Что держит в руках монарха. Регалии Царской Власти: Корона, Скипетр, Держава. Церемония венчания на царство

Это касается и такого символа верховной власти как скипетр. Он появился на Руси поздно. Правда, его изображение было на древнейших монетах князей Владимира и Ярослава начала XI в. Но там скипетр был простым подражанием византийской композиции. Говорилось о скипетре и в той молитве, которую читали при венчании князей: "Царь царствующим, Господь господствующим". Читали ли ее ранее 1498 г. или нет, неизвестно, поскольку нет данных об обряде поставления князей до 1498 г. Но даже если в процедуре венчания и до 1498 г. участвовала церковь, то сам скипетр отсутствовал.

На миниатюрах XV-XVI вв. эмблемами власти князей был не скипетр, а посох с различными навершиями - у князей и церковных иерархов, а в домонгольское время даже просто мечи. С посохом великие князья и церковные иерархи выходили на посольские аудиенции, на церковные службы и т.д. Скипетр был введен в царский обиход тотчас после завоевания Казанского ханства. Именно это завоевание придавало законность новому титулу Грозного - "царь", который Иван IV носил уже с 1547 г. Так полагали он сам и его окружение. Вместе с Казанской "землицей" он как бы унаследовал и положение хана, которого на Руси называли царем.

Овеществить притязания на этот титул, который долго и упорно отказывались признавать и в Великом княжестве Литовском и в Короне Польской, должен был скипетр. Эта регалия очень древнего происхождения. Она восходит ко временам античности, где скипетр был непременной принадлежностью Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны), затем консулов, а также византийских императоров, исполнявших (с 542 г. пожизненно) консульские обязанности. Скипетр должен был уравнять русского царя с остальными государями Европы.

Впервые в письменных источниках он упоминается в завещании Грозного, правда, почти в неузнаваемой форме. Во второй половине XVI в. именно скипетр стал символизировать царскую власть. В литературных произведениях, посвященных Смуте, появились своеобразные выражения с упоминанием скипетра. "Скипетродержавным корнем" называли последнего Рюриковича - царя Федора Иоанновича; словосочетание "скипетр державы" означал просто верховную власть.

Конрад Буссов, немец, находившийся на русской службе, описывал драматическую сцену передачи власти царем Федором в момент его смерти. Федор, по его словам "протянул скипетр старшему из четырех братьев Никитичей (Романовых. - Авт.), Федору Никитичу, поскольку тот был ближе всех к трону и скипетру". Он отказался от этой чести, как и три его брата. Л так как умиравшему царю надоело ждать вручения царского скипетра, то он сказал: "Ну, кто хочет, тот пусть и берет скипетр, а мне невмоготу больше держать его". Тогда правитель (Борис Годунов. - Авт.)... протянул руку и через голову Никитичей и других важных персон, столь долго заставлявших упрашивать себя, схватил его.

Держава

Годунов "схватил" не только скипетр, он ввел в царский обиход и державу, которая именовалась в ту пору и у нас и в Речи Посполитой "яблоком ". В церемонию венчания вошло не только вручение скипетра, но и державы: "Сие яблоко - знамение твоего царствия. Как это яблоко держишь в своей руке, так держи и все царство, данное тебе от Бога, защищая их от врагов непоколебимо". Но этого завета Годунов выполнить не сумел.

На протяжении XVI-XIX вв. было создано очень много роскошных скипетров и держав. Особенно выделяются скипетр и держава большого наряда Михаила Романова. Сочетание ярких эмалей и крупных драгоценных камней создает ощущение необычайной роскоши и парадности. Яблоко разделено на два полушария, на верхнем из которых, состоящем из 4 частей, находятся изображения сцен из жизни царя Давида (помазание его пророком Самуилом на царство, победа Давида над Голиафом, возвращение с победой, гонение от Саула). Скипетр, состоящий из четырех столбиков, также усыпан драгоценными камнями и завершается золотым двуглавым орлом.

Для этих "младших" сравнительно с шапкой регалий создавали особые подставки. На церемонии по бокам от трона "на высоких серебряных ножках стояли два грифона, из коих один держал государственное яблоко, а другой - обнаженный меч" (Г.Паэрле). А во время венчания царя Алексея Михайловича 28 сентября 1645 г. особый невысокий аналой был поставлен специально для "яблока самодержавного Московского государства и других государств Российского царства" и скипетра, который отождествлялся с "царским чином".

Петр Великий скипетру придавал особое значение. Во время коронации своей супруги, царствовавшей после его смерти под именем Екатерины 1, он ни на секунду не выпускал из рук именно скипетра. Других регалий у Петра не было. С самим первым императором связано появление лишь одной регалии, которая и была изображена на государственном гербе 1856 г., - мантии, или "сени". 20 октября 1721 г. по случаю заключения Ништадтского мира сенаторы преподнесли царю титул "императора всероссийского, Отца отечества и Великого". Сенаторы и члены Синода облекли победителя шведов в императорскую мантию, подбитую горностаем, на лицевой стороне которой по золотой парче были вытканы черные орлы (желтый и черный - это цвета тогдашнего российского флага). Тип мантии сохранился до 1917 г. В такую же мантию облачали и последнего всероссийского императора Николая II Романова.

Герб с двуглавым орлом как символ государственности

На этом можно закончить обзор герба Романовых, одновременно служившего и государственным гербом Российской империи. И эмблемы, изображенные на нем, и различные знаки власти появлялись постепенно. Расширялась территория Русского государства и Российского царства, а затем и Российской империи, и в гербе добавлялись новые эмблемы, созданные услужливыми геральдистами при дворах всех государей, начиная с Ивана IV. Пестрота государственного герба соответствовала пестроте того населения, которое обитало на покоренных землях. Изменялся характер власти, и ее знаками становились новые регалии, которыми пользовались и "братья" русского государя в многоликой семье европейских, да и не только европейских, сюзеренов, монархов, королей и императоров. Менялись представления о происхождении великокняжеской, царской и императорской власти, и вместе с ними преобразовались сами регалии, складывались теории их происхождения и значимости.

В течение всего повествования мы говорили о гербе с двуглавым орлом как о символе государственности - будь то Великого княжества всея Руси, будь то Российского царства или Российской империи. Стал ли двуглавый герб символом русской нации, подобно тому как сделался таковым польский "белый орел"?

Пожалуй, на этот вопрос трудно ответить утвердительно. Двуглавый орел появился на Руси как символ ее освобождения, символ равноправия недавно угнетенной страны, но герб России не смог стать национальным символом уже потому, что сама Россия с середины XVI в. была многонациональным государством, - притом весьма своеобразным.

Двуглавый орел быстро - уже при Иване Грозном - потерял характер национальной эмблемы и был превращен в символ угнетения собственно русского и других народов Восточной Европы, а потом и Северной Азии.

Гипертрофия государственных начал XVI-XX вв. сопровождалась поглощением всех и всяких видов национального самосознания, в том числе и формально изобразительных. Снова вводя двуглавого орла как государственную эмблему России, мы должны помнить о трагических и горьких уроках прошлого, которые народы нашей страны усваивали под сенью двуглавого орла. Пусть же на этот раз он останется навсегда символом пробуждения и возрождения, каким был в "тихую весну" при Иване III.

Древности Российского государства. Отделение I .: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. - М., 1849. - 175 с.

Образ Иоасафовской Богоматери

П од именем Иоасафовской Богоматери известен в Московском Архангельском Соборе налойный осмилистовый образ Богоматери, писанный греческим пошибом [стилем] на липовой доске с выемкою. Судя по рисунку и колориту, он писан в России и твердостью одного и плавкостью другого близко подходит к стилю школы Рублева. Лицо Богоматери более круглое, чем продолговатое, без костоватости [подпробелки], но с отживкою [блесками, движками, оттенками]; выражение его более мрачное, чем умильное; нос маленький, тонкие, глаза без слезников, кои появляются на иконах с XVI века. Доличное вохряного цвета, без иконопи [навод растворенным золотом], между тем как доличное у Спасителя с золотыми гвентами [черты, складки на одежде, коей откинутые полы назыв. картушек ]. На челе и на персях у Богоматери три звезды, знаменующая ее девство до рождества, в рождестве и по рождество.
У крашения иконы замечательны искусством и богатством. Поля ее, или светы, покрыты золотым сканным с финифтью окладом; венец на Богоматери золотой с городками, гривною и тремя цатами, к ней привешенными. Те и другие усеяны драгоценными каменьями, по большей части, негранеными. На Спасителе такой же венец с городками.

Н а золотых дробницах по полям образа наведены чернью лики: Пресвятой Троицы, Св. Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Николая Чудотворца, Св. Василия Парийского, Феодора Стратилата, Иоанна Лествичника, Препод. Сергия и Анастасии Римлянины.
Т ак как, по древнему обычаю на Руси, на св. иконах нередко изображались Святые, тезоименитые членам какой-нибудь фамилии; то и в Святых на иконе Иоасафовской Богоматери, вероятно, увековечены имена семейства владетеля ее; ибо здесь находим святых Иоанна Предтечу, Феодора Стратилата и Анастасию Римлянину, соименных Царю Иоанну Васильевичу, Царице Анастасии Романовне и Царевичу Федору. Если б икона устроена была Царем Федором Алексеевичем, которому присваивается описью этот образ, то наверное на дробницах изображены были бы Святые, тезоименитые его родителю и одной из его супруг, Агафии или Марфе. Вероятнее же, эта икона была молебная, комнатная, и перешла ему в благословение от родителя, а в Собор поступила, может быть, по смерти его, как надгробная, выносная.
Ч то же касается до названия иконы Иоасафовскою: то в числе явлений от икон Богоматери такой не встречается. А как Патриархи Московские, при вступлении своем на Святительский престол, имели обыкновение подносить Царю св. иконы в благословление: то или Иоасаф I поднес ее Царю Михаилу Федоровичу, или Иоасаф II Царю Алексию Михайловичу, от которого она могла поступить в наследие сыну его и преемнику Федору под именем Иоасафовской. (С. 8-9)

Образ Положения Ризы Господней

С ходный по стилю своему с Каппониевыми святцами и с иконами, писанными в XVII веке обществом Строгановских зоографов, этот образ достопримечателен и по своему содержанию.
П ерсидский Шах-Аббас, в удостоверение дружественного расположения своего к Царю Михаилу Федоровичу, прислал к нему между прочими дарами с Грузином Урусамбеком, 1625 года, Марта 11, часть ризы Господней в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В грамоте своей Шах извещал, что, по завоевании Грузии, святыню сию нашел в Митрополичьей ризнице.

Х отя Патриарх Филарет и принял с радостью это священное сокровище; но как оно шло от неверного царя, то и совещался с державным своим сыном о том, можно ли слово неверных принять без истинного свидетельства. Потом Филарет с освященным собором приступил к освидетельствованию. В ковчеге найдена, как значится в окружной грамоте, «часть ризы, в длину и поперег пяди, полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет в давних летах лицо изменила, «а ткана во льну». В Москве тогда пребывали Иерусалимский Патриарх Феофан, поставивший Филарета в Патриархи, а с ним Греческие старцы Нектарий и Иоанникий: Московский Первосвятитель и обратился к ним с вопросами о ризе Господней. Нектарий отвечал, что он видел сам эту святыню в Грузии в церкви, называемой Илета и от тамошнего духовенства слышал, что она некогда принесена туда воином, бывшим в Иерусалиме при распятии И. Христа, и ознаменована многими чудесами. Слова Нектария подтвердил Иоанникий, и другие жители Востока удостоверили в истине предания Палестинских и Греческих христиан о ризе Господней. На человеческом свидетельстве, сколь бы оно ни казалось достоверным, не остановился рассудительный Филарет; но употребил духовное средство. По совещании его с Архиереями и духовными властями, установлен был семидневный пост и молебствие, а для узнания воли Божией и для открытия истины, повелено возлагать сию святыню на больных и недужных. Многие чудеса оправдали подлинность святыни и веру принявших ее.
П осле того, риза Господня торжественно положена в большом Успенском Соборе и установлен ежегодный праздник Положения ризы Господней, который и доныне совершается 10 июля. Для хранения святыни устроен Патриархом 7133 г. Сентября 30, величественный медный шатер, занимающий место близь Филаретовой гробницы в югозападном углу Собора.

