Какой народ жил по царским законам хаммурапи. Царь Хаммурапи и его законы. Когда правил Хаммупапи

Закон — это строгое, непререкаемое предписание, веление, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. На нашем сегодняшнем занятии мы рассмотрим самые древние законы, узнаем, как и за что судили людей в древности.

Предыстория

В III тыс. до н.э. в Двуречье (Месопотамии) возникают первые города-государства (см. урок ). В начале II тыс. до н.э. государства Двуречья вели друг с другом изнурительные войны. В результате этих войн наиболее сильным и могущественным царством становится Вавилон (от шумер. «врата бога»). Расцвет Вавилонского царства приходится на период правления царя Хаммурапи в XVIII в. до н.э.

События

1792-1750 гг. до н.э. - правление царя Хаммурапи. Был создан первый известный письменный свод законов. Они получили название законы Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи). Законы Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе. На эти законы жители Вавилонии должны были ориентироваться при решении любых споров.

  • принцип «око за око, зуб за зуб»;
  • неравенство перед законом. Рабы не обладали теми же правами, что свободные люди. За оскорбление свободного человека рабу отрезали ухо;
  • долговое рабство. Человек мог попасть в рабство за долги, но срок его службы Хаммурапи ограничил тремя годами. По истечении трёх лет должник снова обретал свободу. Текст законов .

Решая спор, жители Вавилона часто стремились узнать волю богов. Для этого подозреваемого в совершении преступления бросали в реку. Если человек тонул (бог реки забирал его к себе), то его считали виновным.

Участники

Город, куда мы отправимся, располагался в очень удобном месте, в самом центре Двуречья на левом берегу реки Евфрата, и назывался он Вавилон. Имея такое выгодное расположение, Вавилон был крупным торговым центром. По реке купцы доставляли товары из разных стран. Город был защищен стенами, длина которых составляла 12 км (рис. 1).

Рис. 1. Древний Вавилон ()

Перед нами ворота Иштар — центральные ворота в город. Вдалеке храм Мардука. Там было создано 7-е чудо света — висячие сады, они были построены для жены царя Навуходоносора в VI в. до н. э. Сады размещались на обширных террасах четырехъярусной башни. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой лестницами. Для поливки садов сотни рабов целый день качали воду из Евфрата, вращая громадное водоподъемное колесо. Их аромат, тень и прохлада в безлесной и плоской Вавилонии казались чудом (рис. 2).

Рис. 2. Висячие сады Семирамиды ()

Вавилон из небольшого городка превращается в ведущую державу Месопотамии. И самым могущественным царем вавилонского царства был Хаммурапи. Хаммурапи, шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792-1750 гг. до н. э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом (рис. 3). Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.

Рис. 3. Законы Хаммурапи ()

По законам царя Хаммурапи, судьи должны были разбирать споры между людьми. И жители Вавилона знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод и потоп, и заразные болезни. Ведь царские законы — это воля богов.

Порою судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.

В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве, — «око за око, зуб за зуб» (рис. 4).

Но не все в Вавилоне были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. Если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться, и чтобы все знали, что это строптивый раб. Рабов покупали и продавали, как домашнюю скотину и всякое иное имущество. А если по чьей-либо вине раб потерял жизнь, то виновный должен был заплатить цену раба или отдать своего раба.


Рис. 4. Из законов царя Хаммурапи

В Вавилоне было распространено долговое рабство. Богатые люди давали в долг беднякам зерно с тем условием, что через определенное время долг должен быть возвращен с излишком. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками. Порою приходил срок возврата долгов, а платить бедняку было нечем. Тогда приходилось должнику отдавать богачу своих детей или жену в счет уплаты долга. По законам Хаммурапи, «работать на хозяина они должны лишь три года, а потом их следует отпустить на свободу». Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Исторический факультет ().
  2. 100men.ru ().
  3. Древний мир ().

Домашнее задание

  1. Когда Вавилон становится самым могущественным городом Двуречья?
  2. Почему в законах Хаммурапи применялись жестокие меры наказания?
  3. Можно ли назвать законы Хаммурапи справедливыми?
  4. Распространялись ли законы Хаммурапи на рабов?
Всемирная история. Том 2. Бронзовый век Бадак Александр Николаевич

Царствование Хаммурапи

Царствование Хаммурапи

Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Исин. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) способствовала превращению Вавилона и столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущих планов.

Укреплению позиций Вавилонского царства в Месопотамии способствовал целый ряд событий. Государство Ларса в 1834 г. до н. э. стало легкой добычей эламитов. Исин к началу XVIII века до н. э. способствовало отделение Вавилона. Некоторые северные области, в том числе территории городов Мари и Эшнунны, попали во временную зависимость от Ассирии. Существует мнение, что Хаммурапи для того, чтобы более уверенно действовать на юге, на короткий срок признал свою независимость от царя Ассирии Шамшиадада I.

Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведением храмов и, скорее всего, активно готовился к военным действиям.

На седьмой год царствования при поддержке Римсина, достаточно сильного эламского правителя в Ларсе, с которым был заключен договор о взаимопомощи, Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Исин. Чтобы укрепить свое влияние на захваченных землях, дальновидный политик уже через два года построил канал, о значении которого говорит само название - «Хаммурапи-изобилие».

Еще одним дальновидным шагом Хаммурапи становится заключение союза с северо-западным соседом - государством Мари. Хаммурапи посодействовал тому, чтобы на троне этого государства утвердился представитель местной династии Зимрилим, а не наследник умершего ассирийского царя Шамшиадада I, к политике которого вавилонский правитель давно испытывал недоверие. В результате политическое и экономическое положение государства Мари значительно укрепилось. О расцвете Мари во времена правления Зимрилима свидетельствует интенсивная торговля со многими восточно-средиземноморскими государствами, в том числе с такими отдаленными островами, как Кипр и Крит, а также строительство великолепного дворца - подлинного шедевра архитектуры, слава о котором распространилась далеко за пределами царства.

Оба государства-союзника - Вавилон и Мари - теперь действовали согласованно. Зимрилим и Хаммурапи вели активную дипломатическую переписку, из которой следует, что правитель Мари предоставлял царю Вавилона свободу действий в средней Месопотамии. Кроме того, известно, что при дворе Хаммурапи находились постоянные представители Зимрилима.

Таким образом, подчинив себе южные области и имея сильнейшего союзника на севере, Вавилон уже к 15-16-му гг. правления Хаммурапи превращается в одно из самых влиятельных государств в Месопотамии.

В 30-й год своего правления Хаммурапи удалось не только остановить вторжения, но и нанести поражение царству Эшнунне и выступившим на его стороне войскам Элама. Спустя год после победы над северными врагами царь Вавилона разгромил Эмсина, в прошлом своего союзника, а теперь главного конкурента в борьбе за господство в Двуречье. Ларса была присоединена к владениям Хаммурапи, а Римсин вынужден был бежать, возможно, в Элам.

Как уже отмечалось, Зимрилим, правитель Мари, был хорошо осведомлен о деятельности своего союзника благодаря наличию налаженной дипломатической службы в соседнем государстве. Уже во время похода на Ларсу, почувствовав изменения в политике Вавилона, Зимрилим отказался от совместных с вавилонским царем боевых действий и отозвал свои войска. В результате победы над Эшнунной пришла очередь и царства Мари, на которое Хаммурапи совершил два опустошительных набега. Времена, когда цари Вавилона и Мари называли друг друга братьями, канули в лету. Несмотря на то, что Хаммурапи в 33-м году царствования захватил земли недавнего союзника, Зимрилим, правитель некогда богатого и сильного царства, неохотно расставался с мыслью о независимости своего государства. Через два года Хаммурапи предпринял еще один поход на Мари, разрушив даже стены столицы. В руины был превращен и великолепный царский дворец, символ былого могущества.

Так постепенно под власть Вавилона попадали все новые территории. Хаммурапи подчинил себе и территорию Ассирии с ее столицей Ашшуром. Скорее всего, сферой влияния Вавилона стали и эламские замки, о чем свидетельствуют документальные сообщения о военнопленных из Элама.

За более чем сорокалетний период правления талантливому и удачливому политику Хаммурапи удалось объединить под своей властью основную часть долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство, первое в полном смысле этого слова в Западной Азии - так называемое Старовавилонское царство. Вавилон прочно занимает положение нового центра Двуречья.

Таким образом, на рубеже XIX–XVIII вв. до н. э. во время ожесточенной борьбы в Двуречье государств и династий различного происхождения стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. С XIX по VI столетия до н. э. он являлся столицей Вавилонии. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тот факт, что всю Месопотамию (Двуречье) - область в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата - нередко определяли термином Вавилония.

Вавилон - это греческое наименование семитского города Бабилима, что обозначает «Врата Господни». Город располагался в Северной части Двуречья, там, где сближается Евфрат с Тигром, к юго-западу от современного Багдада. Он являлся столицей не только Древнего, то и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетием позже. В 538 г. до н. э. Вавилон был завоеван персами.

Благодаря археологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.

Созданное Хаммурапи могучее централизованное государство со столицей Вавилоном просуществовало не слишком долго. Уже при преемниках Хаммурапи обозначились тенденции к некоторому упадку, о чем свидетельствуют вторжения эламитов и завоевание Вавилонии касситами. Несмотря на это, Вавилонию времен царя Хаммурапи по праву причисляют к тем регионам, которые можно называть колыбелью цивилизации.

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Законы Хаммурапи Именно эта политика и нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи – первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма четко

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Держава Хаммурапи В 1-й половине XVIII в. до н. э. неожиданно произошла новая территориальная интеграция Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничто этого не предвещало – Вавилонское царство было

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Вавилония при наследниках Хаммурапи Держава Хаммурапи в установленных им границах просуществовала недолго. Уже при его преемнике Самсуилуне (1749–1712 гг. до н. э.) страну постигло тяжелое потрясение. В 1742 г. до н. э. на Месопотамию с северо-востока обрушились неведомые ей

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XLV Царствование Юстина Младшего.- Посольство от авар.- Их поселение на Дунае.- Завоевание Италии лангобардами.- Усыновление Тиберия и его царствование.- Царствование Маврикия.- Положение Италии под властью лангобардов и равеннских экзархов.- Бедственное

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Кодекс Хаммурапи Важнейшим источником для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилонского царства является знаменитый свод законов царя Хаммурапи, начертанный архаической клинописью на базальтовом столбе. Этот замечательный памятник древневавилонской

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Великий Хаммурапи Когда Хаммурапи (это имя означает «Бог Хамму» – западносемитский бог-целитель) вступил на престол Вавилона в 1792 г. до н. э., он унаследовал от своего отца, Син-мубаллита, крохотное царство, занимавшее 128 км в длину и 32 км в ширину, или чуть более 4000 кв. км.

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ИЗДАНИЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ ХаммурапиЗа право называться колыбелью цивилизации с Египтом может поспорить территория между реками Тигр и Евфрат - Междуречье (по-гречески - Месопотамия). Представлявший собой еще в эпоху палеолита сплошное болото регион постепенно

Из книги Древний Восток автора

Создание державы Хаммурапи Первая половина XVIII в. до н. э. неожиданно ознаменовалась новой территориальной интеграцией Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничего не предвещало такого взлета:

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Законы Хаммурапи Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как великий памятник мудрости на протяжении следующих полутора тысяч лет! Это было связано не только с новизной их содержания (некоторые законы сходной направленности,

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Законы Хаммурапи Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901–1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице Древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Хаммурапи (Ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.). Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.5. Великий законодатель Хаммурапи Один из первых текстовых источников, с которым знакомятся студенты-историки, - это знаменитый свод законов царя Хаммурапи. Звучное имя сразу запоминается, как и примерная дата появления первого известного письменного

Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина Витальевна

Хаммурапи (? – ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.).Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Хаммурапи правил в 1793 до н. э. - 1750 до н. э.Царь Вавилона, создатель свода законов - Кодекса Хаммурапи.Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон - это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Царь Хаммурапи и его законы Там, где Тигр и Евфрат ближе всего подходят друг к другу, тянется целое поле холмов. Они доходят до самого берега реки. Под холмами скрыта развалины самого большого города южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался «Врата

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Хаммурапи — правил в 1793 до н. э. — 1750 до н. э. Царь Вавилона, создатель свода законов — Кодекса Хаммурапи.
С чего все начиналось
В 1901-1902 гг. французская научная экспедиция вела раскопки в Сузах. Во время этих работ исследователи обнаружили загадочный черный барельеф, поверхность которого была покