Правление императора Юстиниана. «Золотой век. Юстиниан (император Византии) Правление юстиниана

История Византийской империи Диль Шарль

Глава II Правление Юстиниана и Византийская империя в VI веке (518-610)

Правление Юстиниана и Византийская империя в VI веке (518-610)

НАЧАЛО ДИНАСТИИ ЮСТИНИАНА

В 518 г., после смерти Анастасия, довольно темная интрига возвела на трон начальника гвардии Юстина. Это был крестьянин из Македонии, лет пятьдесят назад явившийся в поисках счастья в Константинополь, храбрый, но совершенно неграмотный и не имевший никакого опыта в государственных делах солдат. Вот почему этот выскочка, ставший основателем династии в возрасте около 70 лет, был бы весьма затруднен доверенной ему властью, если бы возле него не оказалось советчика в лице его племянника Юстиниана.

Уроженец Македонии подобно Юстину - романтическая традиция, делающая из него славянина, возникла в значительно более позднее время и не имеет никакой исторической ценности, - Юстиниан по приглашению своего дяди еще юношей явился в Константинополь, где получил полное римское и христианское воспитание. Он имел опыт в делах, обладал зрелым умом, сложившимся характером - всем необходимым, чтобы стать помощником нового владыки. Действительно, с 518 по 527 г. он фактически правил от имени Юстина в ожидании самостоятельного правления, которое длилось с 527 по 565 г.

Таким образом, Юстиниан в течение почти полувека управлял судьбами Восточной Римской империи; он оставил глубокий след в эпохе, над, которой господствует его величественный облик, ибо одной его воли было достаточно, чтобы пресечь естественную эволюцию, увлекавшую империю к Востоку.

Под его влиянием с самого начала правления Юстина определилась новая политическая ориентация. Первой заботой константинопольского правительства стало примириться с Римом и положить конец расколу; чтобы скрепить союз и дать папе залог своего усердия в правоверии, Юстиниан в течение трех лет (518-521) яростно преследовал монофизитов на всем Востоке. Это сближение с Римом укрепило новую династию. Помимо того, Юстиниан весьма дальновидно сумел принять необходимые меры для обеспечения прочности режима. Он освободился от Виталиана, своего наиболее страшного противника; особенную же популярность он приобрел благодаря своей щедрости и любви к роскоши. Отныне Юстиниан начал мечтать о большем: он прекрасно понимал то значение, которое для его будущих честолюбивых планов мог иметь союз с папством; именно поэтому, когда в 525 г. явился в Константинополь папа Иоанн - первый из римских первосвященников, посетивший новый Рим, - ему был устроен торжественный прием в столице; Юстиниан чувствовал, как нравится на Западе подобное поведение, как неизбежно оно приводит к сравнению благочестивых императоров, правивших в Константинополе, с арианскими варварскими королями, господствовавшими в Африке и в Италии. Так Юстиниан лелеял великие замыслы, когда после смерти Юстина, последовавшей в 527 г., он стал единственным правителем Византии.

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Правление императора Юстиниана Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в середине VI в. в правление императора Юстиниана (527-565). В это время происходит внутренняя стабилизация Византийского государства и осуществляются широкие внешние завоевания.Юстиниан

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Глава 5. ХАЗАРЫ И ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА КРЫМСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ. VIII – Х века. Хазарские племена не были кочевниками. Они издревле жили на территории современного Дагестана, на Тереке и Сулаке, а с III века распространились по всей береговой линии Каспийского моря и в

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Глава 2 Империя от времен Константина до Юстиниана Великого Константин Великий и христианство. «Обращение» Константина. Арианство и первый Вселенский собор. Основание Константинополя. Реформы Диоклетиана и Константина. Императоры и общество от Константина Великого до

автора Диль Шарль

IV ВНУТРЕННЕЕ ПРАВЛЕНИЕ ЮСТИНИАНА Внутреннее управление империей доставило Юстиниану не меньше забот, чем защита территории. Его внимание занимала неотложная административная реформа. Грозный религиозный кризис настойчиво требовал его вмешательства. Законодательная

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

V ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В VI ВЕКЕ В истории византийского искусства правление Юстиниана знаменует целую эпоху. Талантливые писатели, такие историки, как Прокопий и Агафий, Иоанн Эфесский или Евагрий, такие поэты, как Павел Силенциарий, такие богословы, как Леонтий

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

III ПРАВЛЕНИЕ КОМНИНОВ И ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XII в. Три первых императора из дома Комнинов прилагали большие усилия к тому, чтобы вернуть власти императора ее былое могущество, а империи расцвет. Они сделали очень многое для реорганизации армии, главным образом путем

Из книги История Византийской империи автора Диль Шарль

Глава VIII ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ПАЛЕОЛОГАХ (1261 - 1453) I ПОЛОЖЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1201 г. Империя в том виде, в каком она была восстановлена при новой династии Палеологов, нисколько не походила на монархию, в которой некогда царствовали Комнины. В Азии

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

2. Византийская империя Положение евреев в Византийской империи (на Балканском полуострове) было гораздо хуже, чем в Италии. Византийские императоры относились враждебно к евреям еще со времен Юстиниана (VI в.) и крайне стесняли их в гражданских правах. Иногда их

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Глава 2 Империя от времен Константина до Юстиниана Великого Константин Великий и христианство. «Обращение» Константина. Арианство и первый Вселенский собор Основание Константинополя. Реформы Диоклетиана и Константина. Императоры и общество от Константина Великого до

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 5. ХАЗАРЫ И ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА КРЫМСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ. VIII–X ВЕКА Хазарские племена не были кочевниками. Они издревле жили на территории современного Дагестана, на Тереке и Сулаке, а с III века распространились по всей береговой линии Каспийского моря и в низовьях

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

5. Правление Юстиниана (527-565 гг.) Нет большей ошибки, чем точка зрения, что идея империи прекратила свое существование после расчленения варварами ее западной части. Нет никаких оснований сомневаться в том, что находившийся на престоле в Константинополе василевс, как

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Византийская империя В 395 году император Феодосий разделил Римскую империю между двумя своими сыновьями, которые правили западной и восточной частями страны, соответственно из Рима и Константинополя. Запад вскоре стал разваливаться; Рим пострадал в 410 году от нашествия

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 9. Византийская империя и восточнохристианский мир Территория и населениеПрямой наследницей Римской империи стала Византийская (Восточная Римская) империя, просуществовавшая более 1000 лет. Ей удалось отбить вторжения варваров в V–VII вв. и ещё в течение нескольких

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Византийская империя Завоевания Юстиниана не были долговечными.В конце царствования возобновление борьбы против Персии и недовольство, связанное с налогами, шедшими на военные расходы и роскошь двора, породили атмосферу кризиса.При его преемниках все завоеванные

Из книги «Всадники в сверкающей броне»: Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн автора Дмитриев Владимир Алексеевич

Глава 3. САСАНИДСКИЙ ИРАН И ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ VI-ПЕРВОЙ ТРЕТИ VII

Из книги История Европы. Том 2. Средневековая Европа. автора Чубарьян Александр Оганович

Глава II ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV-XII вв.) В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Восточные области империи издавна отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь

Правление императора Юстиниана


Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в середине VI в. в правление императора Юстиниана (527-565). В это время происходит внутренняя стабилизация Византийского государства и осуществляются широкие внешние завоевания.

Юстиниан родился в Македонии в семье бедного иллирийского крестьянина. Его дядя император Юстин (518-527), возведенный на престол солдатами, сделал Юстиниана своим соправителем. После смерти дяди Юстиниан стал властелином огромной империи. Юстиниан получил очень противоречивую оценку современников и потомков. Историограф Юстиниана Прокопий Кесарийский в своих офи циальных трудах и в «Тайной истории» создал двойственный образ императора: жестокий тиран и властный честолюбец уживался в нем с мудрым политиком и неутомимым реформатором. Обладая не­дюжинным умом, силой воли и получив блестящее образование, Юстиниан с необычайной энергией занимался государственными делами.

Он был доступен людям различного звания, обворожителен в обращении. Но эта кажущаяся и внешняя доступность были только маской, скрывавшей натуру беспощадную, двуличную и коварную. По словам Прокопия, он мог «тихим и ровным голосом приказать перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей». Юстиниан был фанатически одержим идеей величия своей императорской особы, которой, как он считал, выпала миссия возрождения былого могущества Римской империи. Сильное влияние на него оказывала его жена Феодора, одна из самых ярких и своеобразных фигур на византийском престоле. Танцовщица и куртизанка, Феодора благодаря своей редкой красоте, уму и твердой воле покорила Юстиниана, стала его законной женой и императрицей. Она обладала недюжинным государственным умом, вникала в дела правления, принимала иностранных послов, вела дипломатическую переписку, в трудные минуты проявляла редкое мужество и неукротимую энергию. Феодора безумно любила власть и требовала рабского поклонения.

Внутренняя политика Юстиниана была направлена к усилению централизации государства и укреплению экономики империи, на активизацию торговли и поиски новых торговых путей. Большим успехом византийцев было раскрытие секрета производства шелка, тайны которого веками оберегались в Китае. По преданию, два несториан-ских монаха в своих полых посохах вывезли из Китая в Византию грены шелковичного червя; в империи (в Сирии и Финикии) возникло в VI в. собственное производство шелковых тканей. Константинополь в это время стал средоточием мировой торговли. В богатых городах империи наблюдался подъем ремесленного производства, совершенствовалась строительная техника. Это дало возможность Юстиниану воздвигать в городах дворцы и храмы и оборонительные сооружения в пограничных районах.

Прогресс строительной техники был важным стимулом и для расцвета архитектуры. В VI в. заметно улучшилась и обработка металлов. Широкие военные предприятия Юстиниана стимулировали производство оружия и расцвет военного искусства.

В своей аграрной политике Юстиниан покровительствовал росту крупного церковного землевладения и в то же время поддерживал средние слои землевладельцев. Он проводил, хотя и не последовательно, политику ограничения власти крупных землевладельцев и, в первую очередь, старой сенаторской аристократии.

В правление Юстиниана была проведена реформа римского права. Коренные изменения социально-экономических отношений требовали переработки старых правовых норм, препятствовавших дальнейшему прогрессу византийского общества. В короткий срок (с 528 по 534 г.) комиссией из выдающихся юристов во главе с Трибонианом была проведена огромная работа по пересмотру всего богатейшего наследия римской юриспруденции и создан «Свод гражданского права» («Corpus juris civilis»). Он состоял первоначально из трех частей: «Кодекс» Юстиниана - собрание важнейших законов римских императоров (от Адриана до Юстиниана) по различным гражданским делам (в 12 томах); «Дигесты», или «Пандекты», - сборник авторитетных мнений знаменитых римских юристов (в 50 книгах); «Институции» - краткое элементарное руководство по римскому гражданскому праву. Законы, изданные самим Юстинианом с 534 по 565 г., составили впоследствии четвертую часть «Свода» и получили название «Новеллы» (т. е. «Новые законы»).

В законодательстве, как и во всей общественной жизни Византии этого времени, определяющей была борьба старого рабовладельческого мира с нарождающимся новым - феодальным. При сохранении в Византии в VI в. основ рабовладельческого строя фундаментом Corpus juris civilis могло быть лишь старое римское право. Отсюда и консерватизм законодательства Юстиниана. Но вместе с тем в нем (особенно в «Новеллах») отразились и коренные, в том числе прогрессивные, изменения в общественной жизни. Центральными среди социально-политических идей законодательства Юстиниана становится идея неограниченной власти государя-самодержца - «представителя бога на земле» - и идея союза государства с христианской церковью, защиты ее привилегий, отказа от веротерпимости и преследование еретиков и язычников.

В законодательстве Юстиниана (особенно в «Кодексе» и «Новеллах») поощрялось предоставление рабам пекулия, облегчался отпуск рабов на волю, получил четкое юридическое оформление институт колоната.

Сохранение в Византии в IV-VI вв. ряда крупных городских центров, развитых ремесла и торговли требовали строгой регламентации и охраны права частной собственности. И здесь римское право, эта «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность», явилось источником, из которого юристы VI в. могли черпать необходимые законодательные нормы. Поэтому в законодательстве Юстиниана видное места отводится регулированию торговых, ростовщических и ссудных операций, аренды и т. п.

Однако и в сферу частноправовых отношений были внесены важные изменения: отменялись все старые, уже изжившие себя формы собственности и вводилось юридическое понятие единой полной частной собственности - основы всего гражданского права.

Законы Юстиниана закрепили начавшиеся еще в Римскую эпоху империи тенденции к фактической ликвидации правовых различий между римскими гражданами и покоренными народами. Все свободные граждане империи отныне подчинялись единой правовой системе. Единое государство, единый закон и единая система заключения браков для всех свободных жителей империи - такова основная идея семейного права в законодательстве Юстиниана.

Обоснование и защита права частной собственности обусловили живучесть основных положений «Свода гражданского права» Юстиниана, которые сохранили свое значение в течение всего средневековья, а впоследствии были использованы в буржуазном обществе. Широкая строительная деятельность Юстиниана, завоевательная политика, содержание государственного аппарата, роскошь императорского двора требовали огромных расходов, и правительство Юстиниана принуждено было резко повысить налоговое обложение подданных.

Недовольство населения налоговым гнетом и преследованиями еретиков привели к восстаниям народных масс. В 532 г. вспыхнуло одно из самых грозных народных движений в Византии, известное в истории как восстание «Ника». Оно было связано с обострившейся борьбой так называемых цирковых партий Константинополя.

Любимым зрелищем жителей Византии были конные ристания и различные спортивные игры в цирке (ипподроме). Вместе с тем цирк в Константинополе, как и в Риме, был центром социально-политической борьбы, местом многолюдных собраний, где народ мог видеть императоров и предъявлять им свои требования. Цирковые партии, которые были не только спортивными, но и политическими организациями, носили названия по цвету одежд возниц, участвовавших в конных состязаниях: венеты («голубые»), прасины («зеленые»), левки («белые») и русии («красные»). Наибольшее значение имели партии венетов и прасинов.

Социальный состав цирковых партий был очень пестрым. Во главе партии венетов стояла сенаторская аристократия и крупные землевладельцы, партия прасинов отражала прежде всего интересы купцов и владельцев крупных ремесленных эргастерий, торговавших с восточными провинциями империи. Партии цирка были связаны с ди-мами городов Византии, в них входили и рядовые члены димов, принадлежавшие к средним и низшим слоям свободного населения городов. Различались прасины и венеты и по своим религиозным убеждениям; венеты были сторонниками ортодоксального церковного вероучения - православными, а прасины выступали в защиту моно-физитства. Юстиниан покровительствовал партии венетов и всячески преследовал прасинов, что вызвало их ненависть к правительству.

Восстание началось 11 января 532 г. с выступления в константинопольском ипподроме оппозиционной партии прасинов. Но вскоре к «зеленым» присоединилась и часть венетов; низы обеих партий объединились и потребовали сокращения налогов и отставки наиболее ненавистных чиновников. Восставшие стали громить и поджигать дома знати и правительственные здания.

Вскоре их возмущение обратилось и против самого Юстиниана. Повсюду раздавался клич «Побеждай!» (по гречески «Ника!». Император и его приближенные были осаждены во дворце. Юстиниан решил бежать из столицы, но императрица Феодора потребовала немедленно напасть на восставших. В это время среди участников движения начались разногласия, часть аристократии из партии «голубых», испугавшись выступления народных масс, отшатнулась от восстания. Правительственные войска, возглавляемые полководцами Юстиниана - Велисарием и Мундом, внезапно напали на собравшийся в цирке народ и учинили страшную резню, во время которой погибло около 30 тыс. человек.

Разгром восстания «Ника» знаменует резкий поворот в политике Юстиниана в сторону реакции. Однако народные движения в империи не прекращались.



| |

Юстиниан I Великий (лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus) правил Византией с 527 по 565 г. При Юстиниане Великом территория Византии увеличилась почти вдвое. Историки считают, что Юстиниан был одним из величайших монархов поздней античности и раннего средневековья.
Юстиниан родился около 483 г. в крестьянской семье захолустного селения в горной Македонии, близ Скупи . Долгое время господствовало мнение о том, что он был славянского происхождения и носил первоначально имя Управды, эта легенда была очень распространенной среди славян Балканского полуострова.

Юстиниан отличался строгим православием , был реформатором и военным стратегом, совершившим переход от античности к средневековью. Выходец из тёмной массы провинциального крестьянства Юстиниан сумел прочно и твердо усвоить себе две грандиозные идеи: римскую идею всемирной монархии и христианскую идею царства Божия. Объединение обеих идей и проведение их в действие с помощью власти в светском государстве, принявшем эти две идеи в качестве политической доктрины Византийской империи.

При императоре Юстиниане Византийская империя достигла своего рассвета, после долгого периода упадка, монарх пытался реставрировать империю и вернуть ей былое величие. Считается, что Юстиниан подпадал под влияние сильного характера своей жены Феодоры, которую он торжественно короновал в 527 г.

Историки считают, что главной целью внешней политики Юстиниана было возрождение Римской империи в её прежних границах, империя должна была превратиться в единое христианское государство. Вследствие этого, все войны проводимые императором были направлены на расширение своих территорий, особенно на запад, на территории павшей Западной Римской империи.

Главным полководцем Юстиниана, мечтавшиго о возрождении Римской империи, был Велизарий, ставший полководцем в 30-летнем возрасте.

В 533 году Юстиниан отправил армию Велизария в северную Африку на покорение королевства вандалов. Война с вандалами проходила успешно для Византии и уже в 534 году полководец Юстиниана одержал решительную победу. Как и в африканской кампании, полководец Велизарий держал в византийской армии множество наёмников — диких варваров.

Даже заклятые враги могли помочь Византийской империи — достаточно было им заплатить. Так, гунны составляли значительную часть армии Велизария , которая на 500 кораблях отправилась из Константинополя в Северную Африку. Кавалерия гуннов , служившая наёмниками в византийской армии Велизария, сыграла решающую роль в войне против Вандальского королевства в северной Африке. Во время генерального сражения противники бежали от дикой орды гуннов и скрылись в нумидийской пустыне.Затем полководец Велизарий занял Карфаген.

После присоединения Северной Африки в Византийском Константинополе обратили взоры на Италию, на территории которой существовало королевство остготов. Император Юстиниан Великий решил объявить войну германским королевствам , которые вели между собой постоянные войны и были ослаблены накануне вторжения армии Византии.

Война с остготами шла успешно, и королю остготов пришлось обратиться за помощью к Персии. Юстиниан обезопасил себя на Востоке от удара с тыла, заключив мир с Персией и развернул кампанию для вторжения в Западную Европу.

Первым делом полководец Велизарий занял Сицилию, где он не встретил особого сопротивления. Итальянские города также сдавались один за другим, пока византийцы не подошли к Неаполю.

Belisarius (505-565), Byzantine general under Justinian I, 540 (1830). Belasarius refusing the crown of their kingdom in Italy offered to him by the Goths in 540. Belisarius was a brilliant general who defeated a range of enemies of the Byzantine Empire, virtually doubling its territory in the process. (Photo by Ann Ronan Pictures/Print Collector/Getty Images)

После падения Неаполя папа римский Сильверий предложил Велизарию войти в священный город. Готы покинули Рим , и вскоре Велизарий занял Рим столицу империи. Византийский военачальник Велизарий, однако, понимал, что противник лишь собирается с силами, поэтому сразу же принялся укреплять стены Рима. Последовавшая затем осада Рима готами продолжалась один год и девять дней (537 — 538 гг.). Византийская армия, оборонявшая Рим, не только выдержала атаки готов, но и продолжила своё наступление вглубь Апеннинского полуострова.

Победы Велизария позволили Византийской империи установить контроль над северо-восточной частью Италии. Уже после смерти Велизария был создан экзархат (провинция) со столицей в Равенне . Хотя Рим в дальнейшем был потерян для Византии, так как Рим фактически попал под управление папы, Византия сохраняла владения в Италии вплоть до середины VIII века.

При Юстиниане территория Византийской империи достигла своих самых огромных размеров за все время существования империи. Юстиниану удалось практически полностью восстановить прежние границы Римской империи.

Византийский император Юстиниан захватил всю Италию и практически всё побережье Северной Африки, и юго-восточную часть Испании. Таким образом, территория Византии увеличивается вдвое, но не достигает прежних границ Римской империи.

Уже в 540 году новоперсидское царство Сасанидов расторгло мирный договор с Византией и активно готовилось к войне. Юстиниан оказался в трудном положении, ведь Византия не могла выдержать войны на два фронта.

Внутренняя политика Юстиниана Великого

Кроме активной внешней политики, Юстиниан также вёл разумную внутреннюю политику. При нём была отменена римская система управления государством, которою заменила новая - византийская. Юстиниан активно занялся укреплением государственного аппарата, а также пытался усовершенствовать налогообложение . При императоре были соединены гражданские и военные должности, были предприняты попытки уменьшить коррупцию путём повышения платы чиновникам.

В народе Юстиниана прозвали «бессонным императором», так как он работал и днём и ночью над реформированием государства.

Историки считают, что военные успехи Юстиниана были его главной заслугой, однако внутренняя политика, особенно во второй половине его правления, опустошила государственную казну.

Император Юстиниан Великий оставил после себя знаменитый архитектурный памятник, который существует и сегодня - Собор Святой Софии . Это здание считают символом «золотого века» в Византийской империи. Этот собор является вторым по величине христианским храмом в мире и уступает только Собору Святого Павла в Ватикане . Сооружением Собора Святой Софии император Юстиниан добился расположение Папы Римского и всего христианского мира.

Во время правления Юстиниана вспыхнула первая в мире пандемия чумы, которая охватила всю Византийскую империю. Наибольшее количество жертв было зафиксировано в столице империи Константинополе, здесь погибло 40% всего населения. За подсчётами историков, общее число жертв чумы достигло около 30 млн. человек, а возможно и больше.

Достижения Византийской империи при Юстиниане

Наибольшим достижением Юстиниана Великого считается активная внешняя политика, которая расширила территории Византии в два раза, практически вернув все утраченные земли после падения Рима в 476 году.

Вследствие многочисленных войн казна государства истощалась, и это привело к народным бунтам и восстаниям. Однако восстание побудило Юстиниана издать новые законы для граждан всей империи. Император упразднил римское право, отменил устаревшие римские законы и ввёл новые законы. Свод этих законов получил название «Свод гражданского права».

Царствование Юстиниана Великого действительно называли «золотым веком», сам он говорил: «Никогда до времени нашего правления Бог не даровал римлянам таких побед… Возблагодарите небо, жители всего мира: в ваши дни осуществилось великое дело, которого Бог признавал недостойным весь древний мир» Вознаменования величия христианства был построен Собор Святой Софии в Константинополе.

Огромный прорыв произошёл в военном деле. Юстиниану удалось создать самую большую профессиональную наёмную армию того периода. Византийская армия под предводительством Велизария принесла Византийскому императору множество побед и расширила границы Византийской империи. Однако содержание огромной наёмной армии и бесконечные воины истощили государственную казну Византийской империи.

Первую половину правления императора Юстиниана называют «золотым веком Византии», вторая же вызывала только недовольство со стороны народа. Окраины империи охватиливосстания мавров и готов. А в 548 году во время второй итальянской кампании Юстиниан Великий уже не мог откликнуться на просьбы Велизария прислать деньги для армии и на оплату наёмникам.

В последний раз полководец Велизарий возглавил войска в 559 году, когда во Фракию вторглось племя котригуров. Полководец одержал победу в бою и мог бы полностью уничтожить нападавших, но Юстиниан в последний момент решил откупиться от беспокойных соседей. Однако самым удивительным стало то, что творца византийской победы даже не позвали на праздничные торжества. После этого эпизода полководец Велизарий окончательно впал в немилость и перестал играть заметную роль при дворе.

