10 негритят читать онлайн. Десять негритят. Возмездие за грехи

Карло и Мэри

Эта книга для них, посвящается им с любовью.


And Then There Were None

Copyright © 1939 Agatha Christie Limited. All rights reserved.

AGATHA CHRISTIE and the Agatha Christie Signature are registered trademarks of Agatha Christie Limited in the UK and elsewhere. All rights reserved.

www.agathachristie.com

© Екимова Н., перевод на русский язык, 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2016

Примечание автора

Я написала эту книгу потому, что это было очень трудно технически, и идея преследовала меня неотступно. На глазах читателя должны были произойти десять убийств, причем так, чтобы это было не смешно и не очевидно. Прежде чем начать писать, я прошла через длительный период планирования, результатами которого осталась довольна. Вещь получилась простой, внятной и ошеломительной и в то же время имела вполне разумное объяснение; для него, однако, потребовался эпилог. Книгу хорошо приняли читатели и критики, но больше всего была довольна результатом я сама – ведь никто лучше меня не знал, как это было непросто.

Из «Автобиографии»


Десять негритят решили пообедать,
Один внезапно подавился – их осталось девять.

Девять негритят уселись под откосом,
Один заснул и не проснулся – их осталось восемь.

Восемь негритят отправились в Девон,
Один не возвратился – остались всемером.

Семь негритят дрова рубили топором,
Перерубил один себя – остались вшестером.

Шесть негритят пошли на пасеку играть,
Одного ужалил шмель – и их осталось пять.

Пять негритят суд учинить решили,
Приговорили одного – осталось их четыре.

Четыре негритенка пошли поплавать в море,
Один попался на крючок – и их осталось трое.

Трое негритят в зверинце очутились,
Одного задрал медведь – и двое получилось.

Двое негритят пошли на солнышке валяться,
Один до смерти обгорел – чтоб одному остаться.

Последний негритенок, вздыхая тяжело,
Пошел, повесился – и вот не стало никого.

Глава 1

I

В вагоне первого класса для курящих судья Уоргрейв – недавно в отставке – сидел в уютном уголке и, попыхивая сигарой, с интересом просматривал политические новости в «Таймс».

Отложив газету, он посмотрел в окно. Поезд шел через Сомерсет. Судья взглянул на часы – еще два часа в дороге.

Он перебрал в уме все, что в последнее время появлялось в газетах о Негритянском острове. Сначала крошечный островок в паре миль от побережья Девона приобрел один американский миллионер, помешанный на яхтах, и построил на нем роскошный дом со всеми современными удобствами.

К несчастью, оказалось, что его новая, третья по счету, супруга не выносит качки, и дом вместе с островом выставили на продажу. Газеты запестрели многочисленными цветистыми объявлениями. Затем последовало скупое сообщение о покупке дома неким мистером Оуэном. И тут газетные писаки пустились во все тяжкие. На самом деле Негритянский остров купила не кто иная, как мисс Габриэль Терл, голливудская кинозвезда. Она собиралась провести там несколько месяцев вдали от людских глаз. «Трудовая пчела» деликатно намекала, что острову предстояло стать обителью члена королевской семьи?! Мистеру Мерриуэзеру шепнули, что там намерен провести свой медовый месяц молодой лорд Л., наконец-то сраженный стрелой Купидона. А Джонасу было достоверно известно, что остров приобретен Адмиралтейством с целью проведения на нем каких-то невероятно секретных испытаний.

Негритянский остров определенно стал сенсацией.

Судья Уоргрейв извлек из кармана письмо. Почерк был практически нечитаемый, однако отдельные слова выступали из общей текстовой вязи удивительно ясно. «Дорогой Лоуренс… сколько лет я ничего о тебе не знаю… должен приехать на Негритянский остров… самое очаровательное место в мире… о нем столько говорят… прежние времена… единение с природой… ближе к солнцу… в 12.40 с вокзала Паддингтон… встретимся в Оуксбридже…» И подпись с замысловатыми завитушками: «Констанция Калмингтон».

Судья Уоргрейв задумался, вспоминая, когда же он видел Констанцию Калмингтон в последний раз. Лет, наверное, семь… нет, восемь лет назад, точно. Помнится, она еще собиралась в Италию, к тамошнему солнцу, природе и контадини1
Крестьянство (ит. ).

Позже, он слышал, она перебралась в Сирию, где солнце палит неумолимо, а кругом пустыня и бедуины.

Констанция Калмингтон, подумал он про себя, как раз та особа, которой станется купить остров и окружить его тайной! Мерно покачивая головой, словно одобряя ход своих мыслей, судья Уоргрейв заклевал носом…

II

Вера Клейторн в купе вагона третьего класса, где ей составляли компанию еще пятеро пассажиров, откинулась на спинку и закрыла глаза. До чего же жарко сегодня в поезде! И как хорошо будет оказаться у моря! Нет, с этой работой ей определенно повезло. Когда ищешь летнюю подработку у моря, неизбежно предлагают места гувернанток с целыми выводками ребятишек, секретарские же вакансии попадаются крайне редко. В агентстве, куда она обратилась, ее с самого начала не обнадежили.

А потом вдруг пришло это письмо…


Сведения о вас вместе с рекомендациями я получила из Агентства по найму квалифицированного женского персонала. Насколько я поняла, они знают вас лично. Рада предложить вам работу за те деньги, которые вы просите, и ожидаю, что вы приступите к выполнению своих обязанностей восьмого августа. Поезд уходит с Паддингтона в 12.40, на станции Оукс-бридж вас встретят. На расходы прилагаю пять купюр по одному фунту стерлингов.

Ваша

Анна Нэнси Оуэн


И штемпель с адресом сверху: «Негритянский остров, Стиклхэвн, Девон»…

Негритянский остров! В газетах в последнее время только о нем и пишут. И все слухи и домыслы… Ни слова правды, скорее всего. Однако дом, причем роскошный, на самом деле выстроил миллионер.

Вера Клейторн, утомленная последним, самым тяжелым школьным семестром, подумала: «Должность учительницы физкультуры в третьеразрядной школе для девочек не бог весть какая удача. Если бы мне повезло добыть место поприличнее…»

И тут же с захолонувшим сердцем подумала: «Хорошо, что хотя бы туда взяли. Упоминание о коронерском расследовании личное дело не украшает, пусть с меня и сняли все обвинения!»

Помнится, тогда она еще поздравила себя с тем, что ей не изменили твердость и присутствие духа. Дознание прошло как нельзя лучше. И миссис Хэмилтон была с ней сама доброта… только Хьюго… не надо сейчас думать о Хьюго!

Вдруг, несмотря на духоту в вагоне, она почувствовала, что зябнет, и даже пожалела, что едет к морю. Перед ее внутренним взором встала отчетливая картинка. Сирила несет на скалы, его голова покачивается на волнах, точно буй… вверх-вниз, вверх-вниз… и она сама, уверенными гребками рассекая волны, плывет за ним, точно зная, что не успеет, на этот раз не успеет…

Море… его теплая глубокая синева… утра, проведенные на гладком песочке… Хьюго… Хьюго, который твердил ей, что любит…

Не надо думать о Хьюго…

Открыв глаза, она нахмурилась, глядя на мужчину напротив. Высокий, загорелый, светлые, немного слишком близко посаженные глаза и высокомерный, даже жестокий рот.

Она подумала:

«Вот уж кто наверняка где только не побывал и чего только не повидал…»

III

Филипп Ломбард, окинув девушку напротив быстрым взглядом, сказал себе: «Ничего, симпатичная; немного похожа на учительницу, правда».

К тому же хладнокровна и своего не упустит, ни в любви, ни на войне. С такой стоило бы познакомиться поближе…

Тут он нахмурился. Нет, это надо выбросить из головы. Он едет туда по делу. Значит, думать следует только о работе.

Интересно, что там у них все-таки затевается? Тот коротышка-еврей ничего ему толком не объяснил.

– Вы должны либо согласиться, либо отказаться, капитан Ломбард.

– Сто гиней, говорите? – задумчиво переспросил он.

Прозвучало это небрежно, так, словно для него сотней гиней больше, сотней меньше – особого значения не имеет. Сто гиней для человека, которому уже приличный обед купить не на что! Однако еврей, похоже, не обманулся его тоном – их не проведешь, этих евреев, они всегда насквозь видят человека и его карман…

И так же небрежно он спросил:

– Значит, никакой дополнительной информации вы мне не дадите?

