Использование основ экологической культуры в коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи). Формирование экологической культуры как средство речевого развития детей дошкольного возраста Основная це

Голощапова Наталия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №9"
Населённый пункт: Орловская область, г.Мценск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи".
Дата публикации: 17.02.2017
Раздел: дошкольное образование

2017 год объявлен Всероссийским годом экологии. И мне интересным и

актуальным показалось подойти более обстоятельно и подробно к

изучению темы: «Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании

дошкольников с общим недоразвитием речи». Казалось бы, что каждый

из нас с успехом использует в своей работе литературный материал

природоведческого содержания, термины по экологии, но данная тема

более многогранна по своему содержанию.

Как сказал Сухомлинский:

Природа- это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребенка. (В.А.Сухомлинский)

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует

побуждает

передаче

неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей.

Дошкольное

наиболее

благоприятный

формирования

личности

человека,

ценностной

ориентации

окружающем

закладывается позитивное отношение к природе, к « рукотворному» миру, к себе и

к окружающим людям.

Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень много в развитии ребенка

можно достичь, не сажая его раньше времени за парту. А давая возможность

общаться с природой.

Основным

проводником экологического образования в дошкольном возрасте

является воспитатель.

Он решает задачи экологического воспитания:

Формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику;

Воспитание бережного отношения к природе;

Развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Желания охранять и беречь природу.

Специфика

работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что

общеобразовательные,

коррекционно-

воспитательные задач

Основная

учителя-логопеда

всестороннее

формирование

дошкольника, особенно страдающего Общим недоразвитием речи. У таких детей

отмечается

недостаточность

словарного

использование

существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных,

местоимений,

предлогов,

сочинительных

подчинительных

которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного

возраста. Кроме того, у таких детей недостаточно сформированы познавательные

процессы,

связанные

деятельностью

(внимание,

мышление, воображение).

коррекционно-воспитательной

работе

ведущая

роль

принадлежит

учителю-логопеду ,

а воспитатель

является

активным

помощником,

выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем

самостоятельно,

педагогов меняются:

учитель

логопед

становится

активным помощником и участником.

При этом учитель-логопед решает следующие коррекционные задачи:

Развитие

познавательных

процессов,

связанные

деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);

Обогащение

лексическими

единицами,

усвоение

ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их

лексиконе;

Формирование

осознанно-правильного

отношения

природным

явлениям и объектам;

Развитие бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга,

дополняют,

материал

подается

информация

закрепляется

многократно на разных уровнях.

утверждал: « Количество слов и их сочетаний находится в самой

прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не

может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению

В работе учителя – логопеда используются различные методы:

Наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций)

Словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы)

Практические (экологические игры)

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи

у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого-речевым

«Когда это бывает?»

« Съедобное- несъедобное»

«Кто где живет?»

«Где растет огурчик?»

«С какого дерева лист?»

« Положи грибок в кузовок» и др.

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в

сформировать

дошкольников

мотивацию

природоохранной

деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными

объектами,

эмоционально

настроить

активизировать их в процессе выполнения поручений.

Экологическое воспитание

переплетается

изучением

определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время

непосредственной

деятельности

проводятся

физкультминутки,

пальчиковые гимнастики экологического содержания.

У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)

Чтоб стал красив он и высок,

Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладошки, разводят пальцы)

Должны работать корешки! (изображают « корни»)

Также в своей деятельности на индивидуальных занятиях, для закрепления

лексических тем я использую:

Методику « камешки Марблс» (детям предлагается выбрать картинки овощей

или фруктов, и в соответствии с цветом выбранного предмета выложить его

камушками такого же цвета)

Методику

Песочная

терапия»

природный

материал и детям очень нравиться рисовать на нем разнообразные рисунки)

Информационно - коммуникационные технологии.

Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников

к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

Особое место в своей работе я уделяю совместной деятельности детей и их

родителей:

Еженедельно в группе выставляется информация для родителей о лексической

теме недели, в которой предлагаются задания для обогащения словаря детей,

список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи связанные с

экологией;

Тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года;

реализован

проект «Что

осень

подарила?».

В ходе которого родители вместе с детьми изготовили книжки-малышки и

поделки из природного материала

О.В. Кутявина
МУ "Средняя общеобразовательная школа №198", ЗАТО Северск
В настоящее время современной педагогикой поставлен вопрос об обучении детей языку и речи на основе овладения речевым общением, или коммуникативной деятельностью.
В современной России воспитание коммуникабельности как качества личности становится социально значимой ценностью и означает необходимость учиться взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и свою деятельность, сообразуясь с потребностями и интересами других, быть готовым к коммуникации с представителями разных социальных групп. Задача, связанная с развитием коммуникативных способностей детей, предусмотрена важнейшими нормативными документами: Законом РФ "Об образовании" (1992), Госстандартом дошкольного и школьного образования.
Особенно актуальна проблема развития коммуникативных способностей у детей с речевыми нарушениями. Наблюдаемые у этих детей серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Важнейшей задачей в начальных классах является обучение детей-логопатов доступным технологиям общения.
Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обус- ловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.
Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействуют на коммуникативно-речевую активность детей.
Среди различных направлений взаимодействия с детьми специалисты называют экологическое воспитание.
Исследования психологов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.С. Мухиной и др.) доказали возможность формирования у детей значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Эффективность экологического образования во многом зависит от условий его организации в практике школы.
Работу по экологическому воспитанию мы выстраиваем в трех направлениях:
1. Учебная деятельность предполагает "экологизацию" познавательного процесса, т.е. проникновения идей и проблем экологии в другие области знания.
Так, использование на уроках математики задач с экологическим содержанием способствует формированию у детей не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, о месте обитания живых организмов, также способствуют формированию нравственных качеств личности, воспитанию бережного отношения к природе.
Привлечение пословиц о природе на уроках чтения, русского языка углубляет восприятие изучаемого материала, учит подмечать закономерности в природных явлениях, развивает наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.
Пути развития познавательного интереса к природе раскрываются через применение на уроках загадок, заставляющих детей думать и рассуждать. Загадки развивают речь, любознательность, учат чувствовать прекрасное в природе.
Одно из условий формирования экологических знаний - непременное их включение в содержание каждой темы программы природоведения.
Дети с удовольствием выполняют задания творческого характера, например, придумать и нарисовать плакат "Природа в опасности!", оформить книжку для своих младших товарищей "Берегите растения!", создать собственную Красную Книгу и т.д.
Особо хочется отметить важность продуктивной деятельности с использованием природного материала на уроках трудового обучения, которая способствует развитию моторики, воспитанию усидчивости, воли, внимания, стремления добиться положительного результата.
Таким образом, у ребенка возрастает мотивация не только к овладению экологическими знаниями, но и к овладению знаниями в других дисциплинах.
2. Экологическое воспитание невозможно без создания в кабинете природной зоны, в которой содержатся как растения, так и животные. Совместная вне- учебная деятельность педагога с детьми предполагает наблюдение и уход за уголком живой природы, что способствует закреплению знаний детей в области экологии и совершенствованию трудовых навыков. Особенно значимым это является для детей с нарушениями речи, так как в спокойной, неформальной обстановке дети могут находить общие темы для общения.

Олеся Тимошенкова
Логопед и экологическое воспитание дошкольников с нарушением речи

«Логопед и экологическое воспитание дошкольников с нарушением речи ».

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи . Природа – это неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование его экологической культуры , которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Так гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и защите.

В работе учителя – логопеда используются различные методы :

Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр видео и презентаций, прослушивание записей);

Словесные (беседы, речевые игры, чтение литературы, пересказ) ;

Практические (экологические игры ) .

Основная задача учителя-логопеда ДОУ – всестороннее формирование речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи . У таких детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение) - основы, на которых строится речь. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте . Для повышения эффективности экологического воспитания используются дидактические эколого-речевые игры . Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связного высказывания. Вместе с тем окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности : вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда. Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темой, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики экологического содержания .

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно – оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения, использованию нетрадиционных форм работы, решая задачи развития речи , овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражая впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности с помощью цветного песка, риса, крупы, макарон, каштанов, камней, веточек и другого природного материала. И данная работа приносит свои результаты. Совместно с детьми мы участвуем в конкурсах различного уровня и имеем призовые места.

Для того чтобы ход экологического образования и воспитания имел положительный результат, важно чтобы в обучении были использованы все основные сенсорные системы человека - слуховая, зрительная и кинестетическая. И здесь мы используем интерактивную доску для того чтобы :

1. Ясно, эффективно и динамично подать учебный материал (мы делаем коррекционно-образовательный процесс более ярким, выбираем различные стили обучения, работаем с различными приложениями и ресурсами, ориентируясь на индивидуальные особенности и потребности воспитанников )

2. Повысить мотивацию учащихся (с интерактивной доской коррекционно-образовательные процессы интересны и увлекательны)

3. Активизировать познавательную деятельность и коммуникативные навыки дошкольников .