В 562 году несколько знатных жителей Константинополя обвинили прославленного полководца Велизария в подготовке заговора против императора Юстиниана. На несколько месяцев Велизарий был лишен своего имущества и положения. Вскоре Юстиниан убедился в невиновности обвиняемого и помирился с ним. Велизарий умер в покое и уединении в 565 году н.э. В тот же год испустил дух император Юстиниан Великий.

Последний конфликт между императором и полководцем послужил источником легенды о нищем, немощном и слепом военачальнике Велизарии, просившем милостыню у стен храма. Таким — попавшим в немилость — его изображает на своей знаменитой картине французский художник Жак Луи Давид.

Всемирное государство, создаваемое волей самодержавного государя — такова была мечта, которую лелеял император Юстиниан с самого начала царствования. Силой оружия возвращал он утерянные старые римские территории, затем давал им общий гражданский закон, обеспечивающий благосостояние жителей, наконец — он утверждал единую христианскую веру, призванную соединить все народы в поклонении единому истинному христианскому Богу. Таковы три незыблемых основания, на которых Юстиниан строил могущество своей империи. Юстиниан Великий верил, что «нет ничего выше и святее императорского величества»; «сами создатели права сказали, что воля монарха имеет силу закона «; «он один способен проводить дни и ночи в труде и бодрствовании, чтобы думать думу о благе народа «.

Юстиниан Великий утверждал, что благодать власти императора, как «помазанника Божьего», стоящего над государством и над церковью, получена им прямо от Бога. Император «равен апостолам» (греч. ίσαπόστολος), Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана получили характер крестовых походов — везде, где византийский император будет господином, воссияет православная вера. Его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Всякий законодательный акт Юстиниан ставит «под покровительство святой Троицы».

Внутреннее управление империей доставило Юстиниану не меньше забот, чем защита территории. Его внимание занимала неотложная административная реформа. Грозный религиозный кризис настойчиво требовал его вмешательства.

Законодательная и административная реформа. В империи не прекращались смуты. Администрация была продажной и развращенной; в провинциях царили беспорядок и нищета; судопроизводство, вследствие неопределенности законов, было произвольным и пристрастным. {38} Важно заметить, что одним из серьезнейших последствий такого состояния дел было очень неисправное поступление налогов. У Юстиниана были слишком развиты любовь к порядку, стремление к административной централизации, а также забота об общественном благе, ɥᴛᴏбы он потерпел подобное положение дел. Помимо ϶ᴛᴏго, для его великих начинаний ему были непрестанно нужны деньги.

Таким образом, он предпринял двойную реформу. Чтобы дать империи «твердые и незыблемые законы», он доверил ϲʙᴏему министру Трибониану великий законодательный труд. Комиссия, созванная в 528 г. для проведения реформы кодекса, собрала и классифицировала в единый ϲʙᴏд главные имперские постановления, обнародованные с эпохи Адриана. Это и был кодекс Юстиниана, опубликованный в 529 г. и вторично изданный в 534 г. За ним последовали Дигесты или Пандекты, в кᴏᴛᴏᴩых новая комиссия, назначенная в 530 г., собрала и классифицировала важнейшие выдержки из работ великих юристов второго и третьего веков, - огромный труд, законченный в 533 г., Институции - руководство, предназначенное для учащихся, - резюмировали принципы нового права. Наконец, сборник новых указов, опубликованных Юстинианом между 534 и 565 гг., дополнил внушительный памятник, известный под названием Corpus juris civilis.

/images/6/628_image002.gif">

/images/6/798_image003.gif">

Юстиниан был так горд данным великим законодательным творением, что запретил дотрагиваться до него в будущем и изменять его какими бы то ни было комментариями, а в школах права, реорганизованных в Константинополе, Бейруте и Риме, сделал его незыблемым основанием для юридического образования. И действительно, несмотря на некᴏᴛᴏᴩые недостатки, несмотря на спешку в работе, вызвавшую повторения и противоречия, несмотря на жалкий вид помещенных в кодексе отрывков из прекраснейших памятников римского права, - ϶ᴛᴏ было поистине великое творение, одно из наиболее плодотворных для прогресса человечества. В случае если юстинианово право дало обоснование абсолютной власти императора, оно же позднее сохранило и воссоздало в средневековом мире идею государства и социальной организации. Помимо ϶ᴛᴏго, оно влило в суровое старое римское право новый дух христианства и таким образом {39} внесло в закон неизвестную до тех пор заботу об общественной справедливости, нравственности и человечности.

