Памятки для родителей воспитывающие ребенка с овз. В помощь родителям детей с овз Проблемы в организации образования

«Как помочь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ»

Семья - микросоциум, в котором, не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества. Существует прямая зависимость развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития ребенка. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, рассматривает её как реабилитационную структуру, с возможностями по созданию благоприятных условий для его развития и воспитания. Каждая семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, сталкивается с массой проблем, требующих решения и квалифицированной помощи. Рождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это серьёзный стресс для семьи, существование которой характеризуется следующими особенностями:

Родители постоянно находятся в состоянии психофизического и эмоционального напряжения;

Испытывают чувство страха и неуверенность за будущее своего ребёнка;

Стараются скрыть от окружающих факт рождения «особого ребёнка», ограничивают круг внешних контактов, снижается социальный статус семьи;

Возможности ребёнка не соответствуют ожиданиям родителей, в результате чего у них возникает раздражительность, неудовлетворённость;

Нарушаются внутрисемейные отношения;

У родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни.

Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:

Медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д. ;

Экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т. д. ;

Проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественных технических средств;

Социально-профессинальные проблемы семьи - это повышение родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;

Психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.

Семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, условно можно разделить на две группы:

1. Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме.

2. Семьи, в которых отношение к проблеме ребенка носит деструктивный характер, который может выражаться в форме игнорирования проблемы, жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка.

Следует отметить, что каждая семья при этом по своему, переживает случившееся. Кто-то несмотря ни на что принимает своего ребенка таким, какой он есть, любит его и готова принять безусловно. В такой семье ребенок чувствует себя любимым, нужным. В такой семье создаются наиболее благоприятные условия для развития ребенка, его социальной адаптации. При этом, родители не только полноценно заботятся о ребенке, но и сами не зациклены только на его проблемах. Они также заняты самореализацией, понимая, что успешный родитель становится для ребенка опорой, образцом для подражания. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты. Важным для родителей является поддержание тесного контакта с общественными организациями различной направленности. Эта дает им необходимую поддержку, чувство уверенности в своих силах, помогает справляться со стрессовым состоянием. Развитие сети Интернет дает родителям, живущим в разных городах, возможность общаться, делиться своими проблемами и успехами, оказывать друг другу поддержку. Кроме того, родители объединяются для совместного решения общих проблем, организации досуга и т. п. Однако, наиболее существенной и результативной становится помощь специалистов, имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ и семьями, в которых они воспитываются. Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. В такой семье необходимо больше духовного общения между детьми и родителями. Это общение наиболее полно раскроет личность ребенка, позволит родителям взглянуть на него по-новому. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ступени развития ребенка, пройденные совместно с родителями и педагогами оказываются не столь крутыми и тяжелыми для семьи. Немаловажным являются мероприятия, направленные на «излечение» общества от стереотипов, связанных с особенностями детей с ОВЗ. Совместные мероприятия (на уровне ДОУ, школы, района и т. п.) могут стать «лекарством» для тех, кто не до сих пор не изменил своего отношения к «особым» детям. В таком случае семья с «особым» ребенком не будет маскировать свои проблемы, прятать их. Исследования доказывают, что своевременная – ранняя – помощь ребенку помогут сгладить имеющиеся проблемы и недостатки в развитии, а порой и устранить их, обеспечив полноценное развитие ребенка. Ранее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и методическая помощь семье проблемного ребенка позволяют предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка. Значительная часть детей, получивших помощь в службах ранней помощи, впоследствии включается в общий поток детей в образовательных учреждениях.

Во время диагностики и консультативной работы с семьями решаются следующие задачи:

Определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

Выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;

Определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

Определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;

Определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

Определение направлений социализации как детей, с особыми образовательными потребностями, так и их семей.

В жизни каждого малыша наступает ответственный момент первой встречи с детским коллективом. Для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), зачисление в дошкольное учреждение носит особенно значимый, но не всегда успешный характер.От успешности протекания адаптационного периода в дошкольном учреждении зачастую зависит успешность и даже дальнейшая возможность пребывания ребенка с ОВЗ в ДОУ. Групповая консультация для родителей "Как помочь ребенку с ОВЗ успешно адаптироваться в ДОУ" направлена на повышение психологической компетентности родителей в сфере особенностей воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ. В ходе групповой консультации с использованием Интернет-технологий планируется выявить и расширить представления родителей об особенностях адаптации детей, способствовать освоению Интернет-технологий для использования семьёй в целях успешного развития ребенка и ознакомить с возможностью получать дистанционную консультативную помощь психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку с ОВЗ успешно адаптироваться в ДОУ

Проблема и её обоснование

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья - очень разнородная категория. В неё входят и дети, имеющие серьёзные соматические заболевания, и дети с нарушением слуха, зрения, речи, опрно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, расстройства поведения. Каждый малыш в соответствии с "законом об образовании" имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и обучение. Но, в силу своих зачастую не очень больших потенциальных возможностей, незрелости ЭВС, соматической ослабленности, нарушений семейных взаимоотношений, именно дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии.

Одним из важнейших, на мой взгляд факторов решения проблем адаптации малыша с ОВЗ к условиям ДОУ является грамотная и ответственная позиция родителей ребенка, помогающих своему малышу плавно "влиться" в детский коллектив. Мероприятие для родителей "Как помочь ребенку с ОВЗ успешно адаптироваться в ДОУ" и направлено на формирование компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и успешной адлаптации ребенка с ОВЗ в детском коллективе, а также повышению компетентности в сфере владения ИКТ с целью их дальнейшего использования для решения возникающих проблем, саморазвития родителей.

Базовая идея

Для обеспечения успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ необходимо проводить очень большую подготовительную работу со стороны родителей, необходимо их активное и осознанное участие в решении проблем адаптационного периода. Для этого родители должны владеть информацией о возможных трудностях адаптации, их причинах, особенностях взаимодействия с ребенком в адаптационный период, взаимодействия со специалистами ДОУ.

Цели, задачи мероприятия

Цель - развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ

Задачи:

1) Осознанный выбор родителями адекватных возможностям ребенка условий воспитания в ДОУ;

2) Создание в семье условий, способствующих успешной адаптации ребенка в ДОУ;

3) Использование эффективных средств (в том числе Интернет-технологий) для решения возникающих проблем в период адаптации.

Используемые методы, приемы, технологии

Методы: наглядные, словесные, практические.

Планируется использовать: беседы, анкетирование, дискуссии, видеоряд, визуализация (в Dabbleboard), "мозговой штурм", совместная работа с документами в Google, общение в блоге и на форуме

Новизна

Использование ИКТ в групповой работе с родителями, пролонгированный характер мероприятия (по завершению очной встречи- виртуальный мастер-класс), возможность постоянного проведения (в виде "Школы адаптации для родителей") с разными группами родителей.

Используемые Инет -сервисы и их роль в рамках мероприятия

Блог "Разговор о детях и не только" для получения обратной связи, обсуждения проблем, возникающих в период адаптации ребенка в детском саду.

Форум для родителей детей с ОВЗ - общение родителей по проблемам воспитания, развития детей с ОВЗ, консультации узких специалистов

Анкета для родителей об особенностях адаптации ребенка - изучение представлений родителей и особенностей возможной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Dabbleboard - визуализация тревожных ожиданий родителей, взаимодействие с дистанционными участниками

Wiki - дистанционный мастер-класс на заключительном этапе

Google - создание совместного документа с рекомендациями по обеспечению успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