Интерактивная доска интересна и привлекательна для детей всех возрастных групп. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если учебный материал является ярким и значимым, если ребенок может совершать различные действия с объектами, представленными в презентации, он непроизвольно обращает на них внимание. И здесь интерактивная доска просто незаменима, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Такая подача материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

«Природа- это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребенка»

(В. А. Сухомлинский)

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников» Как много мы говорим о здоровье и здоровом образе жизни. Современная медицина располагает достаточно.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и.

Лето прекрасное время года для занятий экспериментированием на участке. В беседке была организована выносная лаборатория, оснащённая всем.

"Экологическое воспитание дошкольников" «Природа - это блаженство которым нельзя насладиться» Обычно под экологическим воспитанием понимают.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.

Но как ребёнку познать окружающий мир, если речь несовершенна и имеет различные нарушения?

Воспитание и обучение вообще, и речевое в частности, осуществляются через специально организованные занятия. Их организация, структура, использование методических приёмов и речевого материала зависят от диагноза, установленного специалистами и от уровня нарушенных психомоторных функций ребёнка.

Одним их основных принципов работы учителя-логопеда является рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Использование речевого материала с экологическим содержанием , позволяет учесть все вышеперечисленные принципы и условия в работе учителя-логопеда.

Так, планируя работу, используется тематическая основа, где темы в основном связаны с природой: овощи, перелётные птицы, съедобные и несъедобные грибы и другие.

При постановке звуков используется приём сравнения движения органов артикуляции с каким-либо живым объектом: лошадка, бабочка, комар, лягушка, кошка и так далее.

На этапе автоматизации звука широко используются слова, словосочетания, предложения, скороговорки, пословицы, где тоже отражена экологическая тематика: золотая осень, зелёные сады, сизый голубь, зимний сезон.

Например:

  • Расшумелись на опушке сойки и кукушки.
  • В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой.
  • Конь бежит – земля дрожит.
  • Собирала Маргарита маргаритки на дворе. Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Для введения нового звука в свободную речь ребёнка эффективно используются различные стихи, рассказы, тексты для пересказов с интересным экологическим содержанием, которые в свою очередь позволяют одновременно воспитывать экологическое сознание и давать эмоциональную нагрузку на ребёнка.

Например, стихотворение «Март»:

«Если солнышко печёт,
Тает снег,
Ручей течёт
И грачи на горе, -
Значит, март на дворе».
(В. Мусатов)

В логопедической практике не обойтись и без наглядных методов и приёмов, так как зачастую без зрительной опоры добиться результата бывает не возможно. Поэтому активно используются различные настольные игры, такие как «Чей хвост?», «Какой сок?», «Кто где живёт?», «Чьи детки?», «Времена года», «Живое — не живое», а также показ иллюстраций, картин, игрушек, связанных с живой и не живой природой.

С экологическим воспитанием связаны и другие виды коррекционной деятельности учителя-логопеда:

  • Логопедическая поддержка работы по экологическому образованию детей;
  • Анализ программ, методик по экологическому образованию с точки зрения их соответствия уровню речевого развития детей дошкольного возраста;
  • Присутствие на занятиях с целью выявления уровня речевого общения детей;
  • Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с другими специалистами (разработка диагностических заданий с учётом материала по экологическому образованию);
  • Составление рекомендаций для воспитателей и специалистов по учёту индивидуальных речевых особенностей детей;
  • Анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями;
  • Участие в составлении диагностических карт;

Таким образом, использование эколого-речевого материала в работе учителя-логопеда позволяет осуществлять эффективно коррекционно-развивающее обучение дошкольников, приобщая их к окружающему миру.

Список литературы:

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей (Текст)/ З.Е. Агранович – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004.
2. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет (Текст)/ А.С. Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками (Текст)/ Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков: пособие для логопедов (Текст)/ Е.А. Пожиленко – СПб.: КАРО,2006.
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду (Текст)/ Н.А. Рыжова – М.: Карапуз, 2000.

Олькова Светлана Анатольевна,
учитель-логопед,
МКДОУ детского сада общеразвивающего вида № 19 «Сказка»,
г. Омутнинск Кировской области

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень ответственная работа, требующая подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Я работаю в специализированной группе для детей с нарушением речи, где проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь предметом особо пристального внимания.

У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Словарный запас детей недостаточен. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение). У них недостаточно знаний о природе родного края, хотя интерес к познанию есть, у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир природы.

(начало года)

Наличие интереса к природе

Стремление к деятельности

Наличие знаний

Отношение к природным объектам

Проявляется

Не проявляется

Активное

Пассивное

Доброе, милосердное

Злое, агрессивное

Безразличное

Диагностика экологической воспитанности дошкольников

(конец года)

Наличие интереса к природе

Стремление к деятельности

Наличие знаний

Отношение к природным объектам

Проявляется

Не проявляется

Активное

Пассивное

Доброе, милосердное

Злое, агрессивное

Безразличное

Работая над данной темой, поставила перед собой следующие задачи:

  1. 1.Формировать познавательные процессы, которые тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).
  2. 2.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе;
  3. 3.Формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам.
  4. 4.Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

В своей работе опираюсь на «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида №58, разработанную в соответствии с требованиями ФГТ к структуре ООП ДО на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. Парциальная программа Нищевой Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».

В своей работе использ

ую различные методы:

  • наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций),
  • словесные (беседы, чтение художественной литературы),
  • практические (экологические игры, опыты, труд в природе).

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм:

  • «Нужно – не нужно»
  • «Съедобное – несъедобное»
  • «Кто, где живёт?»
  • «Отгадай, что за растение»
  • «Узнай на вкус»
  • «Подбери листок»
  • «Что за птица?»
  • «Узнай по голосу животного»
  • «Угадай, про кого расскажу»
  • «Что сначала, что потом»
  • «Что опасно для природы»
  • «Угадай, что в мешочке»
  • «Когда это бывает?»
  • «Чей хвост?»
  • «С какой ветки детки?»

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы формировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Игра требует от ребенка включенности, он должен запомнить обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

При общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаю для себя вопросы, слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин.

Стараюсь научить детей правильно пользоваться, словом в соответствии с ситуацией. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений, причем предложений разных типов. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например:

- «Когда снег мокрый, из него можно лепить»,

-«Когда мороз, снег сухой и скрипит»,

-«Зимой, если тепло, снег идет хлопьями»,

-«Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголочки»,

-«Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло»,

-«Когда наступает осень, листья опадают, это - листопад».

Все эти предложения составлены детьми, и они постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше я использую эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей.

Моя работа по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой строиться как обучение их следующим видам рассказов:

Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);

Сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);

Описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»);

Описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

Описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка рябины», «Осенний букет»),

Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».

Описательные - рассказы о природе, основанные на познании природы, являются важным приёмом развития связной речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание в группе часто переплетены с изучением определенной лексической темы поэтому они приобретают важное значение не только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. Образовательная деятельность проходит в виде рассказов, бесед, наблюдений, практической деятельности в уголке живой природы. Во время непосредственной деятельности провожу с детьми физкультминутки экологического содержания, для снятия утомления, напряжения.

Например: Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Движения повторяются.

Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
Ладони сомкнуты "ковшом".
Уже глядит цветок...
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
Движения повторяются.
Раскрылся колокольчик
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.
В тени там, где сосна,
Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".
Динь-динь, пришла весна. Движения повторяются.

Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность. В зависимости от содержания, наблюдения использую во время разных режимных моментов: в утренний отрезок времени, на прогулке, в вечернее время.

Самое главное – это задавать детям четкие, конкретные вопросы, выслушать их ответы и доброжелательно реагировать на каждое сообщение, похвалой стимулировать детей на дальнейший поиск информации.

Особое место в своей работе уделяю совместной деятельности детей и их родителей:

Совместное озеленение территории детского сада;

Субботники «Мусор – это опасно»

Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми (выставки «Осенние фантазии», «Зимушка – зима»)

Экологические акции, например «Делаем кормушки и подкармливаем птиц».

Консультация для родителей: «Давайте задумаемся о речи», «Речевые дидактические игры экологического содержания» (Были предложены родителям такие игры, как «Цепочка», «Береги природу»)

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Реализация системы экологического воспитания дошкольников обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия. Повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде. За счет обогащения активного словаря детей экологическими терминами и понятиями; многие ребята пытаются выразительно рассказать стихи, экологического содержания; могут пересказать небольшой текст с опорой на мнемотаблицу, а также составить небольшой описательный рассказ; совместно могут сочинить рассказ по сюжетной картинке экологического содержания.