Для преобразования администрации и суда Юстиниан обнародовал в 535 г. два важных указа, устанавливавших для всех чиновников новые обязанности и предписывавших им прежде всего скрупулезную честность в управлении подданными. При всем этом император упразднил продажу должностей, увеличил жалованье, уничтожил бесполезные учреждения, объединил в ряде провинций, ɥᴛᴏбы лучше обеспечить там порядок, гражданскую и военную власть. Это было началом реформы, кᴏᴛᴏᴩая должна была стать значительной по ϲʙᴏим последствиям для административной истории империи. Стоит заметить, что он реорганизовал судебную администрацию и полицию в столице; по всей империи он проводил обширные общественные работы, заставлял строить дороги, мосты, акведуки, бани, театры, церкви и с неслыханной роскошью отстраивал Константинополь, частично разрушенный восстанием 532 г. Наконец, путем умелой экономической политики Юстиниан добился развития в империи богатой промышленности и торговли и, по ϲʙᴏей привычке, хвастался, что «ϲʙᴏими великолепными начинаниями он дал государству новый расцвет». При этом на деле, несмотря на добрые намерения императора, административная реформа провалилась. Огромная тяжесть расходов и проистекавшая отсюда постоянная потребность в деньгах установили жестокую фискальную тиранию, кᴏᴛᴏᴩая истощила империю и довела ее до нищеты. Из всех великих преобразований удалось только одно: в 541 г. из соображений экономии был уничтожен консулат.

Религиозная политика. Аналогично тому как и все императоры, наследовавшие трон вслед за Константином, Юстиниан занимался церковью столько же вследствие того, что ϶ᴛᴏго требовали интересы государства, сколько и из личной склонности к богословским спорам. Чтобы лучше подчеркнуть ϲʙᴏе благочестивое усердие, он сурово пресле-{40}довал еретиков, в 529 г. приказал закрыть афинский университет, где еще тайно оставалось несколько языческих преподавателей, и яростно преследовал раскольников. Помимо ϶ᴛᴏго он умел управлять церковью, как господин, и в обмен за покровительство и милости, кᴏᴛᴏᴩыми он ее осыпал, деспотически и грубо предписывал ей ϲʙᴏю волю, откровенно называя себя «императором и священником». Важно заметить, что однако, при всем этом он неоднократно оказывался в затруднении, не зная, какой линии поведения ему следует держаться. Стоит сказать, для успеха ϲʙᴏих западных предприятий ему было крайне важно сохранять установленное согласие с папством; ɥᴛᴏбы восстановить политическое и моральное единство на Востоке, надо было щадить монофизитов, весьма многочисленных и влиятельных в Египте, Сирии, Месопотамии, Армении. Часто император не знал, на что решиться перед лицом Рима, требовавшего осуждения инакомыслящих, и Феодорой, советовавшей возвратиться к политике единения Зинона и Анастасия, и его колеблющаяся воля пыталась, несмотря на все противоречия, обрести почву для взаимного понимания и найти средство для примирения данных противоречий. Постепенно, в угоду Риму, он позволил константинопольскому собору 536 г. предать инакомыслящих анафеме, начал преследовать их (537-538), напал на их цитадель - Египет, а в угоду Феодоре дал возможность монофизитам восстановить их церковь (543) и постарался на Константинопольском соборе 553 г. добиться от папы косвенного осуждения решений Халкидонского собора. Свыше двадцати лет (543-565) так называемое «дело трех глав» волновало империю и порождало в западной церкви схизму, не устанавливая мира на Востоке. Ярость и произвол Юстиниана, обращенные на его противников (наиболее знаменитой его жертвой был папа Вигилий), не принесли никакого полезного результата. Стоит сказать - политика единения и веротерпимости, кᴏᴛᴏᴩую советовала Феодора, была, без сомнения, {41} осторожной и разумной; нерешительность Юстиниана, колебавшегося между спорящими сторонами, привела, несмотря на его добрые намерения, исключительно к росту сепаратистских тенденций Египта и Сирии и к обострению их национальной ненависти к империи.

Юстиниан I Великий (лат. Iustinianus) (ок. 482 - 14 ноября 565, Константинополь), византийский император. Август и соправитель Юстина I с 1 апреля 527, правил с 1 августа 527.

Юстиниан был уроженцем Иллирика и племянником ; по легенде, он славянского происхождения. Играл видную роль в царствование своего дяди и был провозглашен августом за полгода до его смерти. Эпохальное правление Юстиниана прошло под знаком реализации принципов имперского универсализма и воссоздания единой Римской империи. Этому была подчинена вся политика императора, носившая поистине мировой характер и позволившая сосредоточить в его руках огромные материальные и человеческие ресурсы. Ради величия империи велись войны на Западе и Востоке, совершенствовалось законодательство, проводились административные реформы и решались вопросы церковного устроения. Он окружил себя плеядой талантливых советников и полководцев, оставаясь свободным от посторонних влияний, вдохновляясь в своих действиях исключительно верой в единое государство, единые законы и единую веру. «По широте своих политических замыслов, ясно осознанных и строго приведенных в исполнение, по умению пользоваться обстоятельствами, а главное - по искусству определять дарования окружающих и каждому давать соответствующее его способностям дело Юстиниан был редким и замечательным государем» (Ф. И. Успенский).

Главные военные усилия Юстиниана были сосредоточены на Западе, куда были брошены колоссальные силы. В 533-534 его лучший полководец Велисарий разгромил государство африканских вандалов, в 535-555 было уничтожено государство остготов в Италии. В результате под власть римской державы вернулся и сам Рим, и многие из западных земель в Италии, Северной Африке, Испании, в течение ста лет заселявшиеся германскими племенами. Эти территории в ранге провинций были воссоединены с империей, и на них было вновь распространено действие римского законодательства.

Успешному ходу дел на Западе сопутствовало тяжелое положение на дунайских и восточных рубежах государства, лишенных надежной защиты. Много лет (528-562, с перерывами) шли войны с Персией из-за спорных территорий в Закавказье и влиянии в Месопотамии и Аравии, отвлекавшие огромные средства и не давшие никаких плодов. В течение всего правления Юстиниана племена славян, германцев, авар разоряли своими вторжениями задунайские провинции. Недостаток оборонительных ресурсов император стремился компенсировать усилиями дипломатии, заключая союзы с одними народами против других и поддерживая таким образом необходимый баланс сил на границах. Однако подобная политика критически оценивалась современниками, тем более что все возраставшие выплаты союзным племенам чрезмерно отягощали и без того расстроенную государственную казну.

Ценой блестящего «века Юстиниана» стало тяжелейшее внутреннее положение государства, особенно в экономике и финансах, несших бремя колоссальных расходов. Нехватка средств сделалась подлинным бичом его царствования, и в поисках денег Юстиниан нередко прибегал к мерам, которые сам же осуждал: продавал должности и вводил новые налоги. С редкой прямотой Юстиниан заявил в одном из своих указов: «Первая обязанность подданных и лучшее для них средство благодарения императора - уплачивать с безусловным самоотвержением общественные подати полностью». Строгость во взимании налогов достигла предела и гибельно сказывалась на населении. По словам современника, «иностранное вторжение казалось менее страшным налогоплательщикам, чем прибытие должностных лиц фиска».

С этой же целью Юстиниан стремился извлекать прибыль из торговли империи с Востоком, установив высокие таможенные пошлины на все ввозимые в Константинополь товары, а также обращая целые производства в правительственные монополии. Именно при Юстиниане в империи было освоено производство шелка, дававшее казне огромные доходы.

Городская жизнь при Юстиниане характеризовалась борьбой партий цирка, т. н. димов. Подавление восстания Ника 532 в Константинополе, спровоцированного соперничеством димов, уничтожило оппозицию Юстиниану среди аристократии и населения столицы, укрепило авторитарный характер императорской власти. В 534 был издан Свод гражданского права (Corpus juris civilis или Codex Justiniani, см. Кодекс Юстиниана), давший нормативное изложение римского права и сформулировавший основы имперской государственности.

Церковная политика Юстиниана отмечена стремлением к установлению единства вероисповедания. В 529 была закрыта Афинская академия, начато преследование еретиков и язычников, наполнившее все царствование Юстиниана. Гонения на монофизитов, вплоть до открытия военных действий, опустошили восточные провинции, особенно Сирию и окрестности Антиохии. Папство при нем совершенно подчинилось императорской воле. В 553 по инициативе Юстиниана в Константинополе был созван V Вселенский собор, на котором был разрешен т. н. «спор о трех главах» и, в частности, осужден Ориген.

Правление Юстиниана отмечено огромным размахом строительства. Согласно Прокопию, император «умножил укрепления по всей стране, так что каждое земельное владение было обращено в крепость или близ него расположен военный пост». Шедевром архитектурного искусства в столице стал храм св. Софии (строился в 532-37), сыгравший великую роль в сложении особого характера византийского богослужения и сделавший больше для обращения варваров, чем войны и посольства. Мозаики церкви Сан Витале в только что воссоединенной с империей Равенне сохранили до нас великолепно исполненные портреты самого императора Юстиниана, императрицы Феодоры и сановников двора.

В течение 25 лет бремя власти разделяла с императором его жена Феодора, обладавшая сильной волей и государственным умом. Влияние этой «великой честолюбицы» и «верной императрицы» не всегда было благотворным, но все правление Юстиниана отмечено им. Ей воздавались официальные почести наравне с императором, подданные отныне приводились к личной присяге обоим царственным супругам. Во время восстания Ника Феодора спасла для Юстиниана трон. Сказанные ею слова вошли в историю: «Кто раз надел диадему, тот не должен переживать ее гибели... Что до меня, то я придерживаюсь старого изречения: пурпур - лучший саван!»

В течение 10 лет после смерти Юстиниана многие из его завоеваний были сведены к нулю, и идеи универсальной империи надолго стали риторической фигурой. Тем не менее, царствование Юстиниана, которого называют «последним римским и первым византийским императором», стало важнейшим этапом в становлении феномена византийской монархии.