АНКЕТЁР.ru дает возможность оперативной обработки и наглядного представления результатов, причем анкета составляется именно так, как необходимо исследователю. Использование Dabbleboard позволяет: 1) не затрачивая дополнительных расходных материалов (бумага, краски, карандаши) визуализировать проблемы, представления о них, работать с настроем на позитивные решения; 2) организовать дистанционное сетевое взаимодействие участников для выявления проблем, сформировать "чувтво сопричастности" к группе. Возможность дистанционно общаться на форуме, в блоге позволяет расширить охват целевой аудитории. Использование совместного редактирования документов в Google обеспечивает и преодоление чувства "одиночества в проблеме" у родителей и формирует умение работать в команде.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Размещение информации на сайте ПМПК, информирование родителей при первичной записи на ПМПК по телефону и/или первичной консультации на ПМПК

Активизация деятельности родителей происходит при обсуждении результатов анкетирования, во время "мозгового штурма" и составления рекомендаций, визуализации тревожных ожиданий, обсуждении итогов.

Ожидаемые результаты

Повышение психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ;

Осознание родителями своей роли в вопросах воспитания и степени влияния на успешность адаптации ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ;

Активное использование родителями эффективных средств (в том числе Интернет-технологий) для решения возникающих проблем в период адаптации (и не только:).

Ресурсы, необходимые для проведения

1. Помещение, оборудованное ПК, имеющими доступ в интернет.

2. Обладание ПК и доступом в интернет родителей ребенка с ОВЗ по месту жительства

Ход мероприятия

1. Вводное сообщение - обозначается проблематика мероприятия, актуальность проблемы адаптации ребенка с ОВЗ к условиям ДОУ, создается позитивный настрой на совместную работу

2. Анкетирование родителй с помощью сервиса "Анкетер" : Насколько успешно Ваш ребенок адаптируется? - с обсуждением результатов анкетирования (работа в таблице Google - заполнение части совместного документа - формулировка возможных проблем)

3. Обсуждение вопросов, вызывающих повышенную тревожность родителей по поводу адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ, отражение возможных проблем и/или тревожных ожиданий в в виде текста с картинками.

4. "Мозговой штурм" для составления правил, подходов, конкретных действий родителей, помогающих успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ (продолжаем заполнять таблицу в Google).

5. Использование видеоряда для позитивного настроя родителей на решение проблем (сервис YouTube)

6. Обучение родителей общению на форуме, блоге для обсуждения возникающих проблем и получения рекомендаций специалистов.

Рефлексия.

Критерии и способы оценки эффективности

Критерии:

1. Позитивные отзывы со стороны родителей.

2. Успешная адаптация ребенка в ДОУ.

3. Использование родителями дистанционных форм общения (блог, форум) для решения возникающих проблем после мероприятия.

Способы оценки: Анкетирование, подсчет количества обращений на форум, блог, получение обратной связи от педагогов ДОУ в период адаптации.


Памятки для родителей

Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь…

1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.

2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.

3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.

4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.

5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.

7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.

8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.

9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.

10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.

В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.

Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Деперссия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера! Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.

Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.

Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.

Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

диагноз ЗПР ставится врачом-неврологом.

диагноз ЗПР означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее.

чем раньше начнете занятия со специалистами, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

специалисты, которые помогут вашему ребенку: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед.

для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 4 до 7 лет.

документы, которые необходимо представить на комиссию: для детей с ЗПР - заключение логопеда, окулиста, отоларинголога, педиатра, психиатра.

диагноз ставится врачом-логопедом.

специалисты, которые помогут вашему ребенку: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

для детей с нарушением речи существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 4 до 7 лет.

чтобы попасть в специализированное учреждение необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

документы, которые необходимо представить на комиссию: для детей с нарушением речи - заключение логопеда, окулиста, отоларинголога, педиатра, невролога (для детей с общим недоразвитием речи).

заключение логопеда, окулиста, отоларинголога, педиатра, психиатра (для детей с заиканием, дизартрией, задержкой речевого развития).

диагноз ставится хирургом-ортопедом.

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 2 до 7 лет.

чтобы попасть в специализированное учреждение необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

документы, которые необходимо представить на комиссию: для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - заключение хирурга-ортопеда.

диагноз ставится врачом-окулистом.

для детей с нарушением зрения существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 3 до 7 лет.

тобы попасть в специализированное учреждение необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). для детей с нарушением зрения - заключение окулиста.

диагноз ставится врачом-отоларингологом.

для детей с нарушением слуха существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 3 до 7 лет.

чтобы попасть в специализированное дошкольное учреждение необходимо обратиться в городской сурдологический консультативно-диагностический центр или к доктору-специалисту .

В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь.

Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы. Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны.

Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже. Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию.

Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера!

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.


Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.

Правило 2. Чаще хвалите ребенка . Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.

Правило 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 5 . Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.

Правило 6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 7. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам подборку информационных ресурсов, которые, возможно, будут для Вас полезны и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку .

Информационная поддержка для родителей

  • Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ»

10 советов родителям детей с ОВЗ

Предлагаем некоторые рекомендации, которые возникли в результате опыта специалистов во время работы с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Надеемся, что эти советы помогут вам преодолеть психологические трудности и обрести надежду и смысл в жизни.

Совет первый: постарайтесь преодолеть страх и отчаяние.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается вами как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, который вы испытываете, в первую очередь, как его родители. Не корите и не вините себя. Вам очень трудно сейчас. Вы столько времени ждали, когда наступит долгожданный час, и родится ваш малыш. Вы надеялись вместе с ним строить его и вашу жизнь. А теперь вы полагаете, что все рухнуло. Жизнь кажется вам наполненной не проходящей тоской и болью. Не отчаивайтесь! Не все так безнадежно! Возьмите себя в руки! Вашему ребенку, каким бы он ни был, нужна помощь, и эта помощь должна прийти именно от вас. Вы нужны ему мужественными, сильными, а не слабыми и беспомощными. Наберитесь терпения и помогите ему и... себе. Преодолейте страх и отчаяние. Помните о том, что не отчаяние и не сомнения в своих возможностях, а любовь к ребенку и терпение, постоянная забота о нем позволят вам добиться наибольших успехов. Успокойтесь и постарайтесь следовать нашим рекомендациям.

Совет второй: необходима определенность. Вы должны уточнить ситуацию, в которой находится ваш ребенок.

Чтобы найти выход, лучше действовать, а не предаваться переживаниям. Но действовать нужно обдуманно. Предлагаем вам следующий план.

Вашему ребенку потребуются различные виды помощи, а именно:

  • медицинская,
  • педагогическая,
  • психологическая.

Совет третий: определитесь, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье в первую очередь.

Медицинская помощь. Вы обязательно должны проконсультировать своего ребенка у невролога, детского психоневролога или детского психиатра. Отнеситесь внимательно ко всем рекомендациям врачей и старайтесь точно их выполнять. Врачи назначат медикаментозную терапию и подскажут план дальнейшей медицинской реабилитации вашего ребенка.

Если вас волнует вопрос рождения других детей в семье, не забудьте обратиться в генетическую консультацию. Уровень развития современной науки позволяет достаточно точно определить риск повторного рождения «неблагополучного» ребенка.

Диагностика и психолого-педагогическая помощь. Чтобы исправить выявленные у вашего ребенка нарушения, одной медицинской помощи не достаточно. Необходимы психологическая и педагогическая коррекция. Если проблема четко определена и очерчена, она может быть и разрешена. В нашей стране существует широкая сеть специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с различными отклонениями в развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, ЗПР, УО, РДА). В этих учреждениях используются специальные методы, направленные на их обучение, развитие и адаптацию к социальной среде.

Если ваш ребенок дошкольного возраста и страдает такими расстройствами, вы можете обратиться в районную или городскую ПМПК, в психолого - медико - социальный центр или реабилитационный центр по месту жительства. Опытные специалисты (врачи, психологи, педагоги) окажут вам квалифицированную помощь, уточнят диагноз и определят профиль учреждения, в котором ваш ребенок сможет получить доступное ему образование.

Совет четвертый: постарайтесь принять факт наличия недостатков развития у вашего ребенка.

