Распутин годы жизни. Кем был распутин на самом деле. Сколько лет прожил Распутин

Биография
Долгое время исторические сведения о Распутине были не доступны широкой публике. О нем можно было узнать только из Энциклопедического словаря: І Распутин (Новых) Григорий Ефимович(1872-1916), фаворит Николая2 и его жены Александры Федоровны. Выходец из крестьян Тобольской губернии, в молодости конокрад. Выдавая себя за Провидца и Исцелителя, проник в придворную среду и приобрел большое влияние на государственные дела. Убит в декабре 1916г. монархистами. Любопытствующие довольствовались лишь этой лаконичной характеристикой. Сейчас нам известно гораздо больше
Биографию Распутина можно разделить на два периода: жизнь до приезда в Петербург и после. О первом этапе жизни в Сибири известно немного. Он родился в селе Покровском Тобольской губернии, младший сын в зажиточной, по тем временам, крестьянской семье большой дом много земли, скотина, лошади. Распутины деревенское прозвище, закрепившееся за ними почти официально. Точное происхождение его неизвестно. Может быть, от слов "распутство", "распутье", а может, "распутывать". Характер отца это подтверждает- он и выпить не прочь, и живет с размахом, и по-деревенски смекалистый. Детьми особо не занимался, не заставлял постигать науки, так как больший толк видел в жизненной школе. Братья Михаил и Григорий живут привольно, их университеты - деревня, безграничные просторы полей и лесов. В них есть что-то животное, дикое, тесно переплетенное с почти фанатической православной верой. Но недолго они были вместе. Однажды играли они на берегу реки Туры, да доигрались, что оба в воду полетели. Река бурная, течение сильное, вода холодная, болезни не миновать. Михаила не спасли, а Григория "отмолили". Поправившись, он рассказывает, что сама Богородица явилась ему и приказала выздоравливать. Это потрясло всю деревню. Там, вдали от цивилизации, процветает истинная, непоколебимая вера. Простота нравов не мешает истово молиться, соблюдать все обряды, трепетно взывать к целительной силе природы. Грубая плотская реальность соседствует с самыми возвышенными духовными чувствами. После выздоровления Григорий часто размышляет над своим исцелением. Он уверен, что его благословили силы небесные. Так начинается его духовное становление.
Повзрослев, он все больше тянется к странствиям, к тем, кого называют "старцами", божьими людьми. Возможно, это результат захватывающих рассказов странников, находивших приют в доме Распутиных, а может быть, истинное призвание. Григорий внимает посланцам не от мира сего, широко открыв глаза. Его мечта стать таким же, как они. Он надоедает родителям разговорами о том, что Бог зовет его странствовать по белу свету и отец, согласившись, наконец, благословляет его. Григорий начинает с окрестных деревень, дивится всем тяготам и унижениям, которые выпадают на долю божьих людей.
В девятнадцать лет он женится на красавице Прасковье Дубровиной, которую встречает на празднике в храме. Первое время их семейная жизнь протекает мирно, но репутация Григория не так уж чиста, к тому же он глубоко переживает смерть первого ребенка. В 1892г. его обвинили в краже кольев из монастырской ограды и выслали на год из деревни. Это время он проводит в странствиях, совершает паломничество по святым местам, где обучается Священному Писанию и грамоте у старцев. Идет без определенной цели,от монастыря к монастырю, спит у монахов и крестьян, кормится по случаю с чужих столов, благодарит хозяев молитвами и предсказаниями. В 1893г. отправляется в Грецию, а по возвращении в Россию на Валаам, Соловки, в Оптину пустынь и другие святыни православной церкви. Во время кратких посещений родного дома он усердно занимается хозяйством и одновременно восстанавливает силы для отправления в новые скитания. Его посещения ознаменовались рождением троих детей: Дмитрия в1895г., Матрены (Марии) в1898 и Варвары в1900г.
Жизнь Распутина полна черных и белых полос. То он чист, как ангел, то бросается в крайности, дает волю своей широкой натуре. Для одних он ясновидец и целитель, для других он кающийся грешник, для третьих, таких же, как он, духовный учитель. Дурная слава, переплетенная со славой подвижника и старца, доходит до столицы. Его обвиняют в принадлежности к секте хлыстунов, но не найдя достаточных доказательств, дело закрывают.
Что привело "старца Григория" в Петербург? Возможно, более широкое поле деятельности. Не блеск столицы его влечет, а присутствие высших духовных лиц. Рядом с ними он мог бы совершенствовать талант целителя, истинно верующего. Он уверен, что действует по воле Господа.
Начинается второй этап. Весной 1903г. 34-летний Распутин прибывает в Санкт-Петербург. Вот некоторые основные даты этого периода.
1 ноября 1905г. Великие княгини Милица и Анастасия, дочери князя Николая Черногорского, устраивают неофициальную встречу Распутина с императором и императрицей в своем имении Знаменском.
15 ноября 1906г. Первая официальная встреча Распутина с Государем. Царь отмечает, что он "производит впечатление".
Октябрь 1907г. первое исцеление царевича.
Начало 1911г. поездка на Святую землю. Впечатления от нее Распутин описал в своих записках под названием "Мои мысли и размышления".
Лето 1911г. возвращение в С.-Пб.
1 сентября 1912г императорская семья выезжает в Польшу, в Беловежскую пущу.
2 октября резкое ухудшение здоровья цесаревича.
12 октября, полдень Императрица телеграфирует об этом Распутину, который молитвенно помогает. Ответ: "Болезнь не такая уж страшная. Не давай врачам изгаляться!".
В 1914г. Распутин поселяется в собственной квартире на ул. Гороховой, 64.
29 июня 1914г. покушение на Распутина.
2 января1915г. несчастный случай с А.Вырубовой, исцеление ее Распутиным.
22 ноября 1916г. заговор против Распутина.
Ночь с 16 на 17 декабря 1916г. убийство Г.Е.Распутина во дворце князя Юсупова.
Следует отметить, что Распутин чередовал жизнь в Петербурге с регулярным посещением Покровского, по крайней мере, раз в год он бывал дома. Там же он укрывался, как только его положение в обществе становилось неблагоприятным.
Приезд в Петербург.
Слава Распутина опередила его самого, слух о его подвижнической жизни дошел до столицы и стал известен высшим духовным чинам. По приезде в Петербург, благодаря рекомендательному письму, его принимает Его Святейшество Феофан, инспектор Духовной Академии, который видит в нем истинного сына русской земли, самобытного христианина, не церковного, а божьего человека. Распутин производит впечатление не только своей духовностью, но и внешностью. Наиболее ярко его описывает А.Труайя:
"Мужик высокого роста, худой, с длинными и прямыми волосами, клочковатой бородой, на лбу шрам. Лицо, изрезанное морщинами, широкий нос с раздувающимися ноздрями. Более всего привлекают внимание его глаза. Взгляд выдает магнетическую силу. Рубашка, стянутая на талии ремнем, не закрывает бедер. Широкие штаны заправлены в сапоги с высокими голенищами. Несмотря на деревенский стиль, он чувствует себя удобно и привольно в любом обществе" Безусловно, такой человек не мог остаться в столице незамеченным. Под покровительством епископской мантии владыки Феофана ему открывается доступ сначала в петербургские великосветские духовные кружки, затем через их влиятельных представительниц во дворец князя Николая Николаевича. Его репутацию подтвердила встреча с Иоанном Кронштадтским и то, что владыка Феофан был духовником императрицы.
Несомненно, Распутину не удалось бы так быстро пробиться в "верхи", если бы не было для этого соответствующих обстоятельств. Одним словом, ему повезло. Вот эти обстоятельства.
Во-первых, духовность императрицы, глубокая вера и доверие своему духовнику, имевшему в глазах ее не только личный, но и церковный авторитет. Не вызывал сомнения у императрицы Распутин еще и потому, что составлял именно то явление русской жизни, какое особенно привлекало императрицу, видевшую в его лице воплощение образов, с которыми она впервые ознакомилась в русской духовной литературе.
Во-вторых, характер Императора, его доверие жене и религиозность.
В третьих, церковные авторитеты искали способ потрясти сознание верующих, испорченное западным влиянием. В их глазах Распутин и был тем добрым гением, способным соединить верующих с небесами, а народ с царем.
Однако, для большинства людей Распутин не был "старцем". Это подтверждал его образ жизни, позволявший ему проживать в столице, посещать своих многочисленных знакомых, тогда как настоящие старцы живут в монастырях, уединяясь в своих келиях. Люди не знали, что о нем думать, так как многие его действия были для них необъяснимы: исцеления больных, загадочные предсказания, влияние на болезнь цесаревича.
Вот почему Петербург поначалу занял в отношении Распутина среднюю позицию, не имея полного представления о нем и предпочитая относиться к нему с доверием, чтобы "не согрешить" перед Богом, чем открыто порицать. Многие просто боялись Распутина и не отрицали его влияния на окружающих, но за неимением объяснений опасались осуждать его.
Отношение Распутина с Царской семьей.
Определяющим в отношении Царской семьи к Распутину было то, что он исцелял царевича. Как известно, наследник царевич Алексей Николаевич страдал гемофилией. Эта болезнь передалась по материнской линии и выражалась в плохом свертывании крови. Каждый ушиб мог привести к внутреннему кровоизлиянию, каждая рана могла стать опасной для жизни. Естественно, как любую мать, это мучает императрицу, она чувствует в этом свою вину и стремится искупить ее. Когда выяснилось, что Распутин, путем внушения, лучше справляется с проявлениями этой болезни, чем все доктора-специалисты, что создало для старца Григория совершенно особое положение. Императрица видит в нем человека, от которого, в прямом смысле этого слова, зависит жизнь ее горячо любимого сына.
Кроме того, для Их Величеств Распутин был живым представителем народа, воплощением крестьянства, маленьким человеком. Их поражала его манера держать себя, которая по отношению к другому человеку считалась бы неприличной. Его деревенский говор, бесцеремонность, неуклюжесть - все это обращалось в его пользу. Его поведение было прямо противоположное манере придворных кругов, проникнутых единственной целью произвести выгодное впечатление на Государя. На фоне их притворства, его искренность и простодушие поражали своей естественностью и были неоспоримы. Они не были "деланными", это объясняется простыми представлениями Распутина о Царе, типичными для русского крестьянина. Для него Он источник милости и правды. Вот что пишет об этом князь Н.Д. Жевахов: " Любовь Распутина к Царю, граничащая с обожанием, была действительно непритворной, и в признании этого факта нет противоречий. Царь не мог не почувствовать этой любви, какую оценил вдвойне, потому что она исходила от того, кто являлся в Его глазах не только воплощением крестьянства, но и его духовной мощи" Он не обманывал доверие императора и постепенно "между Государем и Распутиным возникла связь на чисто религиозной почве: Государь видел в нем только "старца" и, подобно многим искренне религиозным людям, боялся нарушить эту связь малейшим недоверием к Распутину, чтобы не прогневать Бога. Эта связь все больше крепла и поддерживалась столько же убеждением в несомненной преданности Распутина, сколько, впоследствии, дурными слухами о его поведении, которым государь не верил,потому что они исходили от неверующих людей…".
После первой встречи с Распутиным Государь лишь отметил, что он "производит большое впечатление". Впоследствии он придерживался мнения, что Григорий- человек "чистой веры". Тем не менее, не так доверяя "старцу", как Александра Федоровна, Николай II поручает генералу В.Н.Дедюлину, коменданту дворца, и его помощнику подвергнуть Распутина пристрастному, но учтивому допросу. По их мнению, он мужик хитрый и фальшивый; дальнейшие отчеты секретных агентов сообщают о самозванце, лжепроповеднике, показывая, кем он является в реальной жизни. Члены Царской фамилии также пытаются открыть Государю глаза на происходящее. Он терпеливо внимает всему, но при этом не принимает никаких действий против Распутина. Что касается Императрицы, то она не верила толкам, все больше распространявшимся вокруг Распутина, так как считала их клеветой и отказывалась из-за этого лишиться человека, умевшего несколькими словами побеждать недуг ее сына. Несмотря на дальнейшие разоблачения, для Царской семьи (т.е. для Императора, императрицы и их детей) Распутин навсегда остался святым, и ничто не могло заставить их изменить это убеждение.
Влияние Распутина на политику.
Существует много версий относительно этого противоречивого вопроса. Перечислить все, наверное, невозможно. Остановимся лишь на основных и наиболее известных.
Первоначально своей близостью ко двору Распутин пользовался только для вмешательства в церковные дела, в чем ему помогали близкие отношения с Феофаном и Гермогеном. Но по мере того как слух о его влиянии распространяется, различные ловкие люди решают воспользоваться им для достижения своих целей. Это приводит к тому, что у Распутина организуются официальные приемы. Он обосновывается в квартире на ул. Гороховой, где принимает, как приходящих с материальными подношениями, так и нуждающихся в денежной помощи. Постепенно у самого Распутина, по мере его возвышения, начало развиваться честолюбие. Играть видную роль, быть почитаемым за всемогущую силу, быть на одной высоте с людьми, находящимися по общественному положению намного выше его, - все это подкрепляло его самолюбие, и он брался даже за такие дела, устройство которых не приносило ему личной выгоды. Так продолжалось до начала 1915г., когда "маленькие люди" стали использовать Распутина в личных целях для продвижения по службе, суля ему "великие блага" за проведение их к верхам власти. Одним из первых был князь Шаховской, добившийся через Распутина назначения министром торговли и промышленности. Естественно, подобная деятельность Распутина не могла не вызвать возмущения в революционно настроенном обществе, учитывая, что его личность воспринималась в основном негативно.
Однако, остается открытым вопрос, пользовались ли Распутиным люди только в личных целях или же он попадал в руки к агентам врагов России? Существует версия, что он являлся агентом Германии и был заодно с Императрицей в вопросе о сепаратном мире. Но вряд ли такой простой мужик как Распутин был способен на какие-то политические акции - это было бы слишком "заумно" для него, противоречило бы его натуре.
Фактически, Распутин прямого влияния на политику России не оказывал. Оно выражалось, во-первых, в пагубном, по мнению большинства современников, действии на императрицу, а через неё на Государя. Родзянко объясняет силу влияния Распутина его гипнотизерскими способностями: "Он силою своего гипнотизма внушил царице непоколебимую, ничем непобедимую веру в себя и в то, что он избранник божий, ниспосланный для спасения России". Этого же мнения придерживаются и другие политические деятели: М.Палеолог, Жевахов, иеромонах Илиодор и др. Во-вторых, влияние это проявлялось в письмах, где он давал советы или просто поддерживал Царя. Известны также его изречения и предсказания, в последствии подтвердившиеся: "Буду я, будет и Царь и Россия, а как меня не будет, не станет ни Царя, ни России"; 29 августа 1911г., стоя в толпе, мимо которой проезжал Столыпин, Распутин вдруг воскликнул: "Смерть пришла за ним, здесь она, здесь!"; предсказал он и свою смерть: "Убьют-то меня убьют, а месяца через три рухнет и Царский Трон".
Распутин никогда не пытался опровергнуть слова о своей силе у царей, а наоборот гордился этим и подтверждал своими делами: например, во время своих оргий хвастался, что царица вышивает для него рубашки и, таким образом сам давал повод сплетням. Он вел себя наивно и не предвидел последствий своих действий. Распутину не нужна была Царская власть, но одно его положение при Царе само по себе было завидным и стало причиной его собственного убийства.
Скорее всего, слова профессора С. С. Ольденбурга наиболее объективны: "Распутин сам ни на какое политическое влияние не претендовал, но для врагов Императора он оказался точкой приложения искусной клеветнической кампании, совершенно извратившей истинное положение вещей" Интересно, что противники монархии были и оппонентами Распутина. Больше всего нападок исходило от монархистов, видевших в нём "неугасимую лампаду в царских покоях" и причину всех бед России, как во внешней, так и во внутренней политике.
Справедливо будет, наверное, немного изменить известный афоризм и сказать: сколько людей, столько и суждений о Распутине.
Императрица отказывалась подчиняться судьбе. Она непрестанно говорила о невежестве врачей. Она обратилась к религии, и её молитвы были полны отчаяния, Сцена была готова для появления Распутина.
Великий князь Александр Михайлович.
Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся.
Граф С.Ю.Витте
Если бы Государь послушался Распутина и заключил тот самый Брест-Литовский мир, то в России не было бы революции.
Зинаида Шаховская.
Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха обнаружила всю суть царской монархии, довела её до "последней черты", раскрыла всю её гнилость, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе её, всё зверство семьи Романовых- этих погромщиков, заливших Россию кровью.
В.И.Ленин.
Без Распутина не было бы и Ленина.
А.Ф. Керенский.
Он весь словно выдуманный, в легенде жил, в легенде умер и в памяти легендой облечется. Полуграмотный мужик, царский советник, греховодник и молитвенник, оборотень с именем Божьим на устах.
Н.А.Тэффи.
Заключение
Существует, по крайней мере, три мифа о Распутине.
"Исчадие ада, корыстный человек, доведший со своим окружением Россию до краха"- таким предстаёт Распутин в первом мифе.
"Демон", "второй кардинал Ришелье", вечно пьяный и блудливый мужик с таинственной русской душой – это любимый миф зарубежных авторов.
"Талантливый русский мужик, спасавший Россию и царский трон и убитый масонами" - миф современности.
Кем же был Распутин на самом деле? "Хитрость и простодушие, подозрительность и детская доверчивость, суровые подвиги аскетизма и бесшабашный разгул, и над всем этим фанатическая преданность Царю и презрение к своему собрату-мужику всё это уживалось в его натуре, и, право, нужен или умысел, или недомыслие, чтобы приписывать Распутину преступления там, где сказывалось лишь проявление его мужицкой натуры"- вот, по моему слова, наиболее точно характеризующие личность Распутина.
Распутин не был святым, и в этом заключалась трагедия Царской семьи и России. Для тех, кто был им исцелен, он навсегда остался святым. Таким он был в глазах А. А. Вырубовой, предсказав ей несчастный брак, а затем, исцелив; таким был и в глазах Их Величеств, считавшихся с его благотворным влиянием на болезнь наследника цесаревича. У свидетелей его пьяных оргий, видевших его однажды в кабаке, отплясывающего "камаринскую" складывалось совершенно противоположное впечатление. Что же думали те, кто видел и то, и другое? Таких людей почти не было, потому что обе стороны исключали возможность присутствия в Распутине обеих крайностей. И только мы, оценивающие эту личность спустя более 80 лет, можем занять в отношении её справедливую позицию "золотой середины", учитывая оба взгляда. С одной стороны, Распутин был простым мужиком. Для него нет различия между Петербургом и деревней - везде он ведёт себя одинаково, игнорируя законы общества и элементарные правила приличия. С другой стороны, есть в его личности что-то интригующее, таинственное. Его странная религиозность, сочетающая жажду удовольствий с непреклонной верой, его физическая сила, наконец, "неистребимость" никаким ядом - все это невольно внушает трепет. Нет ли в этих чертах чего-то родного, близкого каждой русской душе? Наверное, в любом уголке России найдется подобный "Распутин", и каждый русский унаследовал какие-то его черты. Возможно, из-за этих качеств русские остаются непонятыми, "дикими" для других наций, и это ставит особняком нашу страну в мировом сообществе.
Распутина обвиняют во влиянии на политику и царя. Если бы он действительно обладал таковым, то его смерть должна была бы изменить ситуацию, однако этого не произошло, а страсти еще больше накалились и "выплеснулись" в революцию. Если имя Распутина так значительно в истории, почему тогда не замечаются нынешние новые «распутины», влияние которых в тысячу раз пагубнее и существеннее? Именно они являются разрушителями, а не простой русский мужик, для которого на первом месте всегда были не политические интриги, а вкусная еда да бабы.
Личность Распутина, рожденная временем, таинственно пришла, таинственно и исчезла, закрыв еще одну страницу истории России.