Мистер Исаак Моррис решительно покачал маленькой плешивой головой:

– Нет, капитан Ломбард, это все, что мне позволено вам сообщить. Моему клиенту стало известно, что у вас репутация надежного человека, умеющего действовать в рискованных обстоятельствах. Я уполномочен вручить вам сто гиней, в обмен на которые вы должны будете поехать в Стиклхэвн, что в Девоне. Ближайшая железнодорожная станция – Оуксбридж; там вас встретят и довезут в автомобиле до берега, откуда в моторной лодке переправят на Негритянский остров. Ступив на его берег, вы окажетесь в распоряжении моего клиента.

– Надолго? – отрывисто спросил Филипп.

– Нет, самое большее, на неделю.

Поглаживая усы, капитан Ломбард сказал:

– Вы ведь понимаете, что я не могу браться за… противозаконные дела?

С этими словами он метнул на собеседника острый взгляд. Толстые семитские губы мистера Морриса чуть заметно изогнулись в улыбке, когда он серьезно ответил:

– Если сделанное вам предложение окажется противозаконным, вы имеете полное право отказаться от него.

Черт бы побрал этого мелкого наглеца, еще и улыбается! Как будто знает, что в прошлом мысль о законности или незаконности того или иного предприятия никогда не останавливала Ломбарда…

Губы капитана раздвинулись в ответной усмешке.

Да, было дело, разок-другой ему довелось забрать очень круто к ветру. Но все всегда сходило ему с рук! И вообще он человек свободных принципов…

Да, вот именно. И он решил, что на Негритянском острове ему будет весело.

IV

В вагоне для некурящих восседала мисс Эмили Брент, по своему всегдашнему обыкновению, с прямой, как палка, спиной. В свои шестьдесят пять она не одобряла тех, кто сидел развалившись или откинувшись. Ее отец, полковник старой закваски, был особенно придирчив к осанке. Не то что нынешнее расхлябанное поколение – распущенность видна у них и в манере держать себя, и во всем…

Окруженная аурой непогрешимой добродетели и несгибаемых принципов, мисс Брент сидела в переполненном вагоне третьего класса и торжествовала над жарой и неудобствами. Сколько шума поднимают в наши дни люди из-за сущих пустяков! Приходят рвать зубы, так подавай им укол; не могут заснуть – пьют таблетки; сидят только в креслах, да еще с подушками; девушки позволяют себе щеголять без корсетов, а уж на пляжах и вовсе чуть не голышом валяются…

Мисс Брент поджала губы. Брали бы лучше пример с нее.

Ей вспомнились прошлогодние каникулы. В этом году все будет по-другому. Негритянский остров…

И она снова вспомнила письмо, которое уже знала наизусть.


Дорогая мисс Брент,

Надеюсь, Вы меня не забыли? Мы познакомились несколько лет тому назад, в августе, в пансионе Беллхэвн, и у нас с Вами оказалось немало общего.

Я открываю свой пансион на острове недалеко от побережья Девона. Думаю, что место с простой, но хорошей кухней для приличных людей старой закалки всегда найдет своего постояльца. Никаких полураздетых девиц и граммофонов до полуночи. Буду очень рада, если Вы сочтете возможным провести часть лета со мной, на Негритянском острове – совершенно бесплатно, разумеется, в качестве моей гостьи. Будет ли Вам удобно в начале августа? Числа, скажем, восьмого.

Искренне Ваша,

У.Н.О.


Что же это за имя? Подпись такая неразборчивая… Эмили Брент с раздражением подумала: «Люди сейчас подписываются совершенно непонятно».

Она перебрала в памяти всех, с кем встречалась в Беллхэвне. Туда она ездила два лета подряд. Была там одна милая дама средних лет… мисс… мисс… ну как же ее звали?.. у нее еще отец был каноником. И еще некая мисс Олтон… Ормен… Да нет же, Оливер! Ну, конечно, Оливер.

Негритянский остров! В прессе в последнее время много о нем писали – что-то про американскую кинозвезду… или миллионера?

Да, подобные места часто продаются по дешевке – не всем ведь нужен остров. Сначала, конечно, романтика, уединение, но поживешь там какое-то время, хлебнешь неудобств по горло, и уже не терпится от него избавиться.

«Зато я сэкономлю на отдыхе», – подумала Эмили Брент.

С тех пор как перестали выплачиваться дивиденды по многим акциям, ее доходы сократились настолько, что подобные соображения уже нельзя было не принимать во внимание. Жаль, что она почти не помнит эту миссис – или мисс? – Оливер.

V

Генерал Макартур глянул в окно. Поезд уже въезжал в Эксетер, где ему предстояла пересадка. Черт бы побрал эти провинциальные ветки! По прямой-то до этого Негритянского острова рукой подать.

Он так толком и не понял, кто такой этот Оуэн. Знакомый Надувалы Леггарда вроде – и Джонни Дайера тоже.

«…Будут еще двое-трое армейских приятелей – поговорим о старых добрых временах».

Поболтать-то он всегда не прочь. Правда, в последнее время ему все чаще кажется, что люди его как-то сторонятся. А все из-за дурацких сплетен! «Богом клянусь, жестоко, – тридцать лет уже прошло! Армитедж проболтался, не иначе…» Нахальный молодой щенок! Да что он вообще о нем знает? Хотя ладно, что толку теперь думать об этом! Бывает иногда, почудится что-нибудь – вот и кажется, что люди на него странно смотрят.

А на Негритянский остров взглянуть будет интересно. О нем столько болтают… И, похоже, что в слухах о том, будто его купило то ли адмиралтейство, то ли военное министерство, то ли военно-воздушное ведомство, что-то есть…

Дом построил молодой Элмер Робсон, миллионер-американец. Говорят, вгрохал в него целые тысячи. Какой только роскоши там нет…

Эксетер! Ну, вот, теперь жди еще час. Он не хотел ждать. Он хотел ехать дальше…

VI

Доктор Армстронг вел свой «Моррис» по Солсберийской равнине. Он очень устал… Успех имеет и оборотную сторону. Было время, когда он сидел в своем кабинете на Харли-стрит2
Харли-стрит – улица в Лондоне, получившая известность в XIX в. благодаря множеству обосновавшихся там специалистов различных областей медицины – высокого уровня и с высокими ставками.

В безукоризненном костюме, в окружении самых современных приборов и самой роскошной мебели и ждал – ждал, когда пустые дни закончатся, и у него либо появится шанс, либо его постигнет поражение…

И вот он преуспевающий врач! Ему повезло! Хотя дело, конечно, не только в везении, но и в умении. А он хорошо знает свою профессию – хотя порою для успеха этого недостаточно. Удача все равно много значит. И она была на его стороне! Один точно поставленный диагноз, пара благодарных пациенток – женщин с деньгами и положением, – и о нем заговорили в обществе. «Попробуйте обратиться к Армстронгу… он совсем молодой… но уже такой опытный… Пэм годами ходила от одного врача к другому, и бесполезно, а он с первого раза поставил точный диагноз!» И покатилось, как ком с горы.

Теперь доктор Армстронг был тем, кем лишь мечтал когда-то стать. Его рабочие часы расписаны на много дней вперед. На отдых совсем нет времени. Вот почему в это августовское утро он был рад покинуть Лондон и провести несколько дней на острове у девонширского побережья. Хотя и там его ждал не отдых. В полученном им письме его задача была обрисована довольно смутно, зато приложенный к письму чек был вполне конкретным. Просто огромный гонорар. Должно быть, у этих Оуэнов денег куры не клюют. Небольшое затруднение – муж беспокоится о состоянии здоровья супруги и хочет получить консультацию профессионала, но так, чтобы дама ничего не знала. Она и слышать не хочет ни о каких докторах. У нее, видите ли, нервы…

Нервы! Брови доктора поползли наверх. Ох уж эти женщины и их нервы! Но ничего, зато для бизнеса польза. У половины его пациенток нет ровно никаких проблем со здоровьем, просто занять себя нечем, но попробуй только скажи им об этом! Вот и приходится выкручиваться. «Не вполне удовлетворительное состояние (здесь следует длинное ученое слово), ничего серьезного, но небольшое медицинское вмешательство вполне уместно. Назначим простое лекарство…»

Что ж, успех врача как раньше, так и теперь зависит, по большей части, от веры в него больного. А Армстронг обладал приятными манерами и умел внушить доверие пациентам, и особенно пациенткам.