Н а образе, по видимому, современном событию, во внутренности этого шатра виден Царь с тремя Святителями, предстоящий в молении престолу, на коем положена честная и многоцелебная риза Господня. Шатер окружен духовными властями, иноками, боярами и народом. На первом плане Михаил Федорович, бывший тогда 20 лет, изображен безбрадым, во всей царской утвари; по другую сторону Патриарх, вероятно, Иерусалимский, а позади его Московский Патриарх и Архиерей в митрах. Пятиглавый собор, где происходит все это действие, представлен в разрезе.
В расстановке или сочинении лиц заметна симметрия, так что на первом плане фигуры ярче и рельефнее; но, по недостатку знания в перспективе, лица у него на втором и третьем плане одинакой величины, как и на первом. Впрочем в них нет того единообразия, какое находим на многих старинных иконах; ибо повороты голов и лица разнообразны. Для отечественной Археологии важно доличное, или костюмы духовных властей, черноризцев, мирян разных сословий - мущин и женщин. В целом и частях строго соблюдено приличие, так что, если в этом изображении нет изящества, за то нет и уродливости.
К олорит, если только колоритом можно назвать раскраску, отличается твердостью, яркостью, костоватостью на высоких местах и плавкостию, которым по справедливости удивляются иностранные художники в Каппониановых Святцах, где встречаем имена царских иконописцев в Москве XVII века.<…>
К сожалению, нам неизвестно имя зоографа, который написал этот образ, достопамятный в историческом, археологическом и художественном отношении; но, по сличению его с произведениями Царских и Патриарших иконописцев, составлявших при дворах Государя и Святителя род Академии художеств, можно с достоверностью заключить, что он произведение их кисти. Список с этой иконы, большого размера, находится в числе местных образов Успенского Собора Троицко-Сергеевой лавры. (С. 29-31)

Карл II (1630-1685) на троне

Оливер Кромвель, лорд-протектор Британии с 1б53 по 1658 год, казнивший короля Карла I, сыграл не самую благовидную роль в истории своей страны. Он не только подорвал основы абсолютной монархии, но и из ненависти к монархам уничтожил все наиболее ценные исторические символы королевской власти: короны, скипетр, державу, троны, мантии. Часть их переплавили в монеты, часть растащили. И сегодня в музеях Лондона, в том числе в Тауэре, хранятся королевские ценности, которые были созданы уже после 1660 года.

Регалии — знаки королевской, императорской или царской власти — известны с глубокой древности и в развитых государствах примерно одинаковы: это корона, держава, скипетр, мантия, меч или шпага, трон. И если внимательно приглядеться к традиционным парадным изображениям английских королей, то они восседают на троне, на голове корона, в руках держава и скипетр. Можно назвать и другие атрибуты и символы королевской власти, не столь заметные, например щит, рыцарские доспехи.

Самый главный символ королевской власти — корона. Ее принято изготавливать из золота и украшать драгоценными камнями. Как считают исследователи, прообразом для короны послужил римский венец. Именно коронация с давних лет считалась законной, традиционной и наследственной процедурой принятия монархом власти и ее атрибутов.

Коронация означала также, что новый монарх допускается к продолжению иерархической наследственной цепочки прежних властителей. Кроме того, коронация — это еще очень важная для народа религиозная церемония, во время которой осуществляется таинство миропомазания на царство. Таким образом, весь ритуал коронации носит особый смысл благословления Богом на царство.

Первая корона Англии — корона святого Эдуарда — не сохранилась, она оказалась жертвой того самого процесса уничтожения всех атрибутов королевской власти, предпринятого Кромвелем. Корона, которую можно увидеть в Тауэре,- копия уничтоженной короны святого Эдуарда. Она была создана для коронации короля Карла II в 1661 году. Эта корона украшена бриллиантами, рубинами, сапфирами и изумрудами и считается самой ценной в мире. Среди драгоценных камней, украшающих ее, особо следует назвать сапфир Стюартов, рубин Черный принц.