Григорий Ефимович Распутин - выдающаяся личность в истории. Его образ достаточно неоднозначный и загадочный. Споры об этом человеке ведутся практически столетие.

Рождение Распутина

Многие до сих пор не смогли определиться с тем, кто такой Распутин и чем он, на самом деле, прославился в истории России. Родился он в 1869 году в селе Покровском. Официальные данные о дате его рождения достаточно противоречивы. Некоторые историки считают, что у Григория Распутина годы жизни - 1864-1917. Сам же он в зрелые годы не вносил ясность, сообщая различные неправдивые данные о дате своего рождения. Историки считают, что Распутин любил преувеличить свой возраст, чтобы соответствовать созданному им самим образу старца.

Кроме того, многие объясняли такое сильное влияние на царскую семью именно наличием гипнотических способностей. Слухи о целительных возможностях Распутина распространялись еще с его юности, однако даже родители в это не верили. Отец считал, что он стал паломником только потому, что был очень ленивым.

Покушение на Распутина

Было несколько покушений на жизнь Григория Распутина. В 1914 году его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева, которая приехала из Царицына. Она в то время находилась под влиянием иеромонаха Илиодора, который был противником Распутина, так как видел в нем своего главного конкурента. Гусеву поместили в психиатрическую лечебницу, посчитав душевнобольной, а через некоторое время ее выпустили.

Илиодор сам не один раз гонялся с топором за Распутиным, угрожая его убить, а также для этой цели заготовил 120 бомб. Кроме того, было также еще несколько покушений на «святого старца», однако все они были неудачными.

Предсказание собственной смерти

Был у Распутина поразительный дар провидения, поэтому он не только предсказал свою собственную смерть, но также и погибель царской семьи, и много других событий. Духовник императрицы епископ Феофан вспоминал, что у Распутина как-то раз спросили, каким будет исход встречи с японцами. Он ответил, что эскадра адмирала Рождественского утонет, что и случилось в бою при Цусиме.

Однажды, находясь вместе с императорской семьей в Царском Селе, Распутин не позволил им обедать в столовой, сказав, что может упасть люстра. Его послушались, а буквально через 2 дня люстра действительно упала.

Говорят, что он оставил после себя еще 11 пророчеств, которые постепенно сбываются. Предсказал он и собственную смерть. Незадолго до убийства Распутин написал завещание со страшными пророчествами. Он говорил о том, что если его убьют крестьяне или наемные убийцы, то императорской семье ничего не угрожает и Романовы будут оставаться при власти много лет. А если же его убьют дворяне и бояре, то это принесет погибель дому Романовых и в России дворянства не будет еще 25 лет.

История убийства Распутина

Многих интересует, кто такой Распутин и чем он знаменит в истории. Кроме того, необычной и удивительной была его смерть. Группа заговорщиков была из состоятельных семей, под руководством князя Юсупова и великого князя Дмитрия Павловича решили положить конец безграничной власти Распутина.

В декабре 1916 года они заманили его на поздний ужин, где попытались отравить, подмешав цианистый калий в пирожные и вино. Однако цианистый калий не подействовал. Юсупов устал дожидаться и выстрелил Распутину в спину, однако выстрел только больше раззадорил старца, и он бросился на князя, пытаясь его задушить. На помощь Юсупову пришли его друзья, которые еще несколько раз выстрелили в Распутина и сильно избили. После этого они связали ему руки, завернули в ткань и бросили в прорубь.

Согласно некоторым данным, Распутин попал в воду еще живым, однако не смог выбраться, переохладился и захлебнулся, от чего и умер. Однако существуют записи и того, что смертельные ранения он получил еще при жизни и в воду Невы попал уже мертвым.

Сведения об так же как и показания его убийц, достаточно противоречивые, поэтому точно неизвестно, как именно это произошло.

Сериал «Григорий Распутин» не совсем соответствует действительности, так как в фильме его сделали высоким и мощным человеком, хотя, на самом деле, он был невысокого роста и болезненным в молодости. Согласно историческим фактам это был бледный, тщедушный человек с измученным видом и впалыми глазами. Это подтверждают и записи полицейских документов.

Существуют достаточно противоречивые и интересные факты биографии Григория Распутина, согласно которым он не обладал никакими незаурядными способностями. Распутин - ненастоящая фамилия старца, это только лишь его псевдоним. Настоящая фамилия - Вилкин. Многие считали, что он был ловеласом, постоянно меняющим женщин, однако современники отмечали, что Распутин искренне любил свою жену и постоянно о ней вспоминал.

Существует мнение, что «святой старец» был сказочно богатым. Так как он имел влияние при дворе, то к нему часто обращались с просьбами за большое вознаграждение. Часть денег Распутин тратил на себя, так как построил 2-этажный дом в своем родном селе и приобрел дорогую шубу. Большую часть денежных средств он тратил на благотворительность, строил церкви. После его смерти спецслужбы проверили счета, но денег на них не обнаружили.

Многие говорили, что Распутин был фактически правителем России, однако это совершенно не так, ведь Николай II имел собственное мнение на все, а старцу разрешалось только иногда советовать. Эти и многие другие интересные факты о Григории Распутине говорят, что он был совершенно не тем, кем его считали.

Григорий Распутин – известная и неоднозначная личность в отечественной истории, споры о которой ведутся уже целое столетие. Его жизнь наполнена массой необъяснимых событий и фактов, связанных с приближенностью к семье императора и влиянием на судьбу Русской империи. Одни историки считают его безнравственным шарлатаном и мошенником, а другие уверены, что Распутин был настоящим провидцем и целителем, что позволило ему приобрести влияние на царскую семью.

Родился Распутин Григорий Ефимович 21 января 1869 года в семье простого крестьянина Ефима Яковлевича и Анны Васильевны, проживавших в селе Покровское Тобольской губернии. На следующий день после рождения мальчика крестили в церкви с именем Григорий, что означает «бодрствующий».

Гриша стал четвертым и единственно выжившим ребенком у родителей – его старшие братья и сестры умирали еще в младенчестве из-за слабого здоровья. При этом он также с самого рождения был слабеньким, поэтому не мог вдоволь играть со сверстниками, что и стало причиной его замкнутости и тяги к уединению. Именно в раннем детстве Распутин ощутил привязанность к Богу и религии.


При этом он старался помогать отцу пасти скот, ходить в извоз, убирать урожай и участвовать в любых земледельческих работах. Школы в Покровском селе не было, поэтому рос Григорий безграмотным, как и все односельчане, но выделялся среди других своей болезненностью, за что его считали ущербным.

В 14 лет Распутин серьезно заболел и был почти при смерти, но внезапно его состояние стало улучшаться, что, по его словам, случилось благодаря Матери Божьей, исцелившей его. С того момента Григорий стал глубоко познавать Евангелие и, не умея даже читать, смог заучить тексты молитв наизусть. В тот период у крестьянского сына проснулся дар прозорливости, уготовивший ему впоследствии драматичную судьбу.


Монах Григорий Распутин

В 18 лет Григорий Распутин совершил первое паломничество в Верхотурский монастырь, но решил не брать монашеский обет, а продолжить странствование по святым местам мира, дойдя до греческой горы Афон и Иерусалима. Тогда ему удалось завязать контакты со многими монахами, странниками и представителями духовенства, что в будущем историки связали с политическим смыслом его деятельности.

Царская семья

Биография Григория Распутина изменила свое направление в 1903 году, когда он прибыл в Петербург, и перед ним открылись дворцовые двери. В самом начале своего приезда в столицу Российской империи «опытный странник» не имел даже средств к существованию, поэтому обратился к ректору духовной академии епископу Сергию за помощью. Он познакомил его с духовником царской семьи архиепископом Феофаном, уже наслышанном к тому времени о пророческом даре Распутина, легенды о котором ходили по всей стране.


С императором Николаем II Григорий Ефимович познакомился в тяжелое для России время. Тогда страну охватили политические забастовки, революционные движения, направленные на свержение царской власти. Именно в тот период простому сибирскому крестьянину удалось произвести на царя мощное впечатление, вызвавшее желание у Николая Второго часами беседовать со странником-провидцем.

Таким образом «старец» приобрел колоссальное влияние на императорскую семью, в особенности, на . Историки уверены, что сближение Распутина с императорской семьей произошло благодаря помощи Григория в лечении сына и наследника престола Алексея, больного гемофилией, перед которой в те времена была бессильна традиционная медицина.


Существует версия, что Григорий Распутин был для царя не только целителем, но и главным советником, так как имел дар прозорливости. «Божий человек», как называли крестьянина в царской семье, умел заглядывать в душу людей, раскрывать императору Николаю все помыслы ближайших царевых приближенных, которые получали высокие посты при Дворе только после согласования с Распутиным.

Кроме этого Григорий Ефимович участвовал во всех государственных делах, стараясь предохранить Россию от мировой войны, которая, по его убеждению, принесла бы народу неисчислимые страдания, всеобщее недовольство и революцию. Это не входило в планы разжигателей мировой войны, которые устроили заговор против провидца, направленный на устранение Распутина.

Заговор и убийство

Прежде чем совершить убийство Григория Распутина, противники пытались уничтожить его духовно. Его обвиняли в хлыстовстве, колдовстве, пьянстве, развратном поведении. Но Николай II не желал принимать во внимание никаких доводов, так как свято верил старцу и продолжал все государственные тайны обсуждать с ним.


Поэтому в 1914 году возник «антираспутинский» заговор, инициаторами которого стали князь , великий князь Николай Николаевич младший, который позже стал главнокомандующим всеми военными силами Российской империи в период Первой мировой войны, и Владимир Пуришкевич, являвшийся в то время действительным статским советником.

С первого раза убить Григория Распутина не удалось – он был тяжело ранен в селе Покровском Хионией Гусевой. В тот период, пока он находился на грани между жизнью и смертью, Николай II принял решение участвовать в войне и объявил мобилизацию. При этом он продолжал советоваться с выздоравливающим провидцем о правильности своих военных действий, что снова не входило в планы царских недоброжелателей.


Поэтому было принято решение довести заговор против Распутина до конца. 29 декабря (по новому стилю) 1916 года старца пригласили во Дворец князя Юсупова для встречи с известной красавицей, княжьей женой Ириной, нуждавшейся в знахарской помощи Григория Ефимовича. Там его стали угощать отравленной ядом едой и напитками, но цианистый калий не убил Распутина, что заставило заговорщиков застрелить его.

После нескольких выстрелов в спину старец продолжал бороться за жизнь и даже смог выбежать на улицу, пытаясь скрыться от убийц. После непродолжительной погони, сопровождавшейся стрельбой, целитель упал на землю и был подвержен жестокому избиению преследователями. Затем измученного и забитого старца связали и бросили с Петровского моста в Неву. По данным историков, оказавшись в ледяной воде, Распутин умер только через несколько часов.


Николай II поручил расследование убийства Григория Распутина директору Департамента полиции Алексею Васильеву, который вышел на «след» убийц знахаря. Через 2,5 месяца после смерти старца император Николай Второй был свергнут с престола, а глава нового Временного правительства приказал поспешно прекратить следствие по делу Распутина.

Личная жизнь

Личная жизнь Григория Распутина также таинственна, как и его судьба. Известно, что еще в 1900 году во время паломничества по святым местам мира он женился на такой же как он крестьянке-паломнице Прасковье Дубровиной, ставшей его единственной спутницей жизни. В семье Распутиных родилось трое детей – Матрена, Варвара и Дмитрий.


После убийства Григория Распутина жена и дети старца подверглись репрессиям со стороны советской власти. Их считали в стране «злостными элементами», поэтому в 1930-е года все крестьянское хозяйство и дом сына Распутина были национализированы, а родственники знахаря были арестованы органами НКВД и высланы в спецпоселения на Север, после чего их след полностью потерялся. Вырваться из рук советской власти удалось лишь дочери , которая после революции эмигрировала во Францию, а после переехала в США.

Предсказания Григория Распутина

Несмотря на то, что советская власть считала старца шарлатаном, предсказания Григория Распутина, оставленные им на 11-ти страницах, после его смерти тщательно скрывались от общественности. В своем «завещании» Николаю Второму провидец указывал на совершение в стране нескольких революционных переворотов и предупреждал царя об убийстве всей императорской семьи по «заказу» новых властей.


Также Распутин предсказывал создание СССР и его неизбежный распад. Старец предугадал, что Россия победит Германию во Второй мировой войне и станет великой державой. При этом он предвидел терроризм в начале XXI века, который начнет процветать на Западе.


В своих предсказаниях Григорий Ефимович не обошел вниманием и проблемы ислама, четко указав на то, что в ряде стран образуется исламский фундаментализм, который в современном мире именуют ваххабизмом. Распутин утверждал, что в конце первого десятилетия 21 века власть на Востоке, а именно в Ираке, Саудовской Аравии и Кувейте, будет захвачена исламскими фундаменталистами, которые объявят США «джихад».


После этого, согласно предсказаниям Распутина, возникнет серьезный военный конфликт, который продлится 7 лет и станет последним в истории человечества. Правда, Распутин предрек во время этого конфликта одно большое сражение, во время которого с обеих сторон погибнет не менее, чем по миллиону человек.

Загадочная жизнь, загадочная смерть, загадочные совпадения. И уж совершенно точно подтвержденные свидетелями чудеса пророчества и целительства. «Святой черт», просто святой, дьявол, волшебник, маг, чародей, сектант, губитель Отечества, спаситель Отечества – это все об одном человеке, крестьянине из бывшей Тобольской губернии, Григории Ефимовиче Распутине. Пожалуй, самая захватывающая легенда Петербурга, причем легенда реально существовавшая.

Начнем с некоторых необъяснимых явлений

Вокруг друга царской семьи (а точнее, Друга, как его называла в переписке с супругом императрица Александра Федоровна) сложилась целая коллекция чудес и мифов, и мы уверены, что наибольшая часть из них – продукт домыслов, богатого воображения и желания человека верить во что-то сверхъестественное. Что вполне себе нормально: так, в конце концов, интереснее жить, а рассказ на кухне за чаркой царской или беленькой не грех разукрасить любопытными подробностями, которых в реальности не происходило.

Однако есть эпизоды, события и совпадения, которые либо имели место на самом деле, либо имеют до сих пор. И не просто подтверждены очевидцами, а даже сняты на видео или установлены криминальной полицией и судмедэкспертами. Ниже мы расскажем о трех явлениях, причем все относятся уже к современному Петербургу, а не полулегендарным временам.