Счастье, что ему удалось взять себя в руки после того случая десять… нет, пятнадцать лет тому назад. А ведь он едва его не прикончил! Так бы и пошел вразнос… Но страх помог ему собраться. И бросить пить, совсем. Да, можно сказать, пронесло…

Тут мимо него, оглушительно сигналя, на скорости восемьдесят миль в час промчался роскошный автомобиль, «Суперспортс Далмейн». Доктор Армстронг чуть не въехал в живую изгородь. Один из этих молодых кретинов, что вечно носятся в провинции по дорогам… Как они его раздражают. Тоже ведь, можно сказать, пронесло. Дурак чертов!

VII

Тони Марстон, на полном ходу врываясь в деревушку под названием Мир, думал про себя так:

«До чего же много развелось этих водителей-черепах, просто жуть. Вечно кто-нибудь из них торчит на дороге! Да еще обязательно норовит вылезти на самую середину! Безнадежное это дело, садиться за руль в Англии… Не то что во Франции – вот там есть где разогнаться!»

Остановиться здесь, пропустить стаканчик, что ли? Все равно времени море. Ехать осталось всего каких-то сто миль. Да, пожалуй, можно выпить джина с имбирным пивом. День сегодня чертовски жаркий!

Зато на острове будет хорошо – если, конечно, погода не испортится. Интересно, кто же такие эти Оуэны? Богаты, поди, до неприличия. У Бэджера на таких нюх. Оно и понятно – когда своих денег нет, приходится вертеться…

Надеюсь, на выпивку они там не скупятся. Черт их знает, этих нуворишей в первом поколении… и жалко, что история насчет Габриэль Терл оказалась неправдой. Неплохо было бы потереться в компании кинозвезд.

А тут хорошо, если хоть пара девушек будет…

Выходя из отеля, он потянулся, зевнул, взглянул на небо и сел в свой «Далмейн».

Местные девушки уже с обожанием глядели ему вслед: еще бы – шесть футов спортивного мужского тела, курчавые волосы, загорелое лицо, ярко-голубые глаза…

Выжав до конца сцепление, он с ревом вырвался на узкую деревенскую улицу. Старики и мальчишки-посыльные шарахнулись в разные стороны. Последние с восхищением оглядывались на автомобиль.

Энтони Марстон продолжал свой триумфальный путь.

VIII

Мистер Блор ехал медленным поездом из Плимута. В его купе был всего один пассажир: старый моряк с мутным взглядом. Да и тот в данный момент уютно похрапывал в своем уголке.

Мистер Блор аккуратно записывал что-то в блокнот.

– Вот они все, – буркнул он себе под нос. – Эмили Брент, Вера Клейторн, доктор Армстронг, Энтони Марстон, старый судья Уоргрейв, Филипп Ломбард… Генерал Макартур, кавалер ордена Святого Михаила и Георгия и ордена «За боевые заслуги»… Дворецкий с супругой: мистер и миссис Роджерс…

Закрыв блокнот, мистер Блор положил его в карман и бросил взгляд на моряка в углу.

– Итого девять, – подвел он итог, ибо во всем любил аккуратность, и еще раз старательно перебрал в памяти все, что ему было известно об этом деле.

«Работенка непыльная, – размышлял про себя Блор. – Оступиться вроде не на чем. Надеюсь, мой вид подозрений не вызовет».

Он встал и принялся разглядывать себя в окно, как в зеркало. Оттуда на него глядело лицо с усами, подстриженными на армейский манер. Не слишком выразительное. Серые глаза посажены немного близко.

– Может, назваться майором? – продолжал размышлять вслух мистер Блор. – Нет, нельзя, там же будет этот военный старикашка. Он меня сразу раскусит… Южная Африка, – сказал он, – вот именно! Никто из них в Южной Африке не бывал, а я только что прочел целую подборку рассказов о путешествиях, так что наболтать что-нибудь смогу.

К счастью, в колониях попадаются разные люди. Мистер Блор полагал, что в роли южноафриканца со средствами он не вызовет подозрения ни в каком обществе.

Негритянский остров. Он бывал там в детстве… Вонючая, обгаженная чайками скала примерно в миле от берега.

И придет же людям охота строиться в таком месте! В плохую погоду там с тоски помереть недолго! Но у богатых свои причуды.

Старик в углу проснулся и сел со словами:

– Море ненадежное – нет, ненадежное!

– Верно, верно, – поддакнул мистер Блор. – Еще какое ненадежное.

Старик дважды икнул и плаксиво продолжил:

– Будет шторм.

– Нет, нет, старина, день сегодня отличный, – возразил мистер Блор.

Старик сердито пробурчал:

– Шторм идет. Я его чую.

– Что ж, может быть, и так, – согласился мистер Блор, не желая спорить.

Поезд подъехал к станции, встал, и старик, пошатываясь, поднялся.

– Моя оштановка. – И начал открывать окно.

Мистер Блор помог ему найти дверь. Старик встал на пороге. Воздел торжественно руку, подслеповато моргнул.

– Молищ и шмотри, – прошепелявил он. – Молищ и шмотри. Шудный день ближок.

И выпал на перрон. Оттуда он, полулежа, посмотрел на Блора и с неколебимым достоинством произнес:

– Это я вам говорю, молодой щеловек. Шудный день ближок.

Опускаясь на сиденье, мистер Блор думал: «Твой Судный день куда ближе моего!»

Но тут он, как скоро выяснится, ошибся…

Многие говорят, что «Десять негритят» - это лучший детектив Агаты Кристи и один из лучших детективов за всю историю. Я соглашусь с этим лишь частично. «Десять негритят» - это лучший роман Агаты Кристи и один из лучших романов за всю историю. Но он никак не может быть лучшим детективом королевы детективов, потому что он вовсе не детектив.

Знаю, многие готовы будут предать меня анафеме за эти слова, но посудите сами: тягучая, мрачная атмосфера, глубокий психологизм, отлично прописанные портреты персонажей, отсутствие традиционного раскрытия преступления героем-детективом - это совершенно несвойственные детективу признаки. Детективное расследование вообще играет в этой книге третьестепенное значение, автор концентрируется в первую очередь на персонажах.

Поэтому можно заключить, что «Десять негритят» - это невероятно напряженный и мастерски написанный психологический триллер. Возможно, благодаря этому роману мы знаем жанр триллера таким, как он есть.

И, наверное, только в триллере можно было осуществить то самое идеальное убийство, потому что любой детектив предполагает, что преступник допустил мелкие оплошности, по которым его и вычисляют. Тут же раскрытие убийцы не предполагается. Логика, внимательность, умение анализировать - отбросьте их, они не помогут вам. Не с этой книгой.

«И никого не стало».

Оценка: 10

«Десять негритят» называют лучшим романом Агаты Кристи. Не берусь подтвердить или опровергнуть данное высказывание, однако с уверенностью могу утверждать, что это один из лучших детективных романов, что я читал. «Детективных» не в полном смысле этого слова, т.к. в произведении есть изрядная доля триллера. Данная книга оказала сильное влияние на определенную часть массовой культуры (не одна и не две экранизации, использование приемов расследования в замкнутом пространстве в десятках сериалов, десятках фильмов и даже в парочке аниме – это как минимум, основываясь на личном кругозоре, да и большинство компьютерных игр-квестов сделаны по принципу, позаимствованному из романа), и чтение ее было для меня как возвращение к истокам. И хотя я с настороженностью отношусь к каким бы то ни было основоположникам жанра, «Десять негритят» мне нравятся и по сей день.

Эта история начинается с того, что 10 незнакомых между собой людей (за исключением семейной пары прислуги) прибывают в богатое поместье на Негритянском острове. Каждый прибывает по индивидуальному приглашению и каждому по приезде предъявляется обвинение в убийстве. Однако кроме 10-ти гостей на острове никого, кто же таинственный обвинитель? В какой-то момент гости начинают умирать один за другим, и найти агрессора становится первоочередной задачей. Кстати, для тех, кому интересно краткое содержание сюжета, но читать книгу нет желания (зря, конечно, она небольшая объемом и проглатывается легко), есть вариант ознакомиться с текстом считалочки о десяти негритятах: все смерти происходят именно так, как в ней описано.

В итоге мы имеем динамичный, в меру напряженный, детектив с персонажами не картонными, но и нереалистичными, в котором легко прослеживается мораль, а все вопросы обязательно найдут свои ответы. Рекомендую... да, пожалуй, всем, т.к. зачем ограничивать круг читателей?

Оценка: 9

Один из самых кровавых детективов Агаты Кристи. Обычно классические детективы писались по одной простой формуле: некая предыстория, убийство, расследование, разоблачение убийцы. Но виртуозный ум королевы детектива обошёл эту догму, и писательница создала блестящий роман.

Как и всегда у Кристи - характеры героев выписаны мастерски. Проходит некоторое время после прочтения, забываются имена и сложные для нашего уха английские фамилии, но образы, образы-то персонажей остаются. Так и в этом случае. Уже прошло больше года как я прочёл этот детектив, а Веру Клейторн помню до сих пор, наверное, она самый яркий герой, хотя другие не сильно отстают в пёстрости. Отчаянный гонщик, уравновешенный судья, мягкохарактерная прислуга...

Концепция идеального убийства настолько хорошо продумана и реализована, что, думаю, писательница съела не один мешок яблок, плескаясь в ванной. Догадаться кто убийца практически невозможно, это бы выходило за рамки возможностей человека. Если в детективах о Пуаро, например, можно до вердикта догадаться кто же на самом деле соврал (у меня даже пару раз получалось), то здесь я был практически бессилен. Но когда дочитываешь последнюю страницу - это не передать...

Пару слов хотелось бы замолвить о считалочке. Очень остроумный ход, очень. Люди наконец-то поняли, что их убивали и продолжают убивать по жестокому сценарию, но паника и инстинкт самосохранения затуманил их разум, что играет на руку расчётливому убийце. Вообще, очень жутко. Трудно представить, как бы повёл себя ты в такой сложной ситуации.

Кристи подарила миру один из самых величайших детективов в истории. Он был, есть и будет оставаться моим самым любимым, потому что логика против него бессильна.

Оценка: 10

Последний негритенок поглядел устало,

Он пошел повесился, и никого не стало.

Агата Кристи считала этот роман своим лучшим произведением, и в этом с ней солидарны миллионы читателей во всем мире. Классика детектива привнесшая в жанр тему “идеального убийства”, и породившая множество последователей.

Роман выделяется своей мрачной, почти пугающей атмосферой, которая нагнетается посредствам использования различных приемов, таких как изолированный остров, непрекращающиеся последовательные убийства. При этом действие происходит в дождь и штормовой ветер, что само по себе не добавляет оптимизма. Кристи мастерски создает эффект присутствия убийцы словно он где-то рядом, за углом прячется в тени.

Не могу сказать об одном единственном недостатке мной замеченным, так как это будет отчасти раскрытием сюжета. Но могу сказать одно - это практически “идеальный детектив”.

Оценка: 9

Попалась книга «Десять негритят» в отделе иностранной литературы на французском. Что ж, что-то надо брать на индивидуальное чтение, почему не эту книжку? Как результат всё стало побоку, мир сконцентрировался на Негритянском острове и жизни десяти человек.

Сказать, что очень интересно, это бессовестно мало. Сказать, что предсказуемо, значит сознаться в том, что не читали его. Это образец того, как надо писать, чтобы закрутить сюжет. Наверное, для начинающих писателей это настольная книга, как надо писать.

Герои, несмотря на такое их количество, ярко индивидуальны и их не путаешь. У каждого свой скелет в шкафу - у кого из нас их нет? Герои нам становятся ближе. А когда события только разворачиваются, волнуешься с ними. Атмосфера великолепна - напряжённость сквозит во всём. То, как герои пытаются спастись, какие версии они выдвигают, всё логично и непротиворечиво. Финал, когда остаётся их трое, это прямо Средневековье, того и гляди пляска святого Витта начнётся. Истерия на высоте и заслоняет сознание.

Спойлер (раскрытие сюжета)

Не будь истерии, Блор мог бы спастись, скажи ему Вера о часах с барельефом

Прекрасный план манипуляции мнениями людей, который нигде не даёт сбоев, очень оригинально.

В книге есть два финала: один- на острове, второй- исповедь убийцы. После первого финала сумятица в мыслях достигает предела, а после второго понимаешь, как же всё красиво и стройно закручено. Высший пилотаж дать имя убийцы в последней строчке эпилога.

Очень красиво построенная книга, логичная и иррациональная разом (логичная- когда узнаёшь второй финал, иррациональная до этого). Читается очень быстро, без перерывов (читатели забывают о том, что существует мир вокруг).

Читается настолько упоительно, что за один вечер проглатываешь почти 100 страниц иноязычного текста. Правда, утром наблюдается некоторая заторможенность, но это пустяки, ведь стало известно имя убийцы!

Оценка: 10

Я не люблю читать Агату Кристи, потому что... Она - мой детективный эталон! Лучше ее историй мне не встречалось загадок. Почти все я предугадываю по крайней мере в первой трети книги, а иногда и в четверти, и потом просто дочитываю - подтверждаю свои догадки и даю автору шанс высказаться.

Что в прошлый раз (в «Убийство в Восточном экспрессе»), что сейчас - я до последних страниц хлопала глазами и думаю: «Где же этот дворецкий, который всех убил?»

Сюжет «Десяти негритят» знаком многим по советскому фильму. Я фильм не помню, это м̶е̶н̶я̶ ̶и̶ ̶п̶о̶г̶у̶б̶и̶л̶о̶ не давало спать всю ночь. На угрюмом Негритянском острове один богач построил особняк, а второй его взял в аренду. Туда он пригласин на редкость разношерстную публику: мажора, доктора, судью, старую деву, училку, всего двух слуг, бывших военных. В комнате каждого гостя обнаружился лист с детской песенкой о том, как «десять негритят отправились обедать, их осталось девять» и так до тех пор, пока «и никого не стало». По странному стечению обстоятельств, с каждой смертью в столовой уменьшалось по одной статуэтке-негритенку, служившими оформлением. Всем гостям был зачитан приговор на грамофонной записи, но всерьез они его не восприняли, хотя голос знал, о чем он говорит, и собрали этих десятерых на острове не случайно.

Измучилась от зуда любопытсва! Каких только версий у меня не было! И убийца среди гостей! И он ловко скрывается! И вообще действует организованная банда! Но почти никак не ожидала Такого финала!

Теперь мне этак книга дорога не только сакральным знанием, что я читала оригинал, а не только смотрела фильм, и даже не только замечательно проведенным временем. Мне понравился посыл наказуемости даже в тех случаях, когда официально никаких обвинений предъявить нельзя. Закан совести что ли. Не очень понравилось, что перстом карающим назначил себя человек, такой же смертный, как и «обвиняемые», но! Он один заступился за невинно пострадавших по чужому действию или преступному бездействию. И то, что не хватило улик, внимательности со стороны полиции или просто ума следователям, чтобы соединить ниточки в поиске действительно виновных - чести Закону не делает.

Закостенелым бюрократам такое читать нельзя. Их непривычные думать и чувствовать самостоятельно мозги не выдержат, закипят, взбунтуются. Для остальных - это хороший пример, что «Бог не Микишка, у него своя книжка» и вести себя нужно прилично и достойно. В любой ситуации, с любым человеком. Для желающих писать свои собственные детективы - экзамен на знание творчества Агаты Кристи обязателен!

Оценка: 10

Сюжет произведения шикарен! Загадка странных убийств на острове завораживает и заставляет найти логическую разгадку. Но этого сделать не получается. Вначале начинаешь подозревать одного, потом другого. А когда узнаёшь, что на самом деле творилось на острове - просто разводить руками от неожиданной развязки.

Загадка хороша, но больше всего мне понравилась атмосфера повествования. Мистика происходящего пугает и заставляет ужаснуться. Но это вначале: после знакомства с героями понимаешь, что они заслужили своей доли.

Характеры персонажей очень разные. Поэтому и вести себя они начинают по разному. Наблюдая за этим задумывается, что бы сделал я на их месте. И эти размышления позволяют ещё больше погрузиться в роман.

Мне понравилось, что нашлись «негритята», которые сумели понять ужас своих преступлений и раскаяться.

Произведение отличное, читается в один присест.

Оценка: 10

«Десять негритят» - роман, который могла написать только Агата Кристи, по крайней мере до того момента, пока она же не создала и толком не оформила правила и эстетику поджанра «детектива в бутылке».