Императорская государственная корона, которую нынешняя правящая королева Елизавета II надевает во время открытия заседания Парламента Великобритании или по случаю других государственных торжеств, была выполнена по заказу королевы Виктории в 1837 году. Сама королева Виктория надела эту корону во время коронации 28 января 1838 года.

Среди других королевских регалий следует назвать державу и скипетр — они также символы королевской власти, знаки монаршего достоинства. Держава своей круглой формой восходит к земному шару. Ее держали в левой руке, а скипетр — в правой. Скипетр был атрибутом богов Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны), он входил в число знаков достоинства греческих и римских правителей.

Королевский скипетр Великобритании украшен самым крупным в мире бриллиантом Звезда Африки, вес которого составляет 530 каратов и который является самой большой

Церемониальные государственные палицы частью всемирно известного алмаза Куллинан.

Из коллекции королей Великобритании следует выделить также Большую государственную шпагу, которая была сделана в конце XVII века. Ее ножны украшены бриллиантами, изумрудами и рубинами.

Только при наличии всех регалий король обладает полной верховной властью: он лучший из лучших, он главный военный предводитель, его слова — закон для всех верноподданных.

Еще одна корона, созданная для коронации в 1937 году Елизаветы, жены короля Георга VI, украшена бриллиантом Кохинор, что означает «гора света». Это самая знаменитая драгоценность Англии.

Бриллиант Кохинор «родился» в Индии свыше 300 лет назад. Существует поверье, что бриллиант Кохинор приносит несчастье мужчинам, которые им владеют. Он никогда не продавался за деньги, а насильственным путем переходил от одного правителя к другому. Наконец в 1849 году его в кованом ларце, который был уложен в специальный сундук, со стражниками морем из Пенджаба (штат Индии) отправили в Лондон. И в 1850 году его преподнесли королеве Виктории. В 1851 году бесценный бриллиант выставили для обозрения на Всемирной выставке в Лондоне, и 6 миллионов посетителей смогли увидеть его. А в 1937 году он был инкрустирован в центр креста королевской короны.

В 1947 году Индия, бывшая колония Британской империи, стала независимой. И руководители этой страны предъявили имущественные претензии Великобритании. В частности, они потребовали, чтобы им был возвращен бриллиант Кохинор, который считался национальным достоянием. Тогда этот вопрос не решился, но в 1953 году он снова встал на повестку дня. И снова британское общество решительно отвергло все претензии. Британцы дали понять индусам, что возвращать драгоценный камень не собираются.

В настоящее время коронация королей происходит только в Великобритании. Нынешняя правящая королева Великобритании Елизавета II — единственный коронованный по всем правилам монарх. Во всех остальных странах Европы коронация заменена на инаугурацию, или интронизацию, без миропомазания и возложения короны.

Коронация Елизаветы II состоялась 2 июня 1953 года. За три недели до церемонии Елизавета, чтобы чувствовать себя уверенно в новом королевском одеянии, стала носить Императорскую государственную корону постоянно. Она не снимала ее даже во время завтрака.

Для менее торжественных мероприятий у Елизаветы имеются еще запасные короны, диадема, но они не столь величественны. Запасная корона украшена 2783 бриллиантами, в ней 273 жемчужины, 16 сапфиров, 11 изумрудов и 5 рубинов.

Говорят, что без короны в Елизавете II нет ничего королевского. И если кому-либо довелось бы встретить ее на улице Лондона или в метро в традиционном партикулярном платье, то он не признал бы в ней королеву Великобритании.

Держава (символ)

Держа́ва - (древнерусское «държа» - власть ) символ государственной власти монарха , представлявшая собой золотой шар с короной или крестом .

Исторически держава была знаком отличия императоров Римской империи и английских королей, позже стала атрибутом власти ряда западноевропейских монархов. С наступлением христианской эры держава увенчалась крестом.

Россия переняла данную традицию у Польши. Впервые держава была использована как символ власти русского царя при венчании Лжедмитрия I (1605 год).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Держава (символ)" в других словарях:

    Муж., греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм,… … Толковый словарь Даля

    - (иноск.) условный знак Символическое (иноск.) изображенное знаками Символизм. Ср. Держава символ власти. Ср. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно с символизмом. Лесков. Александрит. 3. Ср. (Мы) действительно совершаем некоторые… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Екатерина II с кор … Википедия

    1) независимое государство. Термин Д. в качестве синонима государства на практике применяется не ко всем государствам, а только к тем, которые играют выдающуюся роль в международной политике (см. Великие державы); 2) символ власти монарха (напр … Юридический словарь

    1) независимое государство.2) Символ власти монарха (напр., в России золотой шар с короной или крестом) … Большой Энциклопедический словарь

    ДЕРЖАВА, одна из государственных регалий, символ царской власти золотой шар с короной или крестом. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    1) независимое государство; 2) символ власти монарха (напр., в России золотой шар с короной или крестом). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    ДЕРЖАВА - 1) независимое государство. Термин «Д.» в качестве синонима «государства» на практике применяется не ко всем государствам, а только к тем, которые играют ведущую роль в международной политике (ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ); 2) символ монархической власти… … Юридическая энциклопедия

    держава - Символ царской власти, имеет форму шара. У христианских государей с крестом на вершине. С Д. изображают Господа Саваофа, Христа, Богоматерь, обычно восседающих на царских престолах … Словарь иконописца

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Книги

  • Колокол и держава , Смирнов Виктор Григорьевич. Вечевой колокол - символ вольницы новгородской и потому враг государства, в котором все должно быть подчинено державной власти, власти князя Московского. Наделенный большим разумом государь…
  • Колокол и держава , Смирнов В.. Вечевой колокол - символ вольницы новгородской и потому враг государства, в котором все должно быть подчинено державной власти, власти князя Московского.. Наделенный большим разумом государь…

Царские регалии: Шапка, скипетр и держава большого наряда Михаила … Википедия

Держава Царские регалии: шапка, скипетр, держава из так называемого Большого наряда царя Михаила Фёдоровича Романова Держава (древнерусское «държа» власть) символ государственной власти монарха, представлявшая собой золотой шар с короной или … Википедия

Екатерина II с кор … Википедия

Скипетр - (от греч. σκηπτρον посох, жезл) почетный знак, символизирующий владычество. С давних времен является атрибутом верховной власти. Прообраз С. пастушеский посох. С. был изв. у др. греков и римлян, римские императоры и полководцы традиционно… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Держава (от др. рус. дьржа владычество, могущество): Держава независимое, самостоятельное государство. Держава в России символ власти монарха золотой шар с короной или крестом. Также символами русских царей были скипетр и корона. «Держава» социал … Википедия

ДЕРЖАВА - золотой шар, символизирующий монархическую власть. Название произошло от древнерусского «държа» власть. Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

А; м. [греч. skēptron] Один из знаков монархической власти: жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Королевский с. С. монарха. Корона, с. и держава символы монархии. С. в руках монарха. Собраться под с. монарха (объединиться под властью… … Энциклопедический словарь

скипетр - а; м. (греч. sk ēptron) Один из знаков монархической власти: жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Королевский ски/петр. Ски/петр монарха. Корона, ски/петр и держава символы монархии. Ски/петр в руках монарха. Собраться под ски/петр… … Словарь многих выражений

У этого термина существуют и другие значения, см. Скипетр (значения). Верхняя часть Императорского скипетра с бриллиантом «Орлов» Им … Википедия

Имперская держава. Сокровищница Хофбургского замка … Википедия

Книги

  • Россия державная , . Эта книга о структуре и истории высших государственных учреждений Российской империи и о важнейших государственных церемониях. В книге рассказывается о главных символах российской…
  • Россия державная , Бутромеев В.П.. Выход книги приурочен к 400-летию дома Романовых. "Россия державная"-книга о структуре и истории высших государственных учреждений Российской империи и о важнейших государственных церемониях.…