Икона неожиданно замироточила

Помните неожиданный выход тогда еще главного крымского прокурора, а ныне депутата Государственной думы Натальи Поклонской с иконой предпоследнего русского императора Николая II во время шествия «Бессмертного полка» в Крыму?

29 декабря 2016 года, за день до столетия убийства Григория Распутина, с этой иконой случилось чудо.

Дело было так. На 29-30 декабря были запланированы мероприятия в честь старца, в том числе и посещение его последней квартиры в Петербурге по улице Гороховая, 64. Участники пришли туда крестным (понятное дело) ходом, принеся с собой несколько икон, в том числе и Николая II, которую им дала сама Наталья Поклонская. Да, ту самую икону с того самого «Бессмертного полка».

Иконы расставили, начали петь «Вечную память» Распутину, как вдруг после исполнения лик Николая II (заключенный в стекло!) вдруг замироточил. Это было большой неожиданностью для всех собравшихся, посмотрите на их лица на видео ниже, начиная с конца третьей минуты, точнее с отметки 03.50.

На иконе появилось несколько капелек мира, непонятно откуда взявшегося. Чудо? Ответ на это каждый волен дать себе самостоятельно.

Распускающаяся на могиле Распутина верба

Тотчас после убийства, труп Григория Распутина был спущен в реку Малая Невка с Петровского моста. Через несколько дней всплыл – уставшие и наадреналиненные убийцы забыли прицепить гирю, которая изначально была приготовлена, чтобы отправить старца на дно не только истории, но и реки навечно. Тело перевезли в Царское село (ныне город Пушкин), где и захоронили в Александровском саду. Затем, уже после падения самодержавия, правда, выкопали и сожгли, но это уже другая история.

Так вот, на этом месте, которое называют первой могилой Григория Распутина, каждый год 30 декабря вопреки законам биологии и здравого смысла, расцветает верба. Сам процесс расцвета мы пока не видели, а вот результат, ветки распустившейся вербы, лично наблюдали 30 декабря 2016 года в той самой квартире, где за день до этого мироточила икона. Вербу с могилы Григория Ефимовича туда принесли паломники.

Кстати, по этой квартире водят , на которых рассказывают не только про личность целителя, пророка и простого сибирского мужика, но и об отношениях между ключевыми деятелями эпохи, царской семье и вообще непростой обстановке в Российской империи в начале XX века.

Солист Boney M спел последнюю песню в Петербурге

Помните развеселый танцевальный хит Rasputin диско-группы Boney M, который поселился в конце 70-х на вершинах европейских и американских хит-парадов? “Ra-Ra-Rasputin, lover of the Russian Queen \\ There was a cat that really was gone?” , ну и так далее? К самой песне мы еще вернемся, а пока нас интересует «солист» (который на самом деле только открывал рот под фонограмму, которую исполнял совсем не он), и по совместительству танцор группы Бобби Фаррелл, лихо изображавший на сцене главного героя песни.

Ему не повезло 30 декабря 2010 года – он умер. В один день с Григорием Распутиным. Умер он не где-нибудь, а в Петербурге, куда приехал выступать на корпоративе какой-то очень крупной компании. И в Петербурге не где-нибудь, а в отеле «Амбассадор», всего в 880 метрах от Юсуповского дворца, где за 94 года до этого приговорили к смерти «святого черта». Вроде ничего не предвещало, а потом вдруг известный музыкант неожиданно пожаловался на плохое самочувствие. Как выяснилось, его подвело сердце.

Вот такие вот совпадения. Ну и как не вспомнить, что прямо напротив «Амбассадора» раскинулся сад, который называется … Юсуповским.

Биография Распутина: настоящая фамилия, ранние годы, умение удивлять

Споры о происхождении, возрасте и имени Распутина

По сей день не утихают споры о том, что в биографии Распутина является истиной, а что — лишь плоды домыслов и слухов. Историкам неизвестна даже точная дата его рождения, причем речь идет не о дне и месяце, но даже о годе. Одни настаивают на том, что день его рождения летом, а точнее 29 июля, другие же придерживаются мнения, что Распутин родился в январе. Спорят и о годе: по версиям разных источников, это может быть 1864 (или 1865), 1871 или 1872 годы. Существует также мнение, что сам Распутин указывал разные данные, намеренно добавляя себе лет, что это помогало сохранить имидж «праведного старца».

Родина Григория Распутина – село Покровское Тобольской губернии, ныне это Тюменская область.

По документам загадочный в будущем крестьянин носил фамилию Новых. Распутин – прозвище, которое путешественник получил, скорее всего, из-за своего неоднозначного, распутного образа жизни. Сам целитель попросил записать в документах двойную фамилию, так как однофамильцев-Распутиных в то время у него было много.

Ранние годы святого путешественника

В юности Григорий Распутин много путешествовал, особенно часто посещал святые места. Многие эксперты сходятся во мнении, что причиной паломничеств были постоянно мучавшие его болезни. По окончании странствий Распутин продолжал поддерживать общение с представителями крупных храмов и церквей не только в России, но и за рубежом – знаком он был, например, с настоятелями в Иерусалиме и Греции.

В какой-то момент он провозгласил себя целителем и святым и начал уже сам лечить других. Люди ему верили, хотя он даже не был грамотным. Впрочем, в те времена среди крестьян, в том числе и знахарей, встретить человека, умеющего писать, читать и считать, в принципе было в диковинку.

Петербургский период

Крестьянин не имел каких-либо родственных связей с Николаем II и вообще домом Романовых, и даже поначалу не был в числе его приближенных, но выдающийся пророческий и целительский дар помог ему стать, как считается, другом императора. Ну уж другом императрицы точно.

Переезд Распутина в Петербург произошел к 1904 году. Сам провидец объяснял это с точки зрения религии – по его словам, сама Богородица возложила на него миссию спасения сына предпоследнего русского императора. По другой версии, отчаявшийся вылечить цесаревича Алексея царь сам позвал Распутина в Петербург, куда старец пришел пешком.

Познакомился Распутин с семьей императора в 1905 году. Провидец помогал исцелить наследника от заболевания, которое на тот момент вылечить было невозможно – гемофилии. Каким-то мистическим образом молитвы и, более того, даже телеграммы Распутина останавливали кровотечение, что вселяло уверенность, что единственный прямой наследник российского престола сможет выжить и править империей.

Лечиться у старца начала почти вся петербургская знать. Особенно расположена к Распутину из-за исцеления сына была императрица Александра Федоровна.

Григорий Распутин с императрицей, царскими детьми и гувернанткой

Говорили также, что старец влиял и на некоторые политические решения императора, например, убедил его отказаться от участия в Балканской войне или прийти в Государственную думу, где монарха, вопреки его собственным опасениям, встретили бурной овацией.

Из переписки императрицы и свидетельств современников следует, что старец, как минимум, участвовал в обсуждениях политических вопросов, а вот каковым было его реальное влияние – здесь широкое поле для исторических дискуссий.

Кроме того, с самого появления «святого» в столице стали появляться слухи о его лжеучении, а церковь обвинила его в корыстности намерений. В 1907 году представители духовенства публично объявили, что старец незаконно собирает последователей, а все его учение антицерковно. Репутация старца становилась все хуже, в религиозных кругах ходили слухи о колдовстве в его квартире на Гороховой, 64, съем которой ему оплачивал императорский двор. Это стало причиной скорого отъезда Распутина из Северной столицы, куда он, однако, через некоторое время вернулся.

Среди наследия Распутина можно отметить разные пророчества и две большие книги, написанные в 1907-м и 1915-м годах соответственно – «Житие опытного странника» и «Мои мысли и размышления».

Как отзывались о Распутине современники

За год до смерти паломника в газете «Биржевые ведомости» вышла статья, в которой автор описывал впечатления, которое произвел на него Распутин. По словам писателя, выглядел Григорий неприятно – двигался нервно, взгляд был холодный, одет в потертую неряшливую одежду.

Описания современников, что интересно, совпадают с тем, что пели о старце Boney M, видимо, в том числе и по этим описаниям составлялся текст хита. В Петербурге проживает достаточно много людей, чьи предки встречали на улицах города Григория Распутина и потом делились со своими детьми или внуками впечатлениями. В те времена встретить на улице Друга царской семьи, равно как и представителей аристократии, не было чем-то необычным, да и город в те времена был по площади в несколько раз меньше, нежели сейчас. Так что мы можем составить себе представление о главном герое легенды на основе не только письменных впечатлений от его сановных современников, но и из народной молвы.

В песне Boney M поется:

He was big and strong, in his eyes a flaming glow
Most people looked at him with terror and with fear
But to Moscow chicks he was such a lovely dear
He could preach the bible like a preacher
Full of ecstasy and fire
But he also was the kind of teacher
Women would desire.