Большой дом в отдалении от людей, на котором селится десяток персонажей, каждый из которых – неоднозначная личность со своим сором в шкафу. Этих персонажей сталкивает неведомое нечто, личину которого и предлагается разгадать читателю, с чредой нежданных для них поворотов истории, которые большинству грозят вполне реальной и ввергающей в ступор смертью. В конечном итоге читатель наблюдает некоторый итог и дивится разгадке. И вот мне, как человеку, также занимающемуся на каком-то уровне написанием книг, всегда после прочтения книг Агаты Кристи интересно: как она создавала этот роман. Она изначально придумывает идею убийств, расстановку и хитроумные переплетения случайностей, так или иначе подстроенных пока обезличенным персонажем, а после уже, на костяке интриги и уже известной ей разгадки, формирует «мясо» героев? Их характер, мировоззрение, повествования с явной загадкой во главе - это ведь уже после того, как ей всё известно, так? Или она так же, как и Кинг, давала книге «вести» себя? Формировала разгадку по мере написания романа? Эта особенность постоянно посещает мою голову после прочтения именно её книг и по довольно простой причине: в своём финале её творения ещё ни разу меня не разочаровали. Постоянно убийца - это тот, кого читатель ожидает узреть в этом образе меньше всего. Постоянно это некто неприметный, некто ровно такой же, как и все остальные. Именно тот персонаж, на которого ты ни за что не подумаешь. Однако то, что ты бы на него не подумал никогда, становится понятно только после того, как Агата Кристи четко сообщает, что убийца - это он и есть. Это необычайнейшее чувство восхищения и удивление, которое можно пережить только раз за книгу, и потому в поисках этого ощущения берешься за каждую книгу Кристи с жадностью, ровно до тех пор, пока не прочтёшь их все.

Но иногда от этой эмоции следует отступить. Точнее - надо дать ей немного остыть. И тогда можно увидеть некоторые моменты, которые работают по чистой случайности сценарного гения Кристи. В противоположение можно явить столь же известное творение писательницы «Убийство в Восточном Экспрессе». Там убийство было столь же изобретательным и не выдающим убийцу. Однако оно было одно и сконструировано чётко, без возможности какого-либо сослагательного наклонения. С этой загадкой сталкивается детектив Пуаро, которого пытаются запутать и вогнать в неведение. И уже в процессе запутывания, из-за не запланированности, вырисовываются загвоздки и зацепки для практика-детектива. Здесь же, в романе «Десять негритят», сами убийства предполагают за собой сослагательные наклонения, в которых сугубо уверен убийца, но это не даёт права уверовать в это читателю, ибо герои по тому и внушают доверия, что они подобны живым людям и значит, в определённых ситуациях, их действия могут быть не предсказуемы. Ситуация, в которой оказались гости Негритянского острова - верх не типичности и экстраординарности. Потому такая уверенность убийцы мне всё-таки передалась не окончательно. Как пример следующие строки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Я открыл одну из нижних коробок, кажется, с галетами, сунул туда револьвер и снова заклеил ее скотчем.

Я рассчитал - и не ошибся, - что никому не придет в голову рыться в запаянных банках и запечатанных коробках, тем более что все верхние жестянки были нетронуты.»

Это - лишь слабый пример, которых в финале книге немало и, более того, имеются куда более весомые. Но выбрал я этот потому, что через него можно узнать крайне мало информации о сюжете (хотя всё равно отмечу спойлером, на всякий случай). Так вот. Здесь убийца прячет определённый предмет в съестных запасах, подразумевая, что перепуганные и уже не раз рыскавшие по всему острову люди на пороге гибели всё равно не станут кромсать банки и пластиковые упаковки галет в поисках чего-либо, направляющего на след убийцы. Я же в этом столь уверен не был. Во-первых: слишком большой градус патовости ситуации сам собой приказывает человеку делать всё, что угодно, лишь бы выжить. Во-вторых: это уже, повторюсь, далеко не первое сослагательное наклонение в развязке, почему и скепсис возрастает с каждым подобным разом всё сильнее.

Оценка: 8

Господа! Я собрал вас здесь, что бы объявить, что убийца – один из нас!

Ах, как же я люблю такие завязки! Когда смотришь на представленный набор героев и думаешь: «да никто из них не мог», или наоборот «да все они могли»! Потом выбираешь себе одного или несколько героев, кто «точно мог» или «точно не мог» и следишь за ними, в процессе расследования получая одинаковое удовольствия и если был прав, и если ошибся.

Но детектив – самый сложный из всех возможных жанров. Потому что не допускает полутонов и мелких недочётов. Он или получается или нет. Малейшая корявость, малейшая попытка манипуляции читателем – и провал.

Во-первых, автор достаточно часто переключает фокус с одного героя на другого, и рассказывает о том, как одному стало страшно, другой удивился, третий испугался, четвёртый был растерян и тому подобное. А значит, слишком быстро и слишком легко пополняется список тех, «кто точно не мог», оставляя двух-трёх возможных кандидатов в убийцы. Потом все они погибают и остаются только те, кто, вроде бы, «точно не мог». И тут же возникает убивающее всё удовольствие чувство, что чёрной кошки в тёмной комнате и вовсе нет. Но нет, господа, она была!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

И тут – главная претензия к книге. Нельзя быть немножко беременной и немножко мёртвым! Если автор в отношении своего героя использует слова «труп», «тело» и т.д. – значит, всё, баста, финита-ля-комедия – человек вышел из игры. Он не должен воскресать. Если автор хочет напустить таинственности – пусть использует другие слова, обтекаемые выражения, и ситуации, которые потом можно будет переосмыслить. Но если четверо человек освидетельствовали труп – то он, простите, труп. Ладно, было темно. Ладно, предположим, никто не заметил, что «труп» дышит. Ладно, предположим, кроме доктора никто не стремился внимательно его разглядывать, но, чёрт возьми, его же переносили! И не один доктор в одиночку нёс тело как мешок через весь дом и в том числе по лестнице. Это старый больной человек – он не мог ни разу не охнуть, когда ему делали неудобно (а ему не могли не сделать неудобно), или хотя бы инстинктивно не принять более удобное положение.

Мне, действительно жаль, что так у меня не сложилось с этой книгой. И я действительно признаю, что задумка очень неплоха. Но исполнение подкачало. Может быть, это вина переводчика, который мне достался, или может быть я просто слишком придираюсь к мелочам? Ведь стоило один-единственный эпизод описать более осторожно, и я ставила бы десятку. Но увы, или получилось – или нет.

Оценка: 6

На этот раз первыми новый роман Кристи начали читать американцы. Начиная с мая 1939 роман начал публиковаться в каком-то еженедельном журнале. Потребовалось семь выпусков. В Англии роман начал выходить небольшими кусками в ежедневной (!) газете (!!) чуть позже - с 6 июня. Газете потребовалось 23 выпуска. А окончание романа по обе стороны океана появилось в один день - 1 июля. И в конце года появилось первое издание в виде книги.

Издание по частям в журналах для Кристи не ново, и до “Негритят” так издавали некоторые из ее романов. (Смерть лорда Эджвера, к примеру, так выходила). Но вот в газете - это было в первый раз. И то ли звезды так совпали, то ли издатели решились на такой шаг, после того как оценили качество романа, но это лучшее творение писательницы. Сто миллионов экземпляров тираж - это сильно.

Сама писательница уже через несколько лет изгадила свое произведение. Переделала роман в пьесу, и в ней изменила финал, променяв цельную законченную историю на поганенький хэппи-энд

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

(Ломбард и Вера остаются в живых).

История с названиями книги достаточно известная - из соображений политкорректности негритят, вынесенных в название, заменяли кто во что горазд. Они успели побывать и индейцами, и солдатами, и слугами, и моряками. А книга на Западе, в основном, известна под политкорректным названием “И никого не стало”. Есть еще куча названий в разных странах, особенно мне нравится название “Никто не выжил” - сохраняет интригу, не правда ли?

В России, к счастью, до такой дури пока не дошли и книга у нас всегда издавалась с родным названием. Правда, иногда резали сам текст. Я когда роман читал в первый раз, четверть века назад - так там были дикие сокращения по тексту (например, была полностью удалена глава с прибытием полицейских). Сейчас издается уже полный вариант романа.

Сюжет за 80+ лет, с момента написания, затерт до невозможности. Очередной герметичный роман Кристи. На этот раз ограничителем пространства служит остров и отсутствие возможности с него выбраться. По стилю не очень характерно для писательницы - не детектив, а триллер. Да и количество трупов больше, чем в среднем по творчеству.

В романе всё то у убийцы получается. Всё идёт как задумано, никаких отклонений от плана нет. Все мрут строго по порядку. Никто из будущих жертв не истерит (кроме финальной тройки), ни баррикадируется в подвале с запасом еды. Ни пытается в качестве превентивной меры перебить остальных, чисто на всякий случай (а ведь там собрались убийцы). Зато убийце повезло, что Роджерс увлекся работой и не слышал его, повезло с часами, брошенными на Блора. А вот если бы промахнулся на несколько сантиметров, то что бы убивец делал? Ну вот Кристи решила так - пусть у убийцы всё получится.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

С доведением Веры до самоубийства тоже можно поспорить - она же последняя (по ее мнению), всё, она победила, убийца мертв, виват, гарсон, шампанского, а она в петлю.

Последние две главы - с полицией и посланием в бутылке кажутся неестественно вкряченными в книгу. Полицейские лишь рассуждают о том, что они ничего не поняли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

А письмо, где судья подробно объясняет свои мотивы - просто глупо, судья всю жизнь был максимально закрытый человек, а в последние полчаса жизни решил исповедаться.

Но другого способа всё объяснить Кристи не нашла. Да и при печати в газете это было эффектно. Среда - все умерли. Четверг - полиция ничего не нашла. Пятница - а вот вам и разгадка. Красиво.

Итого. Отличный роман. И перечитывать интересно.

Оценка: 8

Деформация Уоргрейва или психоз

У всех рано или поздно появляется желание убить кого-то в мыслях. Однако не все доходят до этого. Почему так, неизвестно. Скажут многие. А ведь именно профессиональная деформация судьи привела к такому печальному исходу. Но был это след профессии или наследственная страсть к жестокости. Давайте разберемся.

Да, все эти люди по-своему были виноваты. Я не буду впадать в апологетику. Я сам из таких людей. Корыстный и завистливый. Делающий все ради личной выгоды. Не думая о чувствах других людей. Даже близких. И меня за это вешать?

Разумеется, нет. Я никого не убил или по крайней мере я не видел смерти человека. Замечу, что это произведение рассказывает нам о негативном опыте и явлении как деформация личности. Если Эркюль Пуаро представлен нам как позитивный пример этого явление. Хотя и у него есть заскоки. Но об этом я писать не буду. Вы итак знаете об этом. Лоуренс Уоргрейв - это пример того же Эркюля Пуаро, но ставший со временем наиболее одержимым. То есть, превратившийся в маньяка. Хотя люди которые являются помешенными на какой-то идее. Они уже маньяки. Разделим понятия «маньяк» и «серийный убийца». Маньяк - как я уже говорил. Это человек помешанный на каком-то деле. Но он необязательно убийца. Серийник - это уже пример полной деформации личности. Как например Битцевский Маньяк. Убивающий с его точки зрения ненужных людей. Сам себя он называл санитар леса или хозяин битцевского парка.

Так что бросается в глаза. Судья за всю жизнь умело скрывал свои садизм и агрессию. Затем, когда он узнал о раке. В нем как в машине активировался механизм желания убивать. Это не страх перед смертью, нет. Совсем наоборот, он подобен ребенку который в детстве (он сам это описывал в конце истории) любил убивать садовых вредителей. К слову, не все маньяки и серийники мучают животных. Но кто знает, может убивая животных или экспериментируя с ними. Родители видно не уследили за этим и пустили все это на самотек. Очень часто родители способных и талантливых детей игнорируют их же негативные черты. Дети, если у них есть друзья и те, кому они могут исповедоваться. Они нейтрализуют все эти негативные аспекты. Когда человек одинок. Сознательно или несознательно избегая разговоров и бесед. Он начинает мнить себя сверхчеловеком, не имея никаких на то причин. Хотя причины могут быть разные. Неразделенная любовь, холодное отношение родных, нелюбовь сверстников. Человек просто обозлится на весь мир. И даже когда у него настанет момент истины и духовного взросления. Будучи взрослым, он останется ребенком. Этому «ребенку» просто будет нравиться манипулировать людьми и заставлять их умирать и убивать за «псевдо идеи». Почему «псевдо», потому что нормального человека вырывают из нормального ритма жизни. Он хочет вернуться, но не может. И, в конце концов, становится убийцей и революционером. Даже достигнув вершин. Он будет понимать, что лишился собственной души или правильней сказать воли. Его воля - это воля Диктатора. Человек теперь просто зверь. Не из «стада», как любят говорить наши чиновники. А просто имеющий часть разума и желание питаться существо. То есть, живое зомби. Конечно, речь не идет о Франкенштейне и его чудовище. Но пример заразителен. Люди подобные Гитлеру и Наполеону они страшны потому, потому что они используют низшие пороки человека во имя собственных целей. Революция и Анархия становятся хорошим лейтмотивом для таких людей. Но когда в стране реальная демократия. Ты можешь подать в суд и выиграть дело. Защищать свои права. Получать от жизни удовольствия. Тогда чиновники и полиция поймут, что им деваться некуда. Любая взятка гарантирует тюрьму или расстрел. Однако менталитет мешает людям. Чувство стыда, страха, отвращения и нежелания принимать решения их это пугает. И вот появляется новый фюрер или вождь. Неважно как он пришел к власти. Главное другое, у него есть воля к жизни. При настоящей демократии, такие люди не будут востребованы. Поскольку, человечество достигло уровня, при котором такие лидеры не нужны или они в данный момент неактуальны. В идеальном мире (т. е. в хорошо развитой стране), они могут быть мастерами своего дела с семьями и детьми. Они и сами будут понимать, что им не нужно все это. Будут работать никому, не мешая и не вредя. Но люди несовершенны. Наша церковь тоже. Ей давно пора подумать, чтобы не держать при себе «фанатиков». Бывших членов ЦК партии, которые ищут новую веру как альтернативу старой. В таком случаи, не бойтесь сказать «нет», хотя бы раз в жизни и сделайте то, что хотите. Но страх сильнее.

Именно поэтому у нас рождаются Наполеон Бонапарт, Адольф Гитлер и другие страшные лидеры. Они лишь люди в человеческой оболочке, а внутри они чудовища. И поэтому, даже не убивая человека физически. Они могут переложить эти функции на другого человека. Внушив ему идею того, что «цель оправдывает любые средства» уничтожая и убивая все на своем пути. Хороший пример, это Эдмон Дантес. Чем он отличается от судьи Уоргрейва. Многие скажут: «он мстил, как и любой нормальный человек». Да, но многие забывают. Как хладнокровно он использовал детей, жен и близких своих врагов для этой цели. А причем тут они?

Притом. Они стали орудием в руках «холодного» Дантеса. Аналогично, доктор Армстронг и Вера Клейторн. Разница только в том, что Дантес разочаровался в своих идеях. Уоргрев нет. Конечно, найдутся защитники и того, и другого. И Уоргрейва, и Дантеса. И даже о Бонапарте и Гитлере могут сказать, что «величие требует жертв». Найдутся и другие, кто скажет. Иван, причем тут политика и обычные люди. Те, кто не интересуются политикой, меня не поймут. Однако знаменитый лозунг «Фюреры приходят и уходят, а народ остается». Сталин специально придумал этот лозунг, чтобы русский народ не уничтожил немцев. Эти товарищи (немцы) знали, что они натворили. Потому и молчали. И вот что интересно. Почему Сталина я не назвал маньяком и серийником. Потому, Сталин создал и оставил после себя государство. А Гитлер и Наполеон ужас и террор. Печальный конец для двух неудачников. Как бы их там СМИ и средство массовой информации не раскручивали. В общем, что мы имеем. Деформация, какой бы она не была. Это признак расстройства личности. Необязательно в медицинском или социальном плане. Это как рак головного мозга. Рак разума. Лучший способ вылечиться от этого расстройства. Это признать все свои ошибки и раскаяться в содеянном. Признать, что в детстве тоже был не прав и тоже много чего делал, чтобы люди тебя не любили. В этом и суть человека.

Оценка: нет

И никого не стало...

Как только я прикоснулась к первым страницам этого захватывающего детектива, я поняла, что впереди меня ждет увлекательное путешествие. Непревзойденное мастерство Агаты Кристи показать всю изнанку привилегированного общества, где люди вершат самосуд и сами решают, кому выносить приговор.

Все события в книге были связанны единой нитью и менялись одно за другим, увлекая все дальше. Я так сильно была поглощена этой книгой, что прочитала ее за два дня. Оторваться было невозможно. Приятный слог автора, выразительные персонажи, закрученный сюжет – все сложилось удачно.

Но чем ближе была разгадка, тем больше я запутывалась в собственных мыслях. Отличный пример идеального преступления. Мне не удалось разоблачить убийцу. Я предполагала, что самыми очевидными персонажами на эту роль будут Вера и Ломбард, но и тут я ошиблась. В конце концов, я выдвигала предположение, что все герои просто поочередно убивали друг друга, либо кончали жизнь самоубийством, потому, что их мучили угрызения совести. Однако и тут я была не права.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Судья Уоргрейв показался мне самым здравомыслящим из всех героев. Это и была ловушка, в которую я попалась. Как правило, ведь убийца - тот, на кого даже и не думаешь. И судья таким и казался, его позиция была позицией человека со стороны – держать все в своих руках и при этом играть жертву. Эта роль далась ему на все 100! Я ни нашла ни единой зацепки в тексте (а возможно я просто невнимательно прочла, увлекаясь повествованием) которая определенно могла бы навести на мысль об убийце. Единственный факт в истории смерти судьи меня смутил: ни одному герою не было слышно выстрела. Это натолкнуло меня на мысль, что судья жив, но он мог, таким образом, просто себя обезопасить, притворившись одним из жертв. Хотя у меня были мысли, что убийца – человек, хорошо знающий закон. И пару раз я делала ставки на судью и Блора. Но слишком хитро выстроила сюжетную линию леди Кристи.

Самыми очевидными кандидатурами для меня на роль убийцы были Вера, Армстронг и Ломбард.

Вера – ее нервозное поведение частенько запутывало меня и приводило в тупик. Известно, что на грани с истерикой женщина может быть очень хладнокровной и жестокой. Если уж ради любимого человека она пошла на преступление, почему бы ей не начать вершить суд, в виду разыгравшегося безумства?

Армстронг – врач, у него была легкая возможность подсыпать яд или снотворное миссис Роджерс и Марстону. Но в других преступлениях я не видела его вины. Именно эти факты подтолкнули меня к мысли, что он действовал в сговоре с кем-то еще, для установления правосудия. Но, по-моему, слабоватый мотив, учитывая, что его руки тоже были в крови.

И, наконец, Ломбард. Один из самых хладнокровных и жестоких. Обрек 20 человек на верную смерть. Что ему мешало продумать гениальный план и более изощрено убить 9 человек? Но, как показала многоуважаемый автор, Ломбард не так умен и изобретателен. Все, на что он способен – убийство с целью самозащиты, для чего и нужен был револьвер.

Книга читается легко, нет ничего лишнего от первой до последней страници, не каких тебе нудных и долгих описаний, отступлений от сюжета, всё только самое необходимое! В начале все 10 персонажей кратко описываются, а потом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

выясняется за что они были посланы на остров (голос с пластинки выдаёт «страшные» тайны каждого персонажа, в чём они виновны, и за что понесут наказание). Потом одна из будущих жертв видит считалочку про десять негритят. И именно так и согласно считалочки будут они умирать. «Опытные» любители детектива, сразу заподозрят что это проделки судьи, т.к. он больше всех «умничает», помогает строить предположения, и вообще старается быть лидером, держать ситуацию под контролем. Основной сюжет пересказывать не буду, в конце все умерли, а кто же убийца? Так и не понятно. Зато во «втором конце» произведения, находится бутылка с запиской (которая была отослана полицейским) в которой главный злодей, которому не чего терять (ну прям Пила:-)) и говорит как всё было провёрнуто

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

что каждого обвиняют в преступлении. Уоргрейв обвинил и самого себя, но ведь все были уверены, что Ситон виновен, и сомнений не было никаких. В отличие, например, от случая с Блором. Так что судья выделялся с самого начала.

Но при чтении я этого не заметил.

Зарубежный детектив «Десять негритят» принадлежит перу Агаты Кристи. Сначала он издавался частями в США и Великобритании, а затем его выпустили отдельным изданием. Эта книга считается одной из лучших книг писательницы, сама Агата Кристи тоже так считала. Роман переведён на множество языков, по нему снято несколько фильмов. Благодаря этому яркому, интригующему произведению Агата Кристи является одним из самых популярных авторов.

Десять людей, совсем незнакомых друг другу, приглашены посетить остров некой семейной парой А. Н. Оним. По прибытии туда, они видят, что таких людей здесь нет. В гостиной дома они обнаруживают десять фарфоровых фигурок негритят на подносе. Также в комнате у каждого гостя на стене есть считалочка о 10 негритятах, которые умирали один за одним, а последний повесился, чтобы не быть одному.

Дворецкий этого дома получил письменные указания от хозяев и, следуя им, включил граммофон. Каждый человек услышал о том, что он виноват в смерти другого человека. Осознанно или нет, но каждый из них совершил поступок, который повлек за собой смерть.

Люди не могут выбраться с острова, их лодка не вернулась за ними, началась буря. Они погибают один за другим самыми разными способами. После смерти исчезает по одной фигуре со стола. Пленники обыскали остров, оказалось, что кроме них здесь никого нет. Никто не может понять, чьих это рук дело, они подозревают друг друга, атмосфера в доме очень напряжённая. Последней остаётся женщина, которая видит в своей комнате стул и веревку и решает повеситься.

Но как же найти ответ на вопрос, кто всё это сделал?

Сюжет детектива интересно переплетается с детской считалочкой. Книга читается с азартом и нетерпением узнать правду, найти разгадку, которую не может обнаружить даже полиция.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Десять негритят" Агата Кристи Маллован бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

За 86 лет жизни Агата Кристи написала почти 70 романов. Это очень много. Если прочитать столько детективов подряд - наверняка самому захочется кого-нибудь убить.

К счастью, специалисты по литературе считают, что истинными шедеврами являются лишь 10 произведений британской писательницы. Десять - это уже не так много. После десяти детективов вполне можно удовлетвориться шантажом, разбоем или, в крайнем случае, пытками.


«Убийство Роджера Экройда» (1926)

Расследует Эркюль Пуаро

Ты никогда не догадаешься, кто убийца. Правда. Книга вышла в 1926 году и вызвала настоящий шок. До сих пор ни один из авторов детективных романов не догадался сделать убийцей… Все, все, молчим.

«Убийство в доме викария» (1930)

Расследует Мисс Марпл

Еще одна новация: в качестве сыщика впервые на сцену вышла дряхлая старая дева, в которую публика сразу страстно влюбилась. Теперь старушке придется пробыть на этой сцене почти полвека: в последних романах с ее участием писательница намекает, что мисс Марпл уже перевалило за сто лет.

«Убийство в Восточном экспрессе» (1934)


Расследует Эркюль Пуаро

Детектив экранизировали примерно миллион раз - во всех странах, сумевших изобрести кинопленку. Угадать убийцу ты опять-таки наверняка не сможешь. А еще книга обессмертила поезд, шедший от Стамбула до Парижа, роскошный экспресс класса люкс. Бархатные портьеры, серебряные подстаканники, трупы в купе - все как положено.

«Загадка Эндхауза» (1932)

Расследует Эркюль Пуаро

Кроме закрученного сюжета - отличное описание золотой молодежи времен Великой депрессии, из которого следует, что наши прабабушки занимались сексом с кем ни попадя и гоняли на автомобилях. Странно, что у них родились такие приличные и благонамеренные правнуки.

«Смерть на Ниле» (1937)

Расследует Эркюль Пуаро

Детектив написан так увлекательно, что подмывает все бросить, взять билет на круиз по Нилу и быть там изящно убитым. Тоже великое множество экранизаций - какому режиссеру не захочется снять фильм на великолепном пароходе, где все в жемчугах и смокингах?

«Десять негритят» (1939)


Расследуют Томас Легг и инспектор Мейн

«Десять негритят решили пообедать - один подавился, и их осталось девять». Самый тяжелый и трагичный из детективов писательницы. Идеальный триллер: вся правда о мраке преступных душ. У нас экранизирован Говорухиным - с гениальной Татьяной Друбич в главной роли. И да, из соображений политкорректности на Западе роман теперь выходит под названием «И никого не стало».

«Смерть приходит в конце» (1944)

Никто не расследует

Муж-археолог - прекрасное подспорье для любого автора детективов. Действие романа происходит в Древнем Египте, четыре тысячи лет назад. Детальное и довольно точное в историческом плане наблюдение за жизнью древнеегипетской семьи, в которой орудует тайный убийца. Этой книгой леди Агата доказала, что умеет заставлять читателей влюбляться не только в британский быт. Египетский у нее тоже очень соблазнительно получается.

«Зло под солнцем» (1941)


Расследует Эркюль Пуаро

Пляж, пальмы, солнце, блестящий отель на острове - и знаменитая актриса-социопатка в роли главного аниматора, которая старательно допекает всех гостей по очереди и под конец оказывается жертвой жестокого убийства. Удивительный детектив, читая который ты искренне и горячо желаешь, чтобы убийцу этой очаровательной дамы так и не нашли.

«Скрюченный домишко» (1949)

Расследует Чарльз Хейворд

Чисто семейное дело: на похоронах богатого старого грека его многочисленное никчемное семейство грызется из-за наследства. А потом начинаются странные смерти. Более подробно описать происходящее нельзя, получится сплошной спойлер, но убийцу опять-таки весьма трудно угадать даже опытному читателю.

«В 4.50 из Паддингтона» (1957)

Расследует мисс Марпл

Еще одна любимая книга экранизаторов. Старушка в поезде видит мельком, как в купе другого поезда мужчина душит женщину. Впрочем, может быть, старой леди этот ужас только привиделся? И даже если нет - где искать убийцу и жертву, кто они такие? (Электронные именные билеты изобретут только через полвека.) Но мисс Марпл эти пустяки не остановят!

В углу курительного вагона первого класса судья Уоргрейв – он недавно вышел в отставку – попыхивал сигарой и просматривал отдел политики в «Таймс». Вскоре он отложил газету и выглянул из окна. Поезд проезжал через Сомерсет. Судья подсчитал – ему оставалось еще два часа пути.

Снова и снова он перебрал в уме все, что писалось в газетах о Негритянском острове. Первоначально его приобрел американский миллионер – страстный яхтсмен, который построил на этом островке неподалеку от берегов Девона роскошный дом в современном стиле. Но увы, третья жена миллионера, его недавнее приобретение, не переносила качки, и это вынудило миллионера расстаться и с домом, и с островом. И вот в газетах замелькали объявления о продаже острова в сопровождении весьма красочных описаний. Затем последовало сообщение: остров купил некий мистер Оним. И тут заработала фантазия светских хроникеров. На самом деле Негритянский остров купила голливудская кинозвезда мисс Габриелла Терл! Она хочет провести там спокойно несколько месяцев – вдали от репортеров и рекламной шумихи! «Бизи Би» деликатно намекала: остров будет летней резиденцией королевской семьи. До мистера Мерриуэдера дошли слухи: остров купил молодой лорд Л. – он наконец пал жертвой Купидона и намерен провести на острове медовый месяц. «Джонасу» было доподлинно известно – остров приобрело Адмиралтейство для проведения неких весьма секретных экспериментов!

Поистине Негритянский остров не сходил с газетных полос.

Судья Уоргрейв извлек из кармана письмо. На редкость неразборчивый почерк, но там и сям попадались и четко написанные слова:

«Милый Лоренс... Сто лет ничего о Вас не слышала... непременно приезжайте на Негритянский остров... Очаровательное место... о стольком надо поговорить... старые времена... общаться с природой... греться на солнышке... 12.40 с Паддингтонского вокзала... встречу Вас в Оукбридже...»

И подпись с роскошным росчерком:

«Всегда Ваша Констанция Калмингтон».

Судья Уоргрейв унесся мыслями в прошлое, стараясь припомнить, когда он в последний раз видел леди Констанцию Калмингтон. Лет этак семь, если не все восемь назад. Тогда она уехала в Италию греться на солнышке, общаться с природой и с contadini . Он слышал, что вслед за этим она перебралась в Сирию, где собиралась греться под еще более жарким солнцем и общаться с природой и бедуинами.

«Купить остров, – думал судья, – окружить себя атмосферой таинственности вполне в характере Констанции Калмингтон». И судья кивнул: он был доволен собой – его логика, как всегда, безупречна... Потом голова судьи упала на грудь – он заснул...

Вера Клейторн – она ехала в третьем классе – откинулась на спинку сиденья и закрыла глаза; кроме нее, в вагоне были еще пять пассажиров. Ужасно жарко сегодня в поезде! Как приятно будет пожить у моря! Нет, ей положительно повезло с этой работой! Когда нанимаешься на лето, вечно приходится возиться с кучей детей – устроиться секретарем почти невозможно. Даже через агентство.

И вдруг она получает письмо:

«Мне Вас рекомендовало агентство «Умелые женщины». Насколько я понимаю, они Вас хорошо знают. Назовите, какое жалованье Вы хотите получить, я заранее на все согласна. Я ожидаю, что Вы приступите к своим обязанностям 8 августа. Поезд отправляется в 12.40 с Паддингтонского вокзала. Вас встретят на станции Оукбридж. Прилагаю пять фунтов на расходы.

Искренне Ваша

Анна Нэнси Оним».

Наверху значился адрес: «Негритянский остров, Стиклхевн. Девон».

Негритянский остров! В последнее время газеты только о нем и писали! Репортеры рассыпали многозначительные намеки, сообщали занятные сплетни и слухи. Правды во всем этом было, по-видимому, мало. Но, во всяком случае, дом этот построил миллионер, и, как говорили, роскошь там была умопомрачительная.

Вера Клейторн, изрядно утомленная недавно закончившимся семестром, думала: «Место учительницы физкультуры в третьеразрядной школе – не бог весть что... Если б только мне удалось получить работу в какой-нибудь приличной школе...» Тут сердце у нее сжалось, и она одернула себя: «Нет, надо считать, мне повезло. Если ты побывала под следствием, на тебе пятно, пусть даже тебя в конце концов и оправдали».

И она вспомнила, что следователь в своем заключении отметил ее присутствие духа и храбрость. Да, следствие прошло хорошо, просто лучшего и желать нельзя. И миссис Хамилтон была так добра к ней... если б только не Хьюго. (Нет , нет, она не будет думать о Хьюго! )

Несмотря на жару, по коже у нее пошли мурашки, она пожалела, что едет к морю. Перед глазами возникла знакомая картина. Сирил плывет к скале, голова его то выныривает на поверхность, то погружается в море... Выныривает и погружается – погружается и выныривает... А она плывет, легко разрезает волны, привычно выбрасывая руки, и знает, слишком хорошо знает, что не успеет доплыть...

Море – теплые голубые волны – долгие часы на жарком песке – и Хьюго – он говорит, что любит ее... Нет, нельзя думать о Хьюго...

Она открыла глаза и недовольно посмотрела на сидящего напротив мужчину. Высокий, дочерна загорелый, светлые глаза довольно близко посажены, жесткая складка дерзкого рта. И подумала: держу пари, он немало путешествовал по свету и немало повидал...

Филиппу Ломбарду достаточно было одного взгляда, чтобы составить впечатление о девушке напротив: хорошенькая, но что-то в ней от учительши... Хладнокровная и наверняка умеет за себя постоять – и в любви, и в жизни. А ею, пожалуй, стоило бы заняться...

Он нахмурился. Нет-нет, сейчас не до этого. Дело есть дело. Сейчас надо сосредоточиться на работе.

Интересно, что за работа его ждет? Моррис напустил туману:

– Вам решать, капитан Ломбард: не хотите – не беритесь.

– Вы предлагаете сто гиней? – сказал небрежно Филипп, будто для него сто гиней – сущие пустяки.

Целых сто гиней, когда ему не на что сегодня пообедать. Впрочем, он вряд ли обманул Морриса, насчет денег его не обманешь – не такой он человек: про деньги он знает все.

– И больше вы ничего мне не можете сообщить? – продолжал он так же небрежно.

Мистер Айзек Моррис решительно помотал лысой головенкой:

– Нет, мистер Ломбард, тут я должен поставить точку. Моему клиенту известно, что вы незаменимый человек в опасных переделках. Мне поручили передать вам сто гиней. Взамен вы должны приехать в Стиклхевн, тот, что в Девоне. Ближайшая к нему станция – Оукбридж. Там вас встретят и доставят на машине в Стиклхевн, оттуда переправят на моторке на Негритянский остров. А тут уж вы перейдете в распоряжение моего клиента.

– Надолго? – только и спросил Ломбард.

– Самое большее – на неделю.

Пощипывая усики, капитан Ломбард сказал:

– Вы, надеюсь, понимаете, что за незаконные дела я не берусь?

Произнеся эту фразу, он подозрительно посмотрел на собеседника. Мистер Моррис, хотя его толстые губы тронула улыбка, ответил совершенно серьезно:

– Если вам предложат что-нибудь противозаконное, вы, разумеется, в полном праве отказаться.

И улыбнулся – вот нахал! Улыбнулся так, будто знал, что в прошлом Ломбард вовсе не был таким строгим ревнителем законности.

Ломбард и сам не сдержал усмешки. Конечно, раз или два он чуть было не попался! Но ему все сходило с рук! Он почти ни перед чем не останавливался. Вот именно, что почти ни перед чем. Пожалуй, на Негритянском острове ему не придется скучать...

Мисс Брент – она ехала в вагоне для некурящих – сидела прямо, будто палку проглотила: она не привыкла давать себе потачку. Ей было шестьдесят пять, и она не одобряла современной расхлябанности. Ее отец, старый служака полковник, придавал большое значение осанке. Современные молодые люди невероятно распущенны – стоит только посмотреть на их манеры, да и вообще по всему видно...