише едешь- дальше будешь.)

4. Малайская: «Кончил шить- оборвал нить». (Сделал дело- гуляй смело.)

5. Киргизская: « Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь.)

6. Таджикская: « Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)

Ведущий. Следующее задание- подобрать окончания к поговоркам.

1. Сам пропадай- … (а товарища выручай).

2. По одёжке встречают - … (по уму провожают).

3. Семь раз отмерь - … (один раз отрежь).

4. Глаза страшатся - … (а руки делают).

5. С кем поведёшься-… (от того и наберёшься).

6. Старый друг-… (лучше новых двух).

7. Не место красит человека-… (а человек место).

8. Не говори «гоп»-… (пока не перепрыгнешь).

А теперь перейдём к фразеологическим оборотам, которыми богат наш язык. Попробуйте объяснить некоторые фразеологизмы:

Что означает …

    Кожа да кости (худой)

    Дырявая память (плохая)

    На всех парусах (быстро)

    Перемывать косточки (сплетничать)

    Хоть кровь из носу (обязательно)

    Сбить с толку (запутать)

    Кот наплакал (мало)

    Комар носа не подточит (идеально)

    Клевать носом (дремать)

    Пускать пыль в глаза (обманывать)

    Как снег на голову (неожиданно)

    Человек с головой (умный)

    Игра “Кто быстрее?”

    Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

    Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).

    Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).

    Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).

    Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).

    Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)

Задание для сообразительных.

Задача–шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец “ здравствуй отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает “здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)

Заключительное слово учителя

Образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились,- это лишь капля в море слов. Но,возможно, она приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью», другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». Поэтому, если полез за словами в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, эти мудрёные слова.

Финальная песня «Говорим на русском языке»

(Подведение итогов игры).

повысить общую языковую культуру;

развить интерес к русскому языку.

1. Вступительное слово учителя.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, что еще не видели и, возможно, не увидим. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим предкам. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что такое слово? По определению, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря:

«Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, общаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь. Сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка.

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква «ц»)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

3. В каком слове отрицание не слышится сто раз? (стонет).

4. Что общего у дня и ночи? (ь на конце)

5. Что находится между горой и оврагом? (буква «и»)

6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях (длинный язык, язык Пушкина, вареный язык)

Обратите внимание, что вареный язык к нашему языку никакого отношения не имеет. Этот язык и язык, на котором мы с вами разговариваем, -омонимы, т. е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам дела никакого нет до того, что когда-то были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и « человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, бедем ли мы правильно поняты окружающими.

Как говорить правильно? (от команды по одному представителю).

Кто последний или крайний? Я извиняюсь или извините, пожалуйста? Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке? Я кладу или я ложу?

(К доске, на которой записаны слова в столбик, подходят участники. В словах нужно расставить ударение и дать объяснение).

Агент мельком

Гусеница мусоропровод

Балуюсь щавель

Комбайнер силос

Тефтели квартал

(можно больше)

Пока они выполняют задание, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.

Привести примеры. Кто больше? Кто лучше знает их?

Ведущий. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ.

Конкурс знатоков поговорок.

1. В какой пословице утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха).

2. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет).

3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку).

4. Плевать вообще не красиво, но когда-то из-за плевка можно умереть от жажды).

5. Какая поговорка говорит нам о каком - либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг).

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать:»Рано вставший успевает больше сделать за день. (Кто рано встает, тому бог подает).

Конкурс знатоков пословиц.

К пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

«Кто в лес, кто по дрова».

«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона».

«Рыльце в пушку».

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».

«Медвежья услуга». «Львиная доля» и многие другие.

Вопрос. Вспомните, из какой басни родилось выражение «львиная доля»? «Лев на ловле».

Что же означает выражение «львиная доля»? Львиная доля означает большую часть чего – либо.

Выражения, которые мы с вами употребляем в разговоре, приходят также из песен, пословиц, поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их и называют народными.

Заключительное слово учителя.

Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил:» Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман, делай это с умом. Помни, что слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, мудреные слова.

Урок – зачет по теме «Имя числительное».

Урок в форме дидактической игры.

Цели урока: 1) обобщение сведений об имени числительном;

2) формирование умений:

а) находить числительные;

б) знать разряды числительных;

в) уметь склонять числительные.

3) осуществление контроля знаний.

Оборудование: путевые листы экскурсоводов, карта – схема города, кодоскоп.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, мы с вами изучили тему»Имя числительное». Сегодня мы проведем урок – зачет по этой теме. Запишите число, а вместо слов «Классная работа» запишите «Путевой лист экскурсовода»… (свою фамилию и имя запишите в родительном падеже).

2. Проверка домашнего задания.

Что такое экскурсия? (читает ученик из толкового словаря.)

Итак, экскурсия – это поездка, посещение чего – нибудь с образовательной целью.

Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по Санкт – Петербургу. Экскурсию образовательную. Мы поговорим о географическом положении города, его прошлом, пройдемся по современным улицам. Экскурсию совершим на воображаемом автобусе.

Коллективное устное описание «Икаруса».

3. Фронтальный опрос.

Запись на доске или использование кодоскопа.

Санкт – Петербург находится в 2 раза ближе к Северному полюсу, чем к линии экватора. Это второй по численности населения город России. Город основан в 1703 году. Ему более 300 лет. До 1914 года город назывался Санкт – Петербургом, до 1924 года – Петроградом. Затем –Ленинградом, а потом снова – Санкт – Петербургом.

Вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. И вы лишний раз убедились, что имя числительное – очень важная часть речи , без которой трудно обойтись. Общаясь друг с другом.

Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как части речи.

Какие бывают числительные по значению и по составу?

Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

Как склоняются порялковые числительные? (Устно просклонять второй город).

Начнем оформление наших путевых листов.

Образец записи на доске. (На доске висит таблица).

Встречающиеся в тексте словосочетания «сущ. + числ.» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

4. Сколько островов в дельте Невы?

С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.

Сообщение учащегося.

Вначале 20-годов в дельте Невы было 147 островов, спустя 50 лет их стало 101, а в настоящее время эта цифра упала до островов имеют названия.

Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «сущ. + числ.» из текта.

Фонетический разбор числительного семьсот у доски.

Читает учитель.

Сейчас мы едем по городу со скоростью 40 – 50 км в час, чтобы успеть все разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км. На трассе «Икарус» идет со скоростью до 70 км и даже до 80 км.

Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала?

(О склонении числительных от 50 до 80).

5. Третья запись в путевом листе.

Склонение числительного пятьдесят.

6. Учитель.

Грандиозные площади, прямые набережные, четкая композиция улиц и проспектов придают ему тот «строгий, стройный вид», о котором восторженно писал.

7. Просклонять пятьсот улиц (у доски), полторы тысячи – в тетради.

8. Выписать из текста целые и дробные числительные с существительными (в таблицу).

Как склоняются дробные числительные?

Наша экскурсия продолжается.

(Ученик читает о наводнениях)_.

Объяснить значение слова ординарец.

9. Спишите с доски предложения, числительные запишите словами.1 вариант. За всю историю города вода поднималась выше ординара около 400 раз.

2 вариант. Одно из самых крупных наводнений произошло в сентябре 1777 года.

10. Запишите числительные 200, 300, 400 в именительном падеже .

11. –Назовите числительное, о котором мы сегодня еще не говорили. (Собирательное).

С чем сочетается собирательное числительное?

Что вы можете сказать о собирательных числительных оба, обе?

12. –А заканчивается наше путешествие в современном городе. (Читается текст).

Последняя запись в листе - словарный диктант.

Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллион, миллиард.

Путевые листы сдаются на проверку.

13. Подведение итогов урока.

14. Домашнее задание. Повторить еще раз все правила об имени числительном. Подготовиться к написанию диктанта.

    ФИО (полностью): Арчакова Елена Александровна

    Место работы: МБОУ Большебабинская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области

    Должность: учитель

    Предмет: русский язык и литература

    Внеклассная работа по русскому языку

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

ЦЕЛИ: 1. Дать информацию о том, как учили грамоте на Руси.

2. Вызвать интерес к изучению русского языка;

3. Развивать навыки каллиграфического письма.

ОФОРМЛЕНИЕ:

1. На экране написаны пословицы:

«Грамоте учиться – всегда пригодится»;

«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»

2. Выставка книг о русском языке.

3. Стенгазеты о языке «Русское слово».

4. На доске плакат с программой конференции.

Ученица знакомит с программой:

1. Что такое грамота.

2. Как учили грамоте на Руси.

3.О реформе азбуки.

4.Рассказ о седьмом падеже.

5. Занимательные упражнения.

6.Подведение итогов работы.

Вступительное слово

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, что такое грамота и как учили грамоте на Руси.

« Грамота» – от греческого слова «граммата» - это чтение и письмо, это умение читать и писать. В народе издавна говорят «Грамота – второй язык», а человека, умеющего читать и писать, называют грамотным. Если в старину человека, умеющего читать и писать называли грамотным, значит нас с вами можно назвать грамотными людьми.

- Что мы делаем для того, чтобы стать грамотными?

Отвечают дети.

- А как вы понимаете пословицу «Писать-то я пишу, а читать в лавочку ношу»

Отвечают дети.

Учитель: - Я вас попрошу выполнить небольшое задание – посмотрите инсценировку (инсценируют дети) и ответьте на вопросы (на экране вопросы):

а) Почему папу посчитали малограмотным?

б) О чем жалеет теперь папа?

в) Какую же роль играет почерк?

СЦЕНКА «Когда папа был маленьким, он быстро научился читать. Ему это было интересно. Он стал смотреть картинки, читать книжки, но совсем не хотел писать палочки, из которых появляются буквы. Он хотел только читать, а не писать. Прошло много лет, маленький папа стал взрослым. Почерк у него такой плохой и некрасивый, что многие считают его неграмотным. Однажды папе стало стыдно и неловко, когда он написал заявление. Его спросили:

Вы что, малограмотный?

Папа обиделся:

Нет, почему же, я грамотный! – сказал он.

А это у вас какая буква? – спросили его.

Ю, - ответил тихо папа.

Кто же так пишет Ю?

Ах, как хочется папе писать красиво, чисто, хорошим почерком, без клякс! Как жалеет он, что плохо писал палочки. Но теперь уже ничего не поделаешь. Сам виноват.

- Беседа с детьми по вопросам.

Учитель: - А сейчас, дети, вы узнаете как учили грамоте на Руси, расскажут вам об этом знатоки русского языка.

ВЫСТУПАЮТ ЗНАТОКИ:

На экране изображение древнерусской школы

1 знаток О древнерусской школе

Древнерусская школа изображена на одной из гравюр 1634 года так: «Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка, На лавках сидят ученики, Они все босы. Значит это школа для бедных. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книгам, тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.» Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера с двухчасовым учебным перерывом. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один зубрил азбуку, другой перешел к складам, третий читал «часослов». И все следовало выучить «назубок», вызубрить. Каждый свое учил вслух. Недаром на Руси пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».

2 знаток: - Учили каждую букву по ее названию. (на экране древнерусские буквы и их названия)

А – аз

Б – буки

В – веди

Г – глаголь (говори)

Д – добро

Е – есть

Ж – живот (жизнь)

З – земля

Л – люди

М – мыслить

Н – наш и т.д.

Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке и вразбивку, Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа… потом Бе, Ве, Ге, Де… Би, Ви, Ги, Ди и т.д. (на экране запись).

Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так как надо при чтении:

Буки – аз – ба

Веди – аз – ва

Люди – есть – ле

Покой – он – по и т.д.

После складов в две буквы шли склады в три буквы:

Вла, Гла, Дла и т.д. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

Теперь не сложно догадаться, что слово азбука представляет сложение названий первых двух букв «аз» и «буки».

ПРОСМОТР ОТРЫВКА из фильма по АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ М. ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО» или выразительное чтение учеником отрывка из повести

(- Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

Буки

Попал! Это?

Веди.

Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

Добро…

Вступилась бабушка:

Лежал бы ты, отец, смирно…

Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей.

Он обнял меня за шею горячей, влажною рукой и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным луком, я почти задыхался, а он, приходил в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:

Земля! Люди!

Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» - на сутулого Григория, «я» - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки…….)

3 знаток: О РЕФОРМЕ АЗБУКИ .

В начале 18 века Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас.

«При Петре Великом, - шутливо писал М.В. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется ввиду гражданская азбука)

В 1917 – 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

4 знаток: - Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?

До изгнания из азбуки «ять» называли « буквой- страшилкой», так как она затрудняла правописание и приносила особенно школьникам много огорчений. Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение знать на «ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

Знаменитый «ять» был не одинок в русской азбуке прошлых лет. Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие», мир – «вселенная», миро – «душистое вещество». Первый слог всех трех слов писался одинаково, а на письме обозначался тремя разными буквами. В первом слове писали и, во втором и с точкой (), а в третьем ижицу – Y .

«Ижица» выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головоломку, дать крепкий нагоняй». Ижица просуществовала до реформы 1917 – 1918 года.

2.Букву «ер» (Ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается «полезной» буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд). А до реформы 1917 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например домъ. Букву «ер» называли бездельником, лодырем. Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л.Н.Толстого «Война и мир» на 2080 страницах имеется 115 тысяч « никчемных бездельников». Если их собрать в одно место и напечатать подряд, они бы заняли 70 с лишним страничек. А сколько бумаги! Эта буква была самой дорогой буквой в мире.

5 знаток : РАССКАЗ О СЕДЬМОМ ПАДЕЖЕ

А теперь давайте поговорим о падежах.

Сколько падежей в современном русском языке?

Отвечают дети.

Какой из 6 падежей не употребляется с предлогами (именительный), а какой не употребляется без предлогов? (предложный)

Отвечают дети.

В древнерусском языке был седьмой падеж. Прослушайте текс и скажите, когда употреблялся седьмой падеж и как он назывался.

«Приди ко мне, брате, в Москов», - обращается Юрий Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен без перевода каждому. Но не каждый знает, что слово брате стоит в звательном падеже. Такой седьмой падеж был в древнерусском языке.

Ответ : Звательный падеж, его употребляли при обращении

Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например, у С.А.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке: «Чего тебе надобно, старче?»

В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).

6 знаток: Только небольшую частичку вы услышали о древнерусском языке, но я думаю, что заинтересовались многие. Приходите в клуб любителей русского языка, и вместе с нами будете изучать русский язык.

А сейчас мы перейдем к практической части. Давайте поиграем.

(Дети делятся на две команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон).

    Игра с пословицами «Во всех падежах и числах».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа (пословицы высвечены на экране, книги с пословицами на столах), например:

Единственное число

И. ДЕЛО шуток не любит.

Р. От слова до ДЕЛА целая верста.

Д. Не по сути дело, а по ДЕЛУ суть.

В. Ты за ДЕЛО, а дело за тебя,

Т. Велик телом, да мал ДЕЛОМ.

П. И умен, и пригож, ив ДЕЛЕ гож.

Множественное число

И. ДЕЛА как сажа бела.

Р. Всех ДЕЛ не переделаешь.

Д. По твоим ДЕЛАМ о тебе судят

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а ДЕЛАМИ не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на ДЕЛАХ.

    Скажите: что нужно сделать с существительными ДОРОГА, МАРКА, СЕРА, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы.

    Игра «Дружная семья»

«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Слово записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например: (трудолюбие, литература)

Т - ты – местоимение

Р - разве – частица

У - удивляться – глагол

Д - десять – числительное

О - ох – междометие

Л - легко – наречие

Ю - юла – существительное

Б - без – предлог

И - или – союз

Е - елейный – прилагательное

    Составить из букв слова АККУРАТНОСТЬ 70 слов.

    В каких значениях употребляются данные фразеологизмы:

Сам с усами, сам не свой, сам по себе, сам себе хозяин, само собой.

(Сам с усами – нисколько не хуже, не глупее других;

Сам не свой – расстроен, потерял душевное равновесие;

Сам по себе – самостоятельно, без помощи, отдельно;

Сам себе хозяин – совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему захочется;

Само собой – невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

По количеству набранных жетонов грамотами награждаются команды, наиболее активным учащимся выдаются медали.

Награждаются лучшие ученики в изучении русского языка:

Дипломами 1 степени, те, кто учится на «5»

Дипломами 2 степени, те, кто учится на «4».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Читает стихотворение.

ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен.

Выучи русский язык!