Наш вольный перевод:

Он был большим и сильным, в глазах пылал огонь,
Большинство людей взирали на него с ужасом и страхом,
Но для московских цыпочек он был дорогим любимчиком.
Он мог проповедовать Библию как проповедник,
Полный экстаза и огня,
Но он также был таким учителем,
Который очень нравился женщинам.

В общем-то примерно так и есть. Далее по тексту присутствуют элементы исторической неправды – в той части, которая касается отношений с царской семьей («любовник русской царицы», «не обращал внимания на царя») и оценки его влиятельности («управлял страной»), но сам образ описан в целом верно. Свидетели сходятся в том, что у Распутина была необыкновенно сильная энергетика, дар убеждения, магнетический взгляд, невероятные способности к целительству и, научно говоря, прогнозированию.

В квартире Распутина почти не было мебели, в быту он был аскетом. Автора упомянутой статьи в «Биржевых ведомостях» поразило отношение Распутина к женщинам: еду он брал исключительно руками, после чего давал им облизать свои пальцы, что они и делали с большим удовольствием. Мог он попросить их и поцеловать свои сапоги, при этом нарочно обильно смазывал обувь кремом, чтобы женщины пачкались.

Тем не менее, женщины почитали Распутина почти как святого, причем среди поклонниц были жены и высокопоставленных лиц. Даже известные аристократки (например, баронесса Врангель или баронесса Кусова) были готовы ехать за Распутиным в любую точку Земли, если, конечно, на них не наговаривают недоброжелатели.

И ведь, удивительно, что при всем при этом старец был женат! Его избранницей стала крестьянка-паломница Дубровина Прасковья Федоровна, в браке с которой у Григория Распутина родилось две дочери и сын.

Было ли подобное поведение Григория Ефимовича в начале прошлого века в столице Российской империи чем-то из ряда вон? В общем-то, нет. Историки утверждают, что пресытившаяся знать тоже веселилась как могла, оргии, гомосексуализм и даже педофилия особо не скрывались, а где-то ими даже бравировали. Рассматривать фигуру Распутина надо в контексте его времени, а не судить по современным понятиям. А на фоне царивших в те далекие годы традиций и обычаев он отпетым грешником не выглядит.

Однако то, что позволено Юпитеру, не позволено быку, пусть даже он (а может быть – тем более!) и приближен к императорским особам.

Императорская семья как будто не замечала того, что было очевидно всей России. Многие приближенные к царю пытались убедить его в том, что Распутин – просто разгульный обманщик. Но святому старцу каждый раз удавалось убедить Николая II в том, что все слухи – не более, чем обман и желание очернить его в глазах императорской семьи. Даже принесенный Николаю подробнейший доклад премьер-министра Петра Столыпина о похождениях «святого», не возымел действия. Император, комментируя похождения своего «друга» по злачным местам, ответил коротко: «Он и там проповедует Евангелие». Эта фраза вошла в обиход, и употреблялась в качестве иронически-саркастического инструментария.

К сожалению, царь не видел главного: во многом из-за Распутина его авторитет испаряется как утренний туман над Невой.

Вот как об этом говорит историк Лев Лурье в передаче «Историческая рифма» канала «Фонтанка»: «Вся эта история с Распутиным начинает волновать, вызывать классовую ненависть у семьи Романовых (у остальных членов царской фамилии, не Николая II и его жены – «Окно в Петербург») и вообще у аристократии. Простой необразованный мужик, который хвастается тем, что ему «мама сшила рубашку». «Мама» — это императрица. И вообще ведет себя просто невозможно… Об этом знала вся Россия. Для солдат это была некая радость: «царица с Григорием, а царь с Егорием» (в смысле с Георгиевским крестом). Все это укладывается в русскую сказку про бойкого слугу, бессмысленного барина и его жену. Это дико смешит, и престиж теряется».

Отметим здесь важную деталь: даже в кругах элиты, по словам историка Эдварда Радзинского, о болезни цесаревича не было известно, поэтому удивительная на первый взгляд близость императорской фамилии с сибирским немытым крестьянином и была столь поразительной для аристократии с самого начала их общения. Этот когнитивный диссонанс, который объясним, если знать всю картину, сыграл немаловажную роль в конфликте между правящим домом и правящими кругами, а сей конфликт, в свою очередь, внес огромнейший вклад в развитие революционных событий февраля-марта 1917 года. Можно сказать, что момент встречи Николая II и Григория Распутина – это зерно, из которого всего за несколько лет выросло «дерево» первой революции, которая затем перетекла во вторую, Октябрьскую, а потом и преобразовалась в создание СССР. Примечательно, кстати, что выстрелы, сразившие Распутина в Юсуповском дворце, потом назвали «первым выстрелом революции».

Убийство Распутина

Князь Феликс Юсупов, депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, доктор Станислав Лазоверт и поручик Сергей Сухотин не просто не любили старца, они его ненавидели, считая, причиной многих, если не всех, бед Империи. И хотели избавиться от него, так как считали его не другом Николая II, а обычным сектантом и настоящей угрозой императору, а значит, и стране.

30 декабря по новому стилю (16 декабря по старому) 1916 года Феликс Феликсович Юсупов пригласил Распутина в гости, по заверениям, для знакомства со своей женой Ириной, которая якобы захворала.

Поздний вечер. Обстановка действа очень нервная, напряженная. Приготовленная для Распутина легенда, как рассказывали в официальных показаниях сами участники, незатейливая.

Феликс Юсупов забирает поздно вечером целителя из его квартиры на улице Гороховая, дом 64 и везет в свой дворец на набережной реки Мойки, 94. Когда они прибывают, где-то наверху играет граммофон, что создает ощущение вечеринки. Феликс говорит Распутину, что надо бы обождать, когда гости разойдутся, и приглашает его тем временем в глухое, без окон, подвальное помещение, где сервирован стол, включающий любимую гостем мадеру и сладкие пирожные. И вино и сладости начинены цианистым калием, о чем заблаговременно позаботился доктор Лазоверт.

Предполагалось, что выпив и закусив, Распутин тут же испустит дух, однако, по словам самого Юсупова, происходит следующее: старец отказывается от пирожных, а мадера с цианидом калия (выпил всю бутылку) его не берет. Как позже выяснят ученые, данный яд нейтрализуется алкоголем, поэтому получается так, что Распутин одновременно с ним употребил и противоядие. Однако всего того, что знаем сейчас мы, не знает юный Юсупов, который и так давно себе вбил в голову, что старец – земное издание сатаны, а тут еще и такие диковинные чудеса.

Юсупов выходит на какое-то время из подвала, рассказывает о происходящем другим заговорщикам, берет револьвер и, улучив момент, делает практически в упор выстрел в Распутина. Тот падает, после чего в комнату входят остальные соучастники. Убедившись в смерти «святого черта», они выходят, чтобы обсудить, что же с ним делать дальше. Тем временем Распутин, как и положено «сатане», оживает и начинает сматываться. Он выбегает во двор, за ним гонится Пуришкевич, который стреляет дважды, промахивается, после чего, однако, двумя выстрелами все же кладет старца наземь. Тело грузят в автомобиль и ночью спускают в Малую Невку.

Так выглядит официальная версия. Неофициальная же, предложенная историком Эдвардом Радзинским (посмотреть можно ), отличается от общепринятой в деталях, но весьма существенных. Мы не будем пересказывать ее полностью, она общедоступна, отметим только, что, по мнению Радзинского, два фатальных выстрела совершил не Пуришкевич, не умевший толком-то стрелять, а прекрасный стрелок, великий князь Дмитрий Павлович, чью роковую роль по понятным причинам пытались скрыть.

Впрочем, это все же детали, которые не меняют сути, а она такова: элита убила человека, который волей или неволей пошатнул авторитет царской власти и настроил правящие круги против главного представителя царской династии, что имело для страны фатальные последствия.

Первая могила Распутина

Изначально старца хотели похоронить в родном селе, но после отказались от этой идеи – фигура Распутина была настолько известной и противоречивой, что перевозить его через всю страну побоялись: могли возникнуть волнения. Поэтому его похоронили в Царском селе, в уже упомянутом Александровском парке, месте, которое сегодня служит меккой для почитателей культа одиозного сибирского крестьянина.

В настоящее время этой могилы уже нет: министр юстиции, будущий председатель Временного правительства Александр Керенский еще в самом начале Февральской революции, то есть буквально тотчас после свержения самодержавия, приказал выкопать и сжечь тело. В чем была причина такого решения, которое принималось в самый разгар масштабных исторических событий, когда других забот, мягко говоря, хватало? На этот вопрос нет однозначного ответа, остается лишь предположить, что Керенский понимал, что место захоронения популярного в народе старца может быть объектом массового паломничества, а где собирается толпа – жди неуправляемого развития событий. Чему служит свидетельством сама Февральская революция.

Сногсшибательные пророчества Распутина

У Григория Распутина было несколько крепких пророчеств, которые, можно сказать, сбылись, хоть и с натяжкой и допущениями. А именно, если мы согласимся, что туманные описания подходят для того или иного события. Основные предсказания собраны нашими коллегами вот .

Однако было предвидение, которое отличалось от большинства остальных конкретностью. Незадолго до своей гибели, Распутин написал Николаю II письмо, в котором выражал уверенность, что не доживет до 1 января 1917 года (по старому стилю). Более того, он указывал, что если будет убит своими товарищами по сословию, крестьянами, то дом Романовых будет царствовать дальше и процветать. А ежели аристократией, родственниками императора, то, увы, правящая династия скоро перестанет быть правящей.

В конце идут следующие слова: «Три раза по 25 лет будут разбойники чёрные, слуги антихристовы, истреблять народ русский и веру православную». Если это предложение не было «изобретено» после 1991 года, то нам остается только поаплодировать старцу, так далеко заглянувшему в будущее. Три раза по 25 – это 75 лет. Прибавим 1916 и получим 1991 год, когда распался Советский союз. К оценочным суждениям вроде «разбойники черные» каждый может относиться как пожелает, на то они и оценки, но вот со словами «истреблять… веру православную» не согласиться сложно: «воинствующий атеизм» был официальным догматом коммунистической идеологии.

Мифы о провидце

Распутин был одной из самых неоднозначных личностей из числа приближенных к царям и императорам за всю историю России. С ним связано очень много историй, часть из которых были признаны мифами, но очень живучи в памяти. Мы приведем самые популярные из них.

1. Любовная связь Распутина с императрицей

Многие всерьез полагали, что сильное влияние на императорскую семью Распутин имел исключительно благодаря тому, что состоял с женой Николая II в интимной связи. Безусловно, он произвел на нее впечатление, но на взгляды самого государя Распутин смог повлиять, только помогая найти решение для некоторых политических вопросов. Царица же действительно слепо доверяла Распутину и под конец его жизни уже не могла без его совета решить ни один вопрос, но убедительных свидетельств о том, что сибирский старец был для нее больше, чем друг, нет. Живучесть мифа вполне объяснима особенностями человеческой психологии, благодаря которым и существует жанр «скандалы, интриги, расследования» — в том числе там, где ни того, ни другого, ни третьего нет. Вот и Boney M вставили строчку «lover of the Russian queen» ради того, чтобы украсить свой хит. Так пикантнее.

2. Увлечение черной магией

Молва о магических обрядах Распутина активно ходила и при его жизни и после его смерти. Многие считали, что именно колдовство помогло ему обратить множество людей в своих страстных поклонников. Неординарные способности у Григория Ефимовича и правда были, но использовал он их по большой части для исцеления больных молитвой. А вот факты исцеления описаны убедительно столько раз, что даже если половина из них не соответствует действительности или приукрашены, то все равно сомневаться в фантастических умениях старца в лечебном деле не приходится.

3. Святое происхождение целителя

Многие не разделяли позицию противников Распутина, считая его не шарлатаном, а святым. Отнесем это на чрезмерную религиозность, потребность в культе и в ком-нибудь, кто бы этот культ осуществлял и олицетворял. История знает немало примеров обожествления людей, которые на самом деле были обычными земными личностями, пусть и выдающимися и крайне нестандартными.

4. Взяточничество

Григорий Распутин, безусловно, брал деньги с богатых людей, причем брал по схеме, которую не считать некоррупционной язык не повернется: за свою рекомендацию назначить на ту или иную должностью конкретного господина. Так, есть мнение, что старец получил около 100.000 рублей за назначение Николая Добровольского правовым и судебным министром. Но поскольку Григорий Ефимович не был чиновником, то и не мог воспользоваться своим служебным положением. Так коррупция ли это тогда?

Но это одна сторона медали. Вторая же подсвечивает вопрос под совсем другим углом. Предоставим слово историку Льву Лурье: «Конечно, Распутин не был взяточником. Он был по другим делам. Он был артист. Наберет денег, а потом раздаст. Ему-то (деньги нужны, чтобы) мадеру выпить, какие-то девки – но это очень маленькие расходы» («Историческая рифма», телеканал «Фонтанка»). Этот тезис подтверждается тем фактом, что несметных богатств у семьи старца после его смерти не нашли (скорее, обогатились помощники), дети его были вынуждены зарабатывать на хлеб самостоятельно и судьба всех их сложилась не очень.

Места Распутина в Петербурге

Или, точнее, где Распутин жил и умер.

Первым отдельным жильем Распутина в тогдашней столице империи был дом номер 11 на Караванной улице (это была квартира Иоанна Восторгова). В десятой квартире дома №3 (принадлежал он генерал-майору Веретенникову) по Английскому проспекту Распутин жил всего год – с 1913 до 1914 годы. В квартире было четыре скудно обставленные комнаты. Это первое отдельное жилье старца, куда часто приходили гости. До этого он жил в кельях при монастырях, а затем в арендованных поклонницами квартирах.

Известно, что недолгое время Григорий Ефимович жил на Николаевской улице в 70-м доме у издателя Сазонова, а также в 37-м доме на Литейном проспекте в комнате у инженера Лохтина.

Юсуповский дворец, расположенный по адресу набережная реки Мойки, дом 94. Является знаковым в судьбе сибирского старца, в нем он был убит, о чем написано выше.

Самое известное место, связанное с Распутиным – пятикомнатная квартира в доме 64 на Гороховой улице, где он проживал последние два года жизни. Именно она стала одновременно и домом, и канцелярией, и приемной, куда приходили очарованные паломником женщины и находящиеся в непростой ситуации мужчины, аристократы и простые крестьяне, больные и страждущие…

Как все было на самом деле, Вы можете уточнить на уже упомянутой нами .

Иван Семенов

Этого человека любила вся царская семья и ненавидело образованное общество России. Пожалуй, он был единственный, кто навлек на себя такую ненависть. Распутина называли слугой Антихриста. При его жизни и после смерти о нем ходило множество слухов и сплетен. И по сей день многие задаются вопросом: кем же он все-же был – святым или авантюристом?

Григорий Ефимович Распутин (настоящая фамилия – Новых) родился в крестьянской семье в селе Покровском Тобольской губернии. Как единственный помощник отца, он рано начал работать: пас скот, был извозчиком, ловил рыбу, помогал убирать урожай. В Покровском школы не было, и Григорий вплоть до начала своего странничества был неграмотным. В общем, он ничем не выделялся среди других крестьян, разве что своей болезненностью, которая в крестьянских семьях оценивалась как ущербность и давала повод к насмешкам. В 19 лет он женился на крестьянке Прасковье Федоровне. Она ему родила троих детей.


Однако что-то подтолкнуло Распутина резко изменить свою жизнь. Он стал часто и горячо молиться, бросил пить и курить. Начиная с середины 1890-х годов Распутин стал странствовать по стране, зарабатывая себе на жизнь любой подвернувшейся работой. Он побывал в десятках монастырей, посетил православную обитель на священной греческой горе Афон, два раза дошел до Иерусалима. В скитаниях Распутин многое узнал, но грамоте почему-то так до конца и не выучился. Писал постоянно с грубыми ошибками почти в каждом слове.

Неоднократно странник помогал больным, даже тем, кого считали неизлечимыми. Как-то раз в уральском монастыре он исцелил «бесноватую» – женщину, страдавшую от тяжелых припадков.

В начале XX века Распутина уже почтительно именовали «старцем». Так прозвали его не за возраст, а за опыт и веру. В те времена он и приехал в Петербург. К сибирскому «старцу» потянулись люди, кто не находил полного утешения в государственной церкви. Они посещали Григория Ефимовича Распутина, слушали его рассказы, наставления. На посетителей особенное впечатление производили глаза старца, словно заглядывающие в самую душу собеседника.

Распутиным заинтересовался епископ Феофан. Его поразил особенный религиозный экстаз, в который впадал временами старец. Такое глубокое молитвенное настроение, говорил епископ, он встречал лишь в редких случаях среди наиболее выдающихся представителей русского монашества.

1908 год — благодаря епископу, Распутин встретился с самой императрицей Александрой Федоровной. Граф Владимир Коковцов так передавал содержание этой беседы: «Распутин начал говорить, что ей и государю в особенности трудно жить, потому что им нельзя никогда узнать правду, так как кругом них все больше льстецы да себялюбцы, которые не могут сказать, что надо для того, чтобы народу было легче. Царю и ей необходимо быть ближе к народу, чаще видеть его и больше верить ему, потому что он не обманет того, кого почитает почти равным самому Богу, и всегда поведает свою настоящую правду, не то что министры и чиновники, которым нет никакого дела до народных слез и до его нужды. Эти мысли глубоко запали в душу императрицы».

Со временем Григория Ефимовича Распутина начали звать «другом» царской четы. Он лечил их детей, в особенности больного гемофилией наследника Алексея. Держал «старец» себя с царем и царицей на удивление свободно и естественно. Называл их просто «Мама» и «Папа», а они его – Григорий. «Он им рассказывал о Сибири и про крестьянские нужды, о своих странствованиях, – писала фрейлина Анна Вырубова. – Когда после часовой беседы он уходил, он всегда оставлял их величества веселыми, с радостными упованиями и надеждой в душе».

Больше 10-ти лет Распутин был для царского семейства одним из самых близких людей. Романовы верили ему, но вместе с тем неоднократно собирали информацию о сибирском страннике и особо проверяли те сведения, которые весьма часто представляли им, чтобы оттолкнуть от старца.

Николай II иногда советовался с Распутиным о назначении тех или иных важных сановников. И хотя его мнение учитывалось, оно было далеко не всегда определяющим. Царь считался с ним, однако принимал решения самостоятельно.

Многие из видных чиновников, искавших продвижения по службе, стремились теперь понравиться сибирскому мужику, заискивали перед ним. В квартиру старца наряду с нищими просителями зачастили миллионеры, министры и аристократы.

Но если монарх советовался с Григорием о назначении чиновников, то к его политическим советам он прислушивался значительно реже. К примеру, в 1915–1916 годах Государственная дума добивалась права назначать министров. Распутин уговаривал царя склониться перед требованием времени. Николай II согласился, но так и не сделал этого.

Император не приветствовал частых появлений «старца» во дворце. Тем более что в скором времени в Петербурге начали ходить слухи о крайне непристойном поведении Распутина. Поговаривали, что, пользуясь своим огромным влиянием на императрицу, он брал взятки за продвижение людей по службе, хотя комиссия Временного правительства не смогла установить ни одного реального случая (но слухов об этом ходило множество), когда по запискам Распутина выполнялась просьба, идущая в нарушение закона.

Следователь комиссии Временного правительства В.Руднев пишет: «При осмотре бумаг министра внутренних дел Протопопова было обнаружено несколько типичных писем Распутина, всегда говоривших лишь о каких-либо интересах частных лиц, за которых Распутин хлопотал. Среди бумаг Протопопова, так же как и среди бумаг всех остальных высокопоставленных лиц, не нашли ни одного документа, указывающего на влияние Распутина на внешнюю и внутреннюю политику».

Множество людей приходило к Распутину с просьбами помолиться за их дела, ему присылали телеграммы и письма. Однако больше всего, конечно, ценился прямой контакт с ним. Непредвзятые источники свидетельствуют, что при личной встрече он очаровывал людей какой-то особой уверенностью, умением поставить себя, доброжелательностью и просто добротой.

Многие отмечали глубокую проницательность и интуицию старца. Он мог метко охарактеризовать человека сразу после знакомства. Тонкое психологическое чутье на людей поражало в нем многих. Особенные психологические способности Распутина лежали и в основе умения излечивать болезни. Документально известен целый ряд случаев, которые подтверждают его дар целителя. Эти случаи подтверждены и материалами комиссии Временного правительства.

Умение врачевать Распутин проявлял в своей жизни много раз. Руднев установил несомненный факт излечения припадков «пляски святого Витта» у сына секретаря Распутина, Арона Симановича, при этом все явления болезни исчезли навсегда по истечении двух сеансов. «Старец» вне всякого сомнения обладал каким-то гипнотическим даром, умел внушать то, что хотел, и в особенности успешно занимался исцелением женщин и детей, которые, как известно, легче поддаются постороннему влиянию. Как уже упоминалось, с наибольшей силой он проявил свой дар в лечении царевича, страдавшего гемофилией, завоевав тем самым доверие и глубокое признание императрицы.

Кроме молитвенной помощи и исцеления, люди шли к Распутину и с чисто материальными просьбами, ходатайствами, жалобами на обиды и притеснения.

Комиссия Временного правительства, допросившая сотни лиц, посещавших Распутина, установила, что он нередко получал деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств. Обычно, это были лица состоятельные, просившие Григория передать на Высочайшее имя их просьбу или ходатайствовать в том или ином министерстве. Деньги давали по своей воле, но он их на себя не тратил, а раздавал тем же просителям, только победней.

Квартира Распутина в Петрограде, где он проводил больше всего времени, по рассказам очевидцев, была переполнена всевозможной беднотой и разными просителями, которые, веря слухам, что он имеет громадное влияние на царя, приходили к нему со своими нуждами.

В действительности, двери его квартиры были открыты для всякой публики. Распутин редко кому отказывал в просьбе помочь, если видел, что человек на самом деле в нужде.

Но наряду с такого рода характеристикой деятельности «божьего человека» Григория Ефимовича Распутина, существовала и другая, абсолютно противоположная. Спустя какое-то время после его приезда в Петербург в светском обществе начали распространяться слухи о разгульном поведении «старца» и «пророка», его общении с разным сбродом, безобразных кутежах (за что и прозвали Григория Распутиным).

Поговаривали даже о слишком близких отношениях его с императрицей, что очень подрывало авторитет царя. Однако еще больше общество возмущало влияние, которое этот сибирский мужик оказывал на царя при решении государственных вопросов.

Враждебность к Григорию Ефимовичу Распутину испытывали все образованные слои населения. Монархисты-дворяне и интеллигенция, как революционная, так и либеральная, сходились во мнении о его негативной роли при царском дворе, называя его злым гением Романовых. 19 сентября 1916 г. депутат-черносотенец Владимир Пуришкевич произнес в Государственной думе страстную речь против Распутина. Он горячо воскликнул: «Не должен темный мужик дольше править Россией!»

Тем же днем и родился замысел убить Распутина. Выслушав обличительную речь Пуришкевича, с этим предложением к нему подошел князь Феликс Юсупов. Потом к заговору присоединилось еще несколько человек, в том числе великий князь Дмитрий Павлович.

Убийство Распутина назначили на 16 декабря 1916 г. Ф. Юсупов пригласил Распутина в свой особняк. При встрече они по русскому обычаю расцеловались. Распутин неожиданно насмешливо воскликнул: «Надеюсь, это не иудино лобзанье!»

Его хотели отравить цианистым калием. Он съел несколько пирожных с ядом – и никаких последствий. Посовещавшись, заговорщики решили застрелить Распутина. Вначале стрелял Юсупов. Но Распутин был только ранен. Он бросился бежать, и тогда в него несколько раз выстрелил Пуришкевич. Старец упал лишь после четвертого выстрела.

Убийцы опустили связанное тело Распутина в прорубь на льду Малой Невки у Крестовского острова. Как выяснили в последствии, под лед его бросили еще живым. Когда тело нашли, обнаружили, что в легких было полно воды: Распутин пытался дышать и захлебнулся. Правую руку он высвободил из веревок, пальцы на ней были сложены для крестного знамения.

Имена убийц немедля стали известны полиции. Однако отделались они очень легко – Юсупова отправили в собственное имение, великого князя – на фронт, а Пуришкевича и вовсе не тронули.

Григория Ефимовича Распутина скромно похоронили в Царском селе. Но покоился он там недолго. После Февральской революции его тело было выкопано и сожжено на костре.

Со слов Павла Милюкова, крестьяне говорили так: «Вот, в кои-то веки добрался мужик до царских хором – говорить царям правду, и дворяне его убили».

При жизни и после неоднократно предпринимали попытки провести расследование его деятельности. Но, освещая проблему с точки зрения каких-то политических сил, практически все они были тенденциозны. Как писал историк О.Платонов в своем исследовании: «Нет ни одной статьи, я уже не говорю о книге, где бы жизнь Распутина рассматривалась последовательно, исторически, опираясь на критический анализ источников. Все существующие сегодня сочинения и статьи о Распутине являются пересказом – только что в разных комбинациях – одних и тех же исторических легенд и анекдотов, в большинстве своем которые являются откровенным вымыслом и фальсификацией».

К сожалению, несмотря на тщательность и подробность исследований, книга Платонова также не свободна от тенденциозности. Как видно, уже практически невозможно, за отсутствием непротиворечивых и заслуживающих доверия свидетельств, объективно охарактеризовать Григория Ефимовича Распутина. Несомненным останется только тот след, который он оставил в истории России.