Не пытайтесь убедить специалистов, к которым вы пойдете на консультацию, в том, что ваш ребенок такой, как все. Будьте внимательны к их советам и рекомендациям. Не бойтесь постановки ребенку «страшного» для вас диагноза (УО, РДА и др.). Не уподобляйтесь страусу, который прячет голову под крыло, чтобы не видеть опасности. Примите существующую реальность - нарушения развития у вашего ребенка. Многие родители тратят драгоценное время, силы и энергию зря, отрицая существующие у ребенка проблемы. Некоторые стараются как бы их не замечать. Другие слишком много думают о них, внутренне страдают и также стараются и также доказать окружающим, что для них этих недостатков нет.

Такое понимание сложившейся ситуации непродуктивно. Оно не принесет пользы ни вам, ни вашему ребенку, ни окружающим. Поступая подобным образом, вы вовсе не разрешаете проблемы, а лишь закрываете глаза на их существование. Не отрицайте наличие проблемы. Найдите в себе мужество и признайтесь в том, что у вашего ребенка есть отклонения в развитии. Ведь, в сущности, не столько важно, как называется заболевание или состояние, в котором находится ваш ребенок. Это лишь термин, которым пользуются специалисты. На наш взгляд, вам важнее знать, какие существуют возможности коррекции этих нарушений. А в этом помогут специалисты - врачи, психологи, педагоги. Не травмируйте себя и не испытывайте стыда из-за поставленного диагноза.

Постарайтесь также не поддаваться агрессии, раздражению, подавленности и страху, которые, естественно, могут возникнуть на почве волнения о здоровье вашего ребенка.

Совет пятый: измените отношение к вашему ребенку, не считайте его бесперспективным.

Испытывая чувство отчаяния, горечи и боли, многие родители склонны к гиперболизации проблем своего ребенка и рассматривают его будущее как бесперспективное.

Не преувеличивайте проблемы вашего ребенка. Никогда не говорите себе, что из него ничего не выйдет в перспективе. В жизни есть много такого, что предсказать с позиций сегодняшнего дня трудно. Все зависит от вашей мудрости, терпения и усилий.

С другой стороны, не стройте себе воздушных замков и не ждите чуда. Его не будет. Никто не может сделать так, чтобы у вашего ребенка не осталось проблем. Но только в вашей власти сделать для него максимально многое.

Не старайтесь быть также «скорой помощью» для вашего ребенка. Не делайте за него то, что он может сделать сам. Постепенно приучайте его преодолевать посильные для него трудности. Только руководя этим процессом, вы сможете ему помочь. В случае неповиновения ребенка, его непослушания, переходящего в истерику или упрямство, покажите ему правильный выход из трудного положения. Продемонстрируйте ему при этом свою любовь.

Не поддавайтесь унынию, ведь вы только в начале жизненного пути вашего ребенка. Этот путь, безусловно, сложнее, чем у нормальных его сверстников. Но и на нем ему улыбнутся радость, успех, счастье быть любимым, нужным вам, вашим близким и даже чужим людям.

Совет шестой: примите вашего ребенка таким, каков он есть.

Постарайтесь строить ваши отношения с ребенком на основе любви и взаимного доверия. Ваш ребенок в любом возрасте, будь он младенцем или уже подростком, все равно Ваш ребенок . Он нуждается в том, чтобы о нем заботились. Наличие у вашего ребенка нарушений развития вовсе не означает, что вы и он несчастны. Наоборот, такие дети чистосердечны и бесхитростны. Их отношение к людям проникнуто сердечностью, дружелюбием, искренностью, преданностью и любовью.

Любите вашего ребенка. Не отвергайте его из-за его физического или интеллектуального несовершенства! Поверьте, что через некоторое время, эти недостатки для вас перестанут быть значимыми. Подумай о том, что это ваша плоть и ваша «кровинка». И вам станет важно только то, что он вас любит, и что ему нужны ваши тепло, ласка и защита.

Совет седьмой: вашему ребенку нужна педагогическая помощь: чем раньше вы начнете специальную коррекционную работу с ребенком, тем большего успеха достигнете.

Но что значит специальная и коррекционная работа? Она предполагает оказание вашему ребенку помощи специалистов, владеющих специальными методами коррекции различных нарушений, возникающих в детском возрасте. Чтобы получить необходимые знания по этим вопросам, вам также необходимы консультации специалистов.

Совет восьмой (матери ребенка): помогите себе, измените отношение к себе.

Прежде всего, не думайте о том, что у вас родился и растет не такой, как у всех, ребенок. Боль, которую вы перенесли и которая сейчас в вашем сердце, наносит вам огромный вред. Запретите себе подобные мысли. Не фиксируйте свое внимание на мрачных переживаниях, не «застревайте» в печальных состояниях. Ваши мысли не должны постоянно кружить вокруг проблем вашего малыша. Жизнь представляется невыносимо трудной, когда события развиваются негативным образом по отношению к вам.

Если вам очень плохо, а помочь некому, постарайтесь вспомнить какое - либо приятное событие из вашей жизни, вспомните ощущения и чувства, которые вы тогда испытали. Постарайтесь как можно дольше задержаться на этих воспоминаниях о приятных событиях вашей жизни, чтобы уравновесить ими ваши настоящие (негативные) ощущения. Для вашего организма подобные воспоминания станут своеобразным «психологическим витамином», с помощью которого вам удаться преодолеть психологический дискомфорт. Если печальные мысли не покидают вас постоянно, это нужно делать каждый день. Одновременно научитесь управлять собой, своими ощущениями и чувствами, мыслями и действиями. Пощадите себя и в случае возникновения тревожного или депрессивного состояния научитесь говорить себе "стоп!" .

Прогнозируйте любую ситуацию, участником которой становитесь вы, ваш ребенок и окружающие вас лица. Если вы почувствовали недоброжелательное отношение к себе или к ребенку, не старайтесь изменить позицию другого, доказывая, что он не прав. Не тратьте силы на бессмысленный спор. Просто отойдите от этого человека. Всегда ведите себя корректно. Не повышайте голос и не кричите. Не превращайтесь в фурию, которая всегда готова защитить своего ребенка, даже если он не прав.

С другой стороны, умейте защищать себя и ребенка. В случае возникновения неприятных ощущений, связанных с разглядыванием вашего ребенка, сочувствующими взглядами, расспросами в транспорте, магазине или на улице, мысленно постройте защитную стенку (поместите себя и ребенка в невидимый футляр, броню), отделяющую вас от любого неприятного и раздраженного субъекта.

Научитесь смягчать, нейтрализовать любой конфликт своим доброжелательным отношением к окружающим. Старайтесь разряжать тяжелую атмосферу позитивным настроением, улыбкой, шуткой. Но никогда не позволяйте унижать ваше человеческое достоинство. Не конфликтуйте на улице, в магазине или в транспорте, доказывая окружающим, что ваш ребенок такой же, как и другие. Научитесь уходить от конфликтов, когда вы не в состоянии перетянуть чашу весов в свою пользу.

Если у вас есть возможность оставлять ребенка с кем-либо из домашних, постарайтесь найти себе работу. Работа поможет вам чувствовать себя значимой и нужной другим людям. Возобновите старые связи, вспомните старых друзей. Не прячьтесь в своем доме со своим горем и болью, как улитка в раковине. Постарайтесь найти среди ваших старых и новых знакомых тех, кто бы мог адекватно принимать вас и вашего ребенка. Тех, на кого вы могли бы его оставить в случае необходимости на некоторое время, кто мог бы вас поддержать в трудную минуту.

Совет девятый (матери ребенка): измените отношение к отцу ребенка.

Не обвиняйте мужа в том, что из-за него ребенок родился с недостатками в развитии, ведь это ваш общий ребенок. Для укрепления взаимоотношений между ребенком и отцом старайтесь привлекать мужа к заботам о малыше, давая ему различные поручения. Пробудите в муже интерес к развитию малыша, зажгите его вашими идеями и маленькими совместными с ребенком успехами. Используйте выходные дни для проведения общего досуга, приобщая к этому мужа.

Стремитесь к тому, чтобы чувство смущения, которое испытывают мужчины, везя в коляске своего больного ребенка, постепенно исчезло у вашего мужа. Ведь чем ближе сердцем к ребенку, тем меньше замечаешь его физические и психические изъяны.

Старайтесь не замечать недостатков вашего мужа, постоянно подчеркивайте его достоинства - мужчины это любят. Хвалите его прежде всего за то, что он любит малыша.

Совет десятый (отцу ребенка): измените свое отношение к жене.

Ваша жена, мать вашего ребенка, находится в состоянии постоянного стресса. Тот факт, что именно она родила больного ребенка, вызывает у нее самые противоречивые чувства, следствием которых являются слезы, истерики, непредсказуемый гнев, агрессия, бесконтрольная депрессия или апатия. Женщины очень тяжело переносят подобный удар судьбы, который для них равносилен смерти или потере самого близкого человека. Не каждый человек способен выдерживать удар такой силы, да еще и столь длительное время.

Постарайтесь понять чувства и переживания вашей жены. Не ставьте ей в укор, ребенок родился таким. Ведь ребенок общий - ваш и ее. Нет смысла выяснять, кто виноват. Виновных нет! Есть проблема, которую необходимо решать обоим.

Быть мужчиной - значит быть сильным. Постарайтесь передать хотя бы часть вашей силы и мужества жене. Она испытывает огромную потребность в этом. Поверьте, ей необходима именно ваша поддержка.

Многие мужчины считают, что основная обязанность отца - материальное обеспечение семьи. Вы, конечно, правы. Но вашей жене, женщине, которую вы любите и которая родила от вас ребенка, нужна еще и другая поддержка - психологическая, точнее, просто человеческая, душевная поддержка. Поддержите вашу жену словом, своей позицией, вашим отношением к ней и к ребенку. Пусть она почувствует, что рядом с ней действительно Мужчина (это значит - сила и мужество), который не оставил и никогда не оставит ее в трудную минуту.

Некоторые мужчины испытывают большие психологические трудности, связанные с проблемой вхождения в новую жизненную ситуацию, с проблемой привыкания к своему новому положению - отца больного ребенка. Им тяжело от мысли, что их ребенок, которому бы они хотели передать весь свой жизненный опыт, свое материальное имущество, свои творческие способности и неосуществленные мечты, оказался неспособным к принятию этого. Не спешите! Примите наш совет: не стремитесь уже сейчас решать эту проблему и решать за ребенка, что он сможет или не сможет в будущем. Последуйте нашим рекомендациям:

  • старайтесь больше времени проводить с ребенком;
  • научитесь помогать ему в том, чего он пока не умеет (кормите его, одевайте, купайте); старайтесь в отдельных случаях заменить мать малыша или участвуйте в этом процессе вместе;
  • гуляйте с ребенком в свободное время, освободив жену для выполнения домашних дел или отдыха;
  • не обращайте внимания на назойливые расспросы и советы окружающих, вызывающие у вас неприятные ощущения;
  • не срывайте свой гнев на ребенке, если он не справляется с каким-либо заданием или не умеет чего- либо делать. Покажите ему, как это нужно делать, подумайте, как можно его этому научить, посоветуйтесь с женой - у нее больше времени на ознакомление с рекомендациями специалистов;
  • вносите в общение с ребенком больше позитивной энергии, задора и радости; пусть ваше присутствие всегда будет связано в сознании вашей жены и ребенка с радостью, счастьем, уверенностью в будущем - им необходимо именно это, а вы это можете;
  • создавайте ваш очаг и дом. Жена и ребенок держатся за вас, как за соломинку. Кроме вас, у них нет другой опоры в жизни.

Будьте опорой друг для друга, и вы построите свое счастье!

По материалам сайта http://www.gurrc.ru/page26/