Проектно - исследовательская работа по химии "Токсичная красота" (10 класс). Темы исследовательских работ по химии Лучшие исследовательские работы по химии

Разные материалы в помощь школьному учителю химии

  • Веселые задачи на уроках химии
  • Урок. Важнейшие химические понятия
  • Инновационная модель работы РМО химии и биологии «Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования»
  • Аттестация: Портфолио учителя химии
  • Брошюра. Русская лексика в химической терминологии
  • Специфика монолога-выступления на научно-практической конференции
  • Отчет о проделанной работе по химии, биологии и экологии
  • Образовательная программа химико-экологического кружка
  • Мастер класс: «Организация исследовательской деятельности учащихся»
  • Использование активных форм обучения для развития познавательных компетенций школьника в условиях внедрения ФГОС основного общего образования

Исследовательские работы по химии

  • Исследовательская работа «Влияние энергетических напитков на организм человека»
  • Исследовательская работа «Исследование содержания йода в организме учащихся и продуктах питания, потребляемых ими»
  • Исследование «Определение ликопина в томатопродуктах»
  • Исследовательская работа «Поваренная соль и ее свойства»
  • Исследовательская работа «pH косметических средств»
  • Исследовательская работа «Великий и ужасный бисфенол-А»
  • Исследовательская работа «Исследование физико-химического состава воды на месте падения метеорита «Стерлитамак»»

Презентации по химии

  • Презентация по химии: Опыт с цветами
  • Презентация: Урок белой магии
  • Презентация: Горение магния в углекислом газе
  • Презентация по химии: Номенклатура алканов
  • Презентация: Теория химического строения А.М. Бутлерова
  • Для чего нужна химия
  • Презентация: Влияние энергетических напитков на организм человека
  • Презентация по химии «Изомерия и ее виды»
  • Презентация: «Технология проблемно-диалогического обучения»
  • Самопрезентация «Позвольте познакомиться» будет интересна тем учителям химии, которые будут участвовать в конкурсе «Учитель года»
  • Презентация: «Требование к современному уроку в условиях внедрения ФГОС»
  • Презентация по химии «Увлекательные опыты»
  • Презентация по химии «Советы руководителю исследовательской работы»

Рабочие программы по химии

  • Рабочая программа. Химия. 9 класс.
  • Рабочая программа. Химия. 11 класс. Профильный уровень.
  • Рабочая программа. Химия. 10 класс. Базовый уровень.
  • Рабочая программа. Химия. Вводный курс. 7 класс.
  • Диагностическая работа по химии, 11 класс.
  • Диагностическая работа по химии, 8 класс.

В данном разделе вы можете подобрать интересные темы проектов по химии . Руководителю стоит обратить внимание на уровень сложности той или иной темы и её сопоставление с уровнем знаний ученика. Исследовательский процесс подразумевает консультации учителя и подбор им литературы.

Рекомендуем внимательно выбирать интересные темы исследовательских работ по химии учащимся 7, 8, 9, 10 и 11 класса и определять подходящую для себя тему по сложности, интересу и собственным увлечениям.

Также, вы можете подобрать актуальную тему проекта по химии менее сложного уровня, расширить или обобщить ее в дальнейшем.

Представленные школьникам темы исследовательских работ по химии носят актуальный характер и подразумевают проведение исследований и изучения новой более углубленной информации по предмету. В дальнейшем, полученные знания можно применить на уроках химии, а также брать за основу в последующих исследованиях. По ссылкам вы можете найти темы исследований по предмету химия для учеников старшей школы.

Данные темы исследовательских проектов по химии будут интересны ученикам 7, 8, 9, 10 и 11 класса, увлекающимся химией, проведением различных интересных опытов и экспериментов, которые желают узнать и понять, найти ответы на интересующие их вопросы в процессе увлекательных исследований.

Приведенные ниже темы отсортированы по алфавиту, они являются примерными и базовыми для использования в исследовательской деятельности обучающихся по предмету химия.

Темы исследовательских работ по химии

Примерные темы исследовательских проектов по химии:


Автомагистраль, снег, почва, растения.
Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы.
Автомобильное топливо и его применение.
Агрономия. Эффект минеральных удобрений.
Азот в пище, воде и организме человека.
Азот и его соединения
Азот как биогенный элемент.
Акварельные краски. Их состав и изготовление.
Аквариум как химико-биологический объект исследования.
Активированный уголь. Явление адсорбции.
Актиноиды: взгляд из прошлого в будущее.
Алмаз - аллотропная модификация углерода.
Алмазы. Искусственный и естественный рост.
Алхимия: мифы и реальность.
Алюминий - металл XX века.
Алюминий и его сварка.
Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?
Алюминий. Сплавы алюминия.
Анализ качества родниковой воды.
Анализ лекарственных препаратов.
Анализ прохладительных напитков.
Анализ содержания аскорбиновой кислоты в некоторых сортах смородины.
Анализ чипсов.
Аномалии воды.
Антибиотики.
Антисептики.
Антропогенное влияние сточных вод на воды родника.
Аромат здоровья.
Ароматерапия как способ профилактики простудных заболеваний.
Ароматерапия.
Ароматизаторы на основе сложных эфиров.
Ароматические масла - бесценный дар природы.
Ароматические эфирные масла и их использование.
Ароматы, запахи, флюиды.
Аскорбиновая кислота: свойства, физиологическое действие, содержание и динамика накопления в растениях.
Аспирин - друг или враг?
Аспирин - польза или вред.
Аспирин как консервант.
Аспирин: за и против.
Аэрозоли и их применение в медицинской практике.
Белки - основа жизни.
Белки и их значение в питании человека.
Белки и их питательная ценность.
Белки как природные биополимеры.
Бензапирен - химико-экологическая проблема современности.
Биогенная классификация химических элементов.
Биологически активные вещества. Витамины.
Биологически активные добавки: профанация или польза?
Биороль витаминов.
Благородные газы.
Бумага и ее свойства.
Бутерброд с йодом, или Вся правда о соли.
Была бы жизнь на Земле без существования железа?
Бытовые фильтры для очистки водопроводной воды и способ их регенерации.
В мире кислот.
В мире коррозии металлов.
В мире полимеров.
В удивительном мире кристаллов.
В чём вкус хлеба?
Важнейший показатель экологического состояния почвы - рН.
Великая тайна воды.
Великий ученый М.В. Ломоносов.
Великобритания в жизни и деятельности Д.И. Менделеева.

Темы проектов по химии (продолжение)

Примерные темы исследовательских работ по химии:


Виды химической связи.
Витамин С и его значение.
Витамины в жизни человека.
Витамины и витаминная недостаточность.
Витамины и здоровье человека.
Витамины как основа жизнедеятельности живых организмов.
Вклад Д.И. Менделеева в развитие агрохимии, его значение для современного сельского хозяйства.
Вклад Д.И. Менделеева в развитие нефтяной промышленности.
Вклад М.В. Ломоносова в развитие химии как науки.
Влияние автомобильного транспорта на степень загрязнения воздуха.
Влияние металлов на женский организм.
Вода – вещество номер один.
Вода - вещество привычное и необычное.
Вода - основа жизни.
Вода удивительная и удивляющая.
Вода: смерть или жизнь? Исследование качества воды в водоемах и водопроводе.
Водород в промышленности, получение и формы сбыта.
Водородный показатель в нашей жизни.
Воздух - природная смесь газов.
Воздух, которым мы дышим.
Воздух-невидимка.
Все тайны янтаря.
Выделение винной кислоты из исследуемого сорта винограда.
Выращивание в домашних условиях монокристаллов из насыщенного раствора солей и квасцов.
Выращивание кристалла в домашних условиях.
Выращивание кристаллов в домашней лаборатории.
Выращивание кристаллов при различных внешних условиях.
Газированная вода - вред или польза.
Газированные напитки – яд малыми дозами.
Газированные напитки в жизни подростка.
Газированные напитки: польза или вред?
Газировка. Вкусно! Полезно?
Глютамат натрия - причина пищевой наркомании.
Горный хрусталь - символ скромности и чистоты помыслов.
Да здравствует мыло душистое!
Декоративная косметика и ее влияние на кожу.
Грани яркой натуры. Д.И. Менделеев.
Детское питание.
Диетический заменитель сахара аспартам - токсичное вещество.
Для чего нужен йод?
Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах.
Домашняя аптечка.
Дюжина пряностей глазами химика.
Есть, или не есть - вот в чем вопрос!?
Жевательная резинка. Миф и реальность.
Жевательная резинка: польза или вред?
Железо - элемент цивилизации и жизни.
Железо и его соединения.
Железо и здоровье человека.
Железо и окружающая среда.
Жесткость воды: актуальные аспекты.
Живопись и химия.
Жидкие средства для мытья посуды.
Жизненная ценность мёда.
Жизнь без глютена.
Жиры: вред и польза.
Защитные свойства зубных паст.
Знаки на пищевых упаковках.


Знаменитые напитки. Плюсы и минусы напитков «Пепси» и «Кока-Кола», «Спрайт» и «Фанта».
Зубные пасты
Из жизни полиэтиленового пакета.
Из чего состоит одежда. Волокна.
Изучаем силикаты.
Изучение свойств шампуней.
Изучение секретов приготовления клея.
Изучение состава и свойств минеральной воды.
Изучение состава мороженого.
Изучение способности и динамики накопления тяжелых металлов лекарственными растениями (на примере одного вида лекарственных растений).
Изучение характеристик мороженого как продукта питания.
Индексы пищевых добавок.
Индикаторы в быту.
Индикаторы вокруг нас.
Индикаторы. Применение индикаторов. Природные индикаторы.
Инертные газы.
Искусственные жиры - угроза здоровью.
Использование дафний для определения пороговых значений ионов тяжелых металлов.
Использование дрожжей в пищевой промышленности.
Исследование pH-растворов некоторых сортов мыла, шампуней и стиральных порошков.
Исследование влияния жевательной резинки на организм человека.
Исследование жесткости воды и способов ее снижения.
Исследование качества воды в городе и пригороде.
Исследование свойств аспирина и изучение его влияния на организм человека.
Исследование свойств серной кислоты.
Исследование уровня коррозии памятников города.
Исследование физико-химических свойств молока разных производителей, имеющих экологический сертификат.
Исследование физико-химических свойств натуральных соков разных производителей.
Исследование химического состава воды для определения эффективности применения фильтра «Барьер-4».
Исследование химического состава местных глин.
История возникновения шоколада.
Йод в продуктах питания и влияние его на организм человека.
Йод в продуктах питания и его влияние на организм человека.
Как определить качество мёда.
Какое мороженое вкуснее?
Кальций и его соединения в организме человека.
Катализ и катализаторы.
Каша - здоровье наше.
Кварц и его применение.
Кислотность рН-среды и здоровье человека.
Кислотные дожди.
Кислотный дождь и его влияние на экологию.
Кислоты и щёлочи в быту.
Клюква - северный лимон?
Колбаса - это вкусно и полезно?!
Количественное определение ртути в энергосберегающих лампочках.
Коррозия металлов и способы ее предупреждения.
Кофе в нашей жизни.
Кофеин и его влияние на здоровье людей.
Красители и продукты питания.
Кремний и его свойства.
Кумыс - национальный напиток казахов.
Кумыс и его целебные свойства
Лекарства и яды в древности.
Лекарственные растения.
Лекарство или яд?
Майонез - знакомый незнакомец!
Менделеев и Нобелевская премия.


Металлы – элементы жизни.
Металлы в жизни человека.
Металлы в искусстве.
Металлы в космосе.
Металлы в организме человека.
Металлы древности.
Металлы и сплавы, их свойства и применение в радиоэлектронной аппаратуре.
Металлы на теле человека.
Металлы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Металлы-биогены.
Микроэлементы в организме
Микроэлементы: зло или благо?
Минеральные вещества.
Мир воды. Тайны водопроводной, секреты минеральной.
Мир пластмасс.
Мир стекла.
Молоко: за и против.
Молочные продукты.
Мы живем в мире полимеров.
Мыло: вчера, сегодня, завтра.
Мыло: друг или враг?
Мыло: история и свойства.
Мыльная история.
Наличие в продуктах питания йода и его биологическая роль.
Напиток «Кока-кола»: новые вопросы старой проблемы.
Нефть и нефтепродукты.
Обнаружение содержания воды в бензине.
Определение в шоколаде жиров, углеводов и белков.
Определение ионов свинца в травянистой растительности парков города.
Определение йода в йодированной поваренной соли.
Определение количества витамина С в лимоне.
Определение примесей в водопроводной воде.
Определение физико-химических показателей молока.
Органические яды и противоядия.
Осторожно - пиво!
Пектин и его влияние на организм человека.
Перекись водорода.
Периодическая система Д.И. Менделеева как основа научного мировоззрения.
Пищевые добавки дольше сохраняют свежесть хлеба.
Поваренная соль - всего лишь приправа?
Поваренная соль - кристаллы жизни или белая смерть?
Поваренная соль – минерал необычайной важности.
Почему гибнут каштаны в промышленном районе города.
Почему овощи и фрукты кислые?
Применение хлорофилла в синтезе акриламидных гидрогелей.
Проблема йодного дефицита.
Проблема утилизации. Переработка отходов.
Пряности глазами химика.
Психоактивные вещества в повседневной жизни человека.
Растворимое смертное (яды).
Рецепты красоты.
Роль слюны в формировании и поддержании кариесрезистентности зубной эмали.
Сахар и сахарозаменители: за и против.
Сборник стихотворений «Химия и жизнь».
Секреты белозубой улыбки.
Сера и ее соединения.
Синтетические высокомолекулярные соединения (ВМС).
Синтетические моющие средства для стиральных автоматических машин.
Синтетические моющие средства и их свойства.
Сода: знакомая и незнакомая.
Содержание нитратов в питьевых и столово-минеральных водах.
Сок как источник аскорбиновой кислоты.

Состав воздуха и его загрязненность.
Состав и свойства зубных паст.
Состав и свойства растительных масел.
Состав моющих средств.
Состав чая.
Состояние атмосферных осадков на пришкольном участке и за чертой города.
Средства для мытья посуды.
Стиральные порошки: обзор и сравнительная характеристика.
Стоит ли есть пуд соли?
Тихая сила ядов.
Удивительные "серебряные" реакции.
Фосфор, его свойства и аллотропные изменения.
Химический анализ водопроводной воды в моей школе на определение органолептических показателей, содержания хлорид-ионов и ионов железа.
Химический анализ воды в речке.
Химия – союзник медицины.
Химия красок.
Химия кремния и его соединений.
Химия марганца и его соединений.
Химия меди и ее соединений.
Хлорирование воды: прогнозы и факты.
Чего боится белок?
Чернобыль. Это не должно повториться.
Чипсы: вред или польза?
Чипсы: лакомство или яд?
Чипсы: польза или вред?
Что мы знаем о шампуне?
Что нужно знать о пищевых добавках.
Что полезнее - чай или кофе?
"Что скрывается за буквой "Е"?
Что содержится в чашке чая?
Что такое кислотные дожди и как они образуются?
Что такое нефть и как она появилась на Земле?
Что такое сахар и откуда он берется.
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Чугун и его сварка.
Чудеса из стекла.
Шелк натуральный и искусственный.
Шоколад - пища богов.
Шоколад: вред или польза?
Шоколад: лакомство или лекарство?
Экологическая безопасность в быту.
Экологические проблемы космического пространства.
Экспертиза качества мёда и способы его фальсификации.
Экспертиза органолептических свойств пшеничного хлеба.
Элемент номер один.
Энергетические напитки - напитки нового поколения.
Энергосберегающие лампы и экологический кризис.
Эти вкусные опасные чипсы.
Я - на диете!
Янтарь - волшебные слезы дерева.

Исследовательская работа «Сравнительный химический анализ воды с.Тукаево и г.Тарко-Сале»

Руководитель: Насырова Альбина Галиулловна
Работу выполняла ученица 10 класса Адельметова Эльза
Описание: Данная работа была представлена на республиканской научно-практической конференции "Чистая наука"

Причиной написания данной работы стала поездка в г.Тарко-Сале. В ходе пребывания в этом городе меня удивил тот факт, что на стенках чайника у них не остается накипь. Из курса химии мне известно, что накипь, является последствием использования жесткой воды.
Вода прямым образом влияет на здоровье человека, и мы решили ответить на вопросы: что за вода течет из нашего крана? Какие вещества содержатся в ней? Чем отличается вода с.Тукаево от воды г.Тарко-Сале? С чем это может быть связано?
Исходя из вышесказанного была поставлена цель исследовательской работы: провести сравнительный химический анализ воды с.Тукаево и г.Тарко-Сале в условиях школьной лаборатории и сравнить результаты.
Объект исследования:
- вода с.Тукаево
- вода г.Тарко-Сале
Методы исследования:
- Обзор литературы
- Физический и химический анализ воды
- Сравнение
Практическая значимость данной работы заключается в создании презентации, выпуске брошюры, газеты просветительского содержания.

Химические компоненты воды
Химические компоненты природных вод условно делят на 5 групп: 1)Главные ионы; 2)растворённые газы; 3)биогенные вещества; 4)микроэлементы; 5) органические вещества
Сравнительный химический анализ воды с.Тукаево и г.Тарко-Сале
I Органолептические показатели воды
1. Цвет (окраска)
Диагностика цвета – один из показателей состояния воды.
Для определения цветности воды мы взяли стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набрали воду и на белом фоне бумаги определили цвет воды (бесцветный, зелёный, серый, жёлтый, коричневый) – показатель определённого вида загрязнения.
При анализе обоих проб вода была бесцветной, значит, вода пригодна к употреблению.
2.Прозрачность
Для определения прозрачности воды мы использовали прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который налили воду, затем подкладывали под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм, толщина линий букв – 0,5 мм, и сливали воду до тех пор, пока сверху через слой воды не стал виден этот шрифт. Измерили высоту столба оставшейся воды линейкой и выразили степень прозрачности в сантиметрах. При прозрачности воды менее 3 см водопотребление ограничивается.
В питьевой воде обоих проб прозрачность воды 10 см
3.Запах
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в неё естественным путём и со сточными водами. Запах воды не должен превышать 2 баллов. Интенсивность запаха определяли по таблице:
Балл Интенсивность запаха Качественная характеристика
0 - Отсутствие ощутимого запаха
1 Очень слабая Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследованием
2 Слабая Запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание
3 Заметная Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением
4 Отчётливая Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодным для питья
5 Очень сильная Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья

Запах воды определяли в помещении, в котором не было постороннего запаха. В питьевой воде обоих проб запах отсутствует, значит, она пригодна для питья.
II Химический анализ воды
1.Водородный показатель (рН)

Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (рН около 7).
Значение рН определили следующим образом. В пробирку налили 5 мл исследуемой воды, 0,1 мл универсального индикатора, перемешали и по окраске раствора определили рН: раствор воды с.Тукаево окрасился в светло-желтый цвет – нейтральная среда, а вода г.Тарко-Сале в розово-оранжевый – щелочная среда.
Розово-оранжевая – рН около 6;
Светло-жёлтая – 7;
Зеленовато-голубая – 8.
2. Определение хлорид-ионов
Концентрация хлоридов допускается до 350 мг/л.
В пробирку налили 5 мл исследуемой воды с.Тукаево и г.Тарко-Сале и добавили 3 капли 10-% раствора нитрата серебра. Приблизительное содержание хлоридов определили по осадку или помутнению.
Определение содержания хлоридов
Осадок или помутнение Концентрация хлоридов, мг/л
Слабая муть 1-10
Сильная муть 10-50
Образуются хлопья, но осаждаются не сразу 50-100
Белый объёмистый осадок Более 100

В питьевой воде с.Тукаево выпадал белый объёмистый осадок (более 100 мг/л).
Во второй пробе питьевой воды с г.Тарко-Сале наблюдалась слабая муть (1-10 мг/л).
3.Определение сульфатов.
В пробирку внесли 10 мл исследуемых вод, 0,5 мл соляной кислоты (1:5) и 2 мл 5 %-ного раствора хлорида бария, перемешивают. По характеру выпавшего осадка определили ориентировочное содержание сульфатов. При отсутствии мути концентрация сульфат-ионов менее 5 мг/л; при слабой мути, появляющейся не сразу, а через несколько минут, - 5-10мг/л; при слабой мути, появляющейся сразу после добавления хлорида бария, - 10-100 мг/л; сильная, быстро оседающая муть свидетельствует о достаточно высоком содержании сульфат-ионов (более 100 мг/л).
В первой пробе воды г.Тарко-Сале наблюдалась слабая муть, появляющаяся не сразу (5-10 мг/л).
Во второй пробе воды с.Тукаево - слабая муть, появляющаяся сразу (10-100 мг/л).
В обеих пробах воды допустимая норма сульфат-ионов.
5. Обнаружение железа
Предельно допустимая концентрация общего железа в воде составляет 0,3 мг/л.
В пробирку поместили 10 мл исследуемых проб воды г. Тарко-Сале и с.Тукаево, прибавили 1 каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель раствора пероксида водорода и примерно 0,5 мл раствора роданида калия. При содержании 0,1 мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высоком – красное.
При анализе питьевой воды с.Тукаево не было розового окрашивания, значит концентрация менее 0,1 мг/л, что соответствует допустимой норме железа в воде, а вода из г.Тарко-Сале окрасилась в красный цвет, значит количество железа в воде выше чем ПДК.
6. Обнаружение ионов кальция
Для определения наличия ионов кальция в воде г.Тарко-Сале и с.Тукаево мы использовали углекислый газ, который пропустили через воду. В результате эксперимента вода г.Тарко-Сале не изменилась, а при пропускании через воду с.Тукаево образовался осадок карбоната кальция.
Вывод: По СанПиНу содержание кальция в питьевой воде не нормируется, но по его количеству мы судим о жесткости воды, значит в воде г.Тарко-Сале кальция содержится небольшое количество, а в воде с.Тукаево большое количество.
Выводы и прогнозы
При проведении органолептических исследований воды получили следующие показатели:
Вода

Цвет (окраска) бесцветный бесцветный
Прозрачность 10 см 10 см
Запах Отсутствует (0) Отсутствует (0)
Вывод: Питьевая вода с.Тукаево и г.Тарко-Сале из водопровода пригодна для питья

При проведении химического анализа воды получили следующие показатели:
Вода
Показатели Питьевая вода с.Тукаево Питьевая вода г.Тарко-Сале
Водородный показатель Нейтральная Щелочная
Хлориды
Белый объёмистый осадок (более 100 мг/л) Слабая муть (1-10мг/л)

Сульфаты
Слабая муть, появляющаяся сразу (10-100 мг/л) Слабая муть, появляющаяся не сразу (5-10 мг/л)
Катионы железа Нет розового окрашивания, значит концентрация менее 0,1 мг/л Красное окрашивание, значит концентрация больше 0,3 мг/л
Катионы кальция обнаружили Не обнаружили
По данным химического анализа водопроводная вода пригодна для питья



Литература
1. Научно-методический журнал «Химия в школе», №3 2004 г.
2. Габриелян О.С. «Химия 9 класс», Учебник для общеобразоват. учреждений. – 7 изд., Дрофа, 2003.
3. Васильева З.Г., Грановская А.А., Таперова А.А. «Лабораторные работы по общей и неорганической химии», Л.: Химия, 1986 г.
4. Вода питьевая. Государственные стандарты. Методы анализа. М: ИПК.
Издательство стандартов, 1996. - /// с.
5. Справочник по свойствам, методам анализа и очистки H2O – часть I. Под ред. А.Т.Пилипенко. Киев: Наукова Думка, 1980 Темы проектов по химии

(3-11 кл.)

(с кратким содержанием проектов можно ознакомиться на сайте https://project.1september.ru)


  • «Кока-кола»: новые вопросы старой проблемы

  • «Народное» применение неутилизированных бочек из-под химреагентов от обустройства Баяндыского нефтяного месторождения в районе

  • «Портрет» косметики кисти химика

  • А наша водица - здоровья частица, или...

  • Автомагистраль, снег, почва, растения

  • Автомобиль как источник химического загрязнения атмосферы

  • Автомобильное топливо и его применение

  • Агент 000, или Щит и меч

  • Агрономия. Эффект минеральных удобрений

  • Агрохимическое исследование почвы пришкольного участка школы "Жасыл Алан"

  • Агрохимия для восьмиклассников

  • Адсорбция уксусной кислоты активированным углем

  • Азот в пище, воде и организме человека

  • Азот и его соединения

  • Азот как биогенный элемент

  • Акварельные краски из природных материалов

  • Акварельные краски. Их состав и изготовление

  • Аквариум как химико-биологический объект исследования

  • Активированный угль. Явление адсорбции

  • Актиноиды: взгляд из прошлого в будущее

  • Актуальность педагогических взглядов Д.И. Менделеева в свете модернизации современного российского образования

  • Актуальность экономических взглядов Д.И. Менделеева в свете современных тенденций развития экономики России

  • Алгебраические способы решения химических задач

  • Алкены

  • Алмаз - аллотропная модификация углерода

  • Алмазы. Искусственный и естественный рост

  • Алхимия: мифы и реальность

  • Альгология и химия морских водорослей

  • Альдегиды

  • Альфред Нобель и его премии

  • Алюминий

  • Алюминий и его сварка

  • Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?

  • Алюминий - металл XX века

  • Алюминий. Сплавы алюминия

  • Амилаза как объект химического исследования

  • Амилаза слюны

  • Аминокарбоновые кислоты

  • Амурский кабельный завод

  • Анализ воды реки Сургут на территории села Новое Ганькино

  • Анализ донных отложений озера Ак-Холь Монгун-Тайгинского района Республики Тыва

  • Анализ качества воды, взятой в Москве-реке в учебно-исследовательских целях

  • Анализ молока и молочных продуктов

  • Анализ пищевых добавок в продуктах питания, их влияние на здоровье человека

  • Анализ пищевых отходов

  • Анализ почвы методом ионной хроматографии

  • Анализ родниковой воды

  • Анализ содержания аскорбиновой кислоты в некоторых сортах смородины

  • Анализ содержимого чайных пакетиков в условиях школьной химической лаборатории

  • Анализ физико-химических показателей готовых майонезов

  • Анализ чая

  • Анализ чипсов

  • Англия в жизни и деятельности Д .И. Менделеева

  • Аномалии воды

  • Антибиотики

  • Антибиотики

  • Антисептики

  • Антропогенное влияние сточных вод на воды родника

  • Арены

  • Арифметическая и геометрическая прогрессия в нашей жизни

  • Аромат здоровья

  • Ароматерапия

  • Ароматерапия

  • Ароматерапия и эфирные масла

  • Ароматизаторы на основе сложных эфиров

  • Ароматические масла - бесценный дар природы

  • Ароматические эфирные масла и их использование

  • Ароматы, запахи, флюиды

  • Архитектура через призму химии: Антонио Гауди

  • Аскорбиновая кислота: свойства, физиологическое действие, содержание и динамика накопления в растениях

  • Аспирин

  • Аспирин как консервант

  • Аспирин - друг или враг?

  • Аспирин - польза или вред

  • Аспирин: друг или враг?

  • Аспирин: за и против

  • Атомная физика

  • Атомная энергетика. Экология

  • Ах, эти бактерии!

  • Аэрозоли и их применение в медицинской практике

  • Бабочки

  • База данных химических элементов

  • Барицентрический метод

  • Башкирский мед

  • Бегство от удивлений, или Поиски живой и мёртвой воды

  • Без особого труда, но не детская еда

  • Безопасное питание. Оценка качества продуктов питания

  • Безопасность на уроках в школе

  • Безопасность продуктов, или Что скрывает глазурь

  • Безопасность эфирных масел

  • "Белизна" во всех делах годна

  • Белки

  • Белки

  • Белки в тувинских национальных молочных продуктах

  • Белки и биологический баланс

  • Белки и их значение в питании человека

  • Белки и их питательная ценность

  • Белки как природные биополимеры

  • Белки против жиров и углеводов

  • Белки - основа жизни

  • Белый камень

  • Бенз(а)пирен - химико-экологическая проблема современности

  • Береги зубы смолоду

  • Бесценный дар земли

  • Бета-нафтолоранж

  • Биогенная классификация химических элементов

  • Биогеохимическая роль древесной растительности в условиях малого промышленного города

  • Биогеохимия азота и фосфора в водных экосистемах города Астрахани

  • Биоиндикация газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны

  • Биологически активные вещества. Витамины

  • Биологически активные добавки к пище и их влияние на организм человека

  • Биологически активные добавки: профанация или польза?

  • Биологически активные соединения

  • Биологические часы, или как прожить долго

  • Биологическое значение жирорастворимых витаминов

  • Биоразлагаемые пакеты и исследование их структуры на атомном сканирующем микроскопе и инфракрасном Фурье-спектрометре

  • Биоразлагаемые полимеры - упаковка будущего

  • Биороль витаминов

  • Бис-фенол, или Вред пластиковой посуды

  • Благородные газы

  • Боблово как сельскохозяйственная лаборатория Д.И. Менделеева

  • Боевые токсические химические вещества и их влияние на целостность экологической системы

  • Большая стирка

  • Бумага и ее свойства

  • Бутерброд с йодом, или Вся правда о соли

  • Буферные системы

  • Бывают ли камни съедобными?

  • Была бы жизнь на Земле без существования железа?

  • Бытовые фильтры для очистки водопроводной воды и способ их регенерации

  • В воде родится , а воды боится

  • В мире зеркальных поверхностей

  • В мире кислот

  • В мире коррозии металлов

  • В мире полимеров

  • В чём вкус хлеба?

  • Варенье для душа

  • Великая тайна воды

  • Великие открытия великих французских ученых

  • Великий ученый М.В. Ломоносов

  • Величайшая веха в развитии химии

  • Вечная молодость - миф или реальность?

  • Вещества – толеранты и интолеранты

  • Взаимодействие нитрона с рицинолевой кислотой

  • Взаимозаменяемые пары металлов в окружающей среде и их влияние на здоровье человека

  • Взаимосвязь предметов: химия и литература

  • Взаимосвязь тонуса вегетативной нервной системы и уровня здоровья учащихся

  • Видеотрилогия "Социальная антиреклама для молодежи""

  • Виды химической связи

  • Викторина "Металлы"

  • Витамин С и его влияние на организм человека

  • Витамин С и его значение

  • Витамин С. Простуда "под замком"?

  • Витамины в жизни человека

  • Витамины для зелёного друга

  • Витамины и витаминная недостаточность

  • Витамины и здоровье человека

  • Витамины как основа жизнедеятельности живых организмов

  • Вклад В.Г. Шухова в развитие нефтяной промышленности России

  • Вклад Д.И. Менделеева в развитие агрохимии, его значение для современного сельского хозяйства

  • Вклад Д.И. Менделеева в развитие науки

  • Вклад Д.И. Менделеева в развитие нефтяной промышленности России

  • Вклад Д.И. Менделеева в разработку таможенных тарифов и их влияние на экономику России

  • Вклад М.В. Ломоносова в развитие химии как науки

  • Вклад Н.С. Курнакова в развитие физико-химического анализа

  • Вклад алхимии в становлении химии как науки

  • Вклад российского изобретателя академика В.Г. Шухова в развитие российской науки , инженерного дела, транспортной системы и промышленности России

  • Вкусно, но не безвредно

  • Вкусное – невкусное

  • Вкусное, вредное и одновременно полезное

  • Власов Ключ

  • Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду микрорайона Кирилловский

  • Влияние автомобильного транспорта на степень загрязнения воздуха

  • Влияние автотранспорта на содержание ионов тяжелых металлов в почве

  • Влияние автотранспорта на экологическое состояние школьного двора

  • Влияние алкоголя и табака на организм человека

  • Влияние антибиотиков на всхожесть и рост растений

  • Влияние антигололедных реагентов на текстильные материалы

  • Влияние антропогенного воздействия на экосистему городского парка

  • Влияние антропогенных факторов на живые организмы

  • Влияние бытовой химии на экологию и здоровье человека

  • Влияние веществ столовых приборов на организм человека

  • Влияние внешних условий на рост кристаллов различных солей

  • Влияние водной среды на скорость коррозии водопроводной системы Центрального района Санкт-Петербурга

  • Влияние выхлопных газов на растения в Кузнецком районе г. Новокузнецка

  • Влияние выхлопных газов на снежный покров


  • Влияние газированных напитков на здоровье человека

  • Влияние галогенидов щелочных металлов на процесс кристаллизации поваренной соли

  • Влияние железнодорожного транспорта на экологическую ситуацию и жителей г. Рыбное

  • Влияние живой и мертвой воды на живые организмы

  • Влияние запахов на психоэмоциональное состояние школьников

  • Влияние ионов Pb2+, Cu2+ и Н+ на рост и развитие растений

  • Влияние ионов тяжелых металлов на рост и развитие томатов сорта "Огни Москвы"

  • Влияние катионов Каспийского моря на его обитателей

  • Влияние качества воды на здоровье человека и экологическую ситуацию села Сажино

  • Влияние кислотного дождя на живые организмы

  • Влияние кислотности водного раствора на поглощение растениями ионов тяжелых металлов

  • Влияние кислотности среды на процесс осаждения гальванического покрытия при утилизации цинка из сернокислого электролита

  • Влияние компонентов табачного дыма на организм человека


  • Влияние культуры знаний на отношение к курению

  • Влияние культуры знаний на отношение к курению

  • Влияние курения на организм

  • Влияние курения на организм человека

  • Влияние металлов на женский организм


  • Влияние металлов на организм человека

  • Влияние минеральных удобрений на урожайность свеклы, возделываемой в условиях рискованного земледелия

  • Влияние мочевины на прорастание семян и последующий рост проростков

  • Влияние неорганических солей легких металлов на регенерацию придаточных корней ив белой и ломкой

  • Влияние неорганических удобрений на рост и развитие растений

  • Влияние нитратов на здоровье человека

  • Влияние окружающей среды на рост кристаллов хромокалиевых квасцов и хлорида меда

  • Влияние октанового числа на детонационную устойчивость топлива

  • Влияние пастеризации на свойства и состав молока

  • Влияние питательных элементов на ростовые процессы растений

  • Влияние пищевых продуктов на структуру зубов

  • Влияние природы нити на процесс кристаллизации поваренной соли

  • Влияние противогололедных реагентов на растительность

  • Влияние прохладительных газированных напитков на здоровье человека

  • Влияние различных удобрений на урожай свёклы столовой

  • Влияние различных факторов на переход коллагена мяса в глютин

  • Влияние разных видов шампуней на толщину волос

  • Влияние разных источников воды на прорастание семян овса

  • Влияние свинца и цинка на рост и развитие ячменя

  • Влияние солей тяжелых металлов на живые организмы

  • Влияние соотношения составляющих песочного теста на вкусовые качества печенья

  • Влияние сорбита на силу борной кислоты

  • Влияние состояния снежного покрова на окружающую среду поселка Ханымей

  • Влияние средств бытовой химии на здоровье человека

  • Влияние стимулятора роста СИЛК на картофель сорта "Адретта"

  • Влияние табака на живые организмы

  • Влияние темного шоколада на организм человека

  • Влияние тепловой кулинарной обработки и хранения овощей в горячем состоянии на содержание витамина С

  • Влияние тепловой кулинарной обработки на изменение окраски свеклы

  • Влияние тяжелых металлов на активность фермента каталазы

  • Влияние тяжелых металлов на организм человека и экологическую ситуацию с. Сажино

  • Влияние тяжелых металлов на растения гороха

  • Влияние тяжёлых металлов на биосферу

  • Влияние удобрений на рост и развитие растений

  • Влияние употребления газированных напитков на организм человека

  • Влияние условий хранения на качество растительного масла

  • Влияние факторов внешней среды на окисление железа и его роль в экологии

  • Влияние факторов на содержание дубильных веществ в черном чае

  • Влияние физико-химических свойств СМС на их моющее действие

  • Влияние фитонцидов растений на здоровье человека

  • Влияние фторид-иона на эмаль зубов

  • Влияние фунгицидов на микробиологическую активность почвы

  • Влияние химических веществ в архитектуре "Круглого здания" на его долголетие

  • Влияние химических веществ на здоровье зубов

  • Влияние химических заводов на экологию нашего города

  • Влияние химических факторов на загрязнение почвы и влияние состояния почвы на здоровье человека

  • Влияние химических элементов на жизнедеятельность человека

  • Влияние химической завивки на волосы

  • Влияние экологических условий на рост и развитие различных признаков яровой пшеницы сорта Московская-35

  • Влияние энергетических напитков на здоровье человека

  • Влияние энергетических напитков на организм человека

  • Влияние эссенциальных макро- и микроэлементов на организм человека

  • Влияние этилового спирта на организм человека

  • Влияние эфирных масел на процесс оздоровления человеческого организма

  • Вода

  • Вода ВОДЕ рознь

  • Вода Зубовского источника: пить или не пить?

  • Вода воде рознь

  • Вода и бережное отношение к её ресурсам

  • Вода и здоровье

  • Вода и здоровье человека

  • Вода удивительная и удивляющая

  • Вода удивляющая и удивительная

  • Вода – вещество номер один

  • Вода - вещество привычное и необычное

  • Вода - источник жизни

  • Вода - источник жизни

  • Вода - источник жизни. Проблема оздоровления

  • Вода - основа жизни

  • Вода - основа жизни

  • Вода - привычное, но необычное вещество

  • Вода - самое удивительное вещество в мире

  • Вода - удивительное вещество на Земле

  • Вода - удивительное вещество природы

  • Вода - это жизненно важная составляющая здоровья каждого из нас

  • Вода, вода, кругом вода

  • "Вода, вода, кругом вода"

  • Вода, дарующая жизнь

  • Вода, которую мы пьем

  • Вода, которую мы пьем

  • Вода... как много тайн хранит она. Проблемы питьевой воды в г . Кирове

  • Водка и спирт этиловый. Газохроматографический экспресс-метод определения содержания токсичных микропримесей

  • Водоемы и цивилизация

  • Водород в промышленности, получение и формы сбыта

  • Водородный показатель в нашей жизни

  • Возвращение забытого имени

  • Воздействие серной кислоты на углеводы

  • Воздействие тяжелых металлов на живой организм

  • Воздух - неисчерпаемое сырье

  • Воздух - природная смесь газов

  • Воздух, которым мы дышим

  • Воздух-невидимка

  • Возможно ли выращивание в домашних условиях сталактитов и сталагмитов?

  • Вокруг бездымного пороха

  • Волокнистые материалы вокруг нас

  • Волшебная соль

  • Волшебница соль

  • Волшебница соль

  • Волшебные жидкости - вещества-определители

  • Волшебные кристаллы

  • Волшебные кристаллы

  • Волшебные свойства соли

  • Волшебный мир красок

  • Волшебство мыльного пузыря

  • Волшебство мыльного пузыря

  • Вопрос-загадка по химии

  • Вред газировки: миф или реальность?

  • Вред и польза жевательной резинки

  • Вред курения

  • Вред курения и влияние культуры знаний учащихся на отношение к курению

  • Вред энергетических напитков

  • Вредная вкуснятина

  • Вредное воздействие табачной продукции на живые организмы

  • Вредные привычки

  • Вредные привычки современного школьника

  • Все мы родом из детства

  • Все о джинсах

  • Все о йоде

  • Все об алкоголе, как оно есть: истоки, сущность, последствия

  • Все тайны янтаря

  • "Всему начало здесь, в краю родном ..."

  • Вся жизнь Д.И. Менделеева – подвиг служения родине

  • Вся правда о газированных напитках

  • Вся правда о газированных напитках. Пить или не пить?

  • Вся правда о мороженом

  • Вся правда о пищевых добавках

  • Всё о мёде

  • Всё о пище с точки зрения химика

  • Всё о химических элементах

  • Всё об обычной соли

  • Всё про чай

  • Второй по распространенности

  • Вулканы: от зарождения до извержения

  • Выбор экологически безвредных блескообразующих добавок к электролиту цинкования

  • Выбросы автомобильного транспорта и факторы, определяющие их

  • Выбросы в атмосферу села Большая Соснова

  • Выделение воды из различных жидкостей

  • Выращивание и подкрашивание кристаллов в домашних условиях

  • Выращивание кристалла соли в домашних условиях

  • Выращивание кристаллов

  • Выращивание кристаллов

  • Выращивание кристаллов

  • Выращивание кристаллов

  • Выращивание кристаллов

  • Выращивание кристаллов

  • Выращивание кристаллов

  • Выращивание кристаллов

  • Выращивание кристаллов

  • Выращивание кристаллов

  • Выращивание кристаллов

  • Выращивание кристаллов

  • Выращивание кристаллов в домашней лаборатории


  • Выращивание кристаллов в домашних условиях

  • Выращивание кристаллов в домашних условиях

  • Выращивание кристаллов в домашних условиях

  • Выращивание кристаллов в домашних условиях

  • Выращивание кристаллов в домашних условиях

Класс: 8

Задачи исследования:

Образовательные:

  • дать дополнительные сведения о кислотах и основаниях, грамотно их использовать;
  • формирование навыков написания отчетов;
  • научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы.

Развивающие:

  • развивать умение выделять главное, обобщать, классифицировать;
  • самостоятельно приобретать знания.

Воспитательные:

  • научить самостоятельно оценивать, наблюдать явления;
  • развивать познавательный интерес к предмету и творческие способности в процессе самостоятельной работы;
  • формирование интереса к новому предмету.

Пояснительная записка.

«Химия - удивительная и наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы.

Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно. Другое дело, когда возникает интерес – тогда дело идет на лад, у человека развивается особая, химическая смекалка, растет кругозор. Тогда и захочется узнать больше, разобраться в проблемах химии глубже. Это понятно: ведь нас повсюду окружают химические вещества, которые могут подвергаться необыкновенным превращениям и задавать нам удивительные загадки.» .

В начале изучения химии учащиеся проявляют большой интерес к предмету. Но на уроках в 8 классе мало практических работ, а интерес к исследовательской деятельности велик. У каждого ученика есть возможность провести исследования дома на кухне под руководством учителя.

Такой исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенной цели, актуальности предмета исследования для учащихся, продуманного метода, результатов. Пусть небольшое, но исследование имеет структуру приближенную к научному исследованию. Для проведения эксперимента необходимо обозначить задачи исследования, определения методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез, решение обозначенной проблемы, определение путей решения, обсуждение результатов исследования.

Отчет по исследовательской работе выполняется по плану.

1. Название темы работы. Название должно точно отражать содержание работы. Дата, место проведения, фамилию и имя автора.
2. Цель работы и ее задачи.
3. Методика работы. Результаты работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. Какими способами велись наблюдения, сколько их было проведено, с какими веществами.
4. Результаты и их обсуждение. Одно и тоже задание могут получить несколько учеников. Поэтому необходимо обсудить результаты опытов, наблюдений, сравнение отчетов.

Методика проведения исследования.

1. Подготовительный этап:

Для опытов потребуется небольшое количество овощей, фруктов, пищевой соды, уксуса, соков, поэтому, необходимо обратиться к родителям с просьбой, не жалеть, если ребенок испортит их в своих опытах, ведь ребенок познает окружающий мир, а это - шаг в большую науку.

2. Знакомство с объектом исследования. Ученик получает карточку – задание.

3. Ознакомление с техникой безопасности.

Инструкция :

Никогда не пейте и не ешьте вещества, которые используете в своих опытах, а также не позволяйте им попадать вам в глаза, рот. Нюхать их следует осторожно, постепенно поднося вещество к носу до момента ощущения его запаха.

Сделайте так, чтобы все вещества находились в недоступном для маленьких детей месте.

Если вы отлучились от своей экспериментальной работы, или оставили на какое-то время, оставьте рядом с ней записку, чтобы никто не испортил вам опыт. После окончания работы следует навести порядок на рабочем месте, тщательно вымыть руки и проветрить комнату.

4. Проведение исследования.

Работа 1. Кислоты и основания на кухне.

Вам потребуется: уксус, лимонный, апельсиновый, яблочный соки, лимонная кислота, газированная вода, пищевая сода, моющее средство, стаканы.

Насыпьте полную ложку соды в пустой стакан. Налейте в стакан немного уксуса. Что наблюдаете?.Испытайте лимонный, апельсиновый, яблочный соки, газированную воду, моющее средство.

Смешайте каплю моющего средства с любой жидкой кислотой (уксусом, фруктовым соком или газировкой). Добавьте небольшое количество полученной смеси в ложку с пищевой содой. Образуется при этом пена? Образование пены указывает на то, что раствор продолжает оставаться кислотой. Добавьте дополнительное количество моющего средства в полученную ранее смесь. Продолжайте тестировать кислотные свойства смеси, наблюдая за выделением пены. Прекращение образования пены будет означать нейтрализацию кислоты.

Работа 2. Выращивание кристаллов.

Вам потребуется: соль, сахар, вода прозрачные пластиковые стаканчики, ложка, веревка, карандаш.

Положите несколько полных ложек столовой соли в стакан. Заполните стакан на три четверти водой. Перемешайте соль ложкой. Если соль растворилась, добавьте еще одну ложку соли, перемешивайте и добавляйте соль до тех пор, пока раствор не станет насыщенным. Привяжите веревку к середине карандаша, а свободный конец веревки опустите с помощью ложки на дно стакана. На следующий день вы увидите, что на стенках стакана и на веревке выделились кристаллы. Повторите эксперимент, используя сахар или другую соль. Оставьте опытные установки на неделю, тем самым, дав время для прохождения максимальной кристаллизации. Внимательно изучите образовавшиеся кристаллы, и вы заметите, что они разной формы. Замените веревку на нить. Отделите отдельный кристалл и наблюдайте за ним. С каждым днем он будет увеличиваться в размере.

Работа 3. Блестящая монета.

Вам потребуется: любая медьсодержащая монета, соль, уксус, бумажное полотенце, ложка.

Положите монету на бумажное полотенце. Посыпьте на нее немного соли. С помощью ложки полейте сверху уксусом. Потрите монету, и она засияет на ваших глазах! Повторите этот эксперимент с

а) одной солью.
б) одним уксусом.
в) с лимонным соком.
г) с солью и лимонным соком.

Позволяет ли одна из перечисленных комбинаций очищать монету так же эффективно, как с помощью уксуса и соли?

Работа 4. Невидимые чернила и волшебные записки.

Вам потребуется: лимонный сок, кисточка или зубочистка, бумага для письма бумажный стаканчик.

Вы хотите передать секретное послание своему другу, но при этом вам нужно чтобы содержание никто не прочитал. Есть выход из положения. Часть письма вы пишите обычными чернилами, а секретную особыми. Чтобы приготовить чернила для секретного послания, налейте немного лимонного сока в бумажный стаканчик. Смочите кисточку или зубочистку в лимонном соке и пишите секретный текст на нижней части листа. Дайте соку, нанесенному на бумагу, высохнуть. Чтобы прочитать текст необходимо подержать лист над электрической лампой или другим источником тепла. Ваш секретный текст при этом быстро проявится! Попробуйте использовать в качестве невидимых чернил другие жидкости, такие как апельсиновый, грейпфрутовый, яблочный, томатный соки, молоко, сахарную воду, раствор соли в воде, жидкое моющее средство. Какая из жидкостей дает наилучший результат? Какие жидкости столь же эффективны в качестве чернил, как и лимонный сок?

Работа 5. Жирные пятна и мыльные растворы.

Вам потребуется: 3 бумажных стаканчика, вода, средство для стирки, моющее средство, мыло, ложка, сало, или сливочное масло, бумажное полотенце или газета.

Налейте равное количество воды в три бумажных стаканчика, добавьте ложку средства для стирки в стаканчик № 1. Ложку моющего средства в стаканчик № 2. Кусочек мыла в стаканчик № 3. Отрежьте три маленьких кусочка бумаги от бумажного полотенца. Нанесите небольшое количество жира на палец. Потрите жирным пальцем кончик каждого из трех кусочков бумаги. Окуните конец кусочка бумаги в стаканчик №1, второго кусочка – в стаканчик №2, третьего - №3. Достаньте кусочки бумаги через минуту и дайте им высохнуть. Какая жидкость лучше всего удаляет жирные пятна с бумаги?

Попробуйте моющие средства разных фирм и посмотрите, какие из них удаляют жиры быстрее. Используйте разные виды мыла, какое из них лучше.

Работа 6. Ржавчина.

Вам потребуются: железосодержащие предметы (гвозди, стальную стружку, скрепки), питьевой стакан, вода, соль, уксус, средство для мыться посуды.

Положите различные железосодержащие предметы (гвозди, стальную стружку, скрепки) в чистый стакан. Наполните стакан водой и оставьте в таком состоянии на несколько дней. Проверяйте содержимое стакана ежедневно и попытайтесь заметить, когда на металлических предметах впервые появится ржавчина. По крайней мере, один из этих предметов (стальная стружка) имеет специальное покрытие, предотвращающее появлении ржавчины.

Обработайте один из кусочков стальной стружки средством для мытья посуды прежде, чем класть стружку в воду. В последующем этот кусочек стружки будет ржаветь быстрее остальных. Попробуйте повторить этот эксперимент, используя уксус и воду, вы заметите, что уксус ускоряет процесс ржавления.

Попробуйте поэкспериментировать с уксусным раствором различной температуры: холодным, комнатной температуры и горячим. Как температура отражается на скорости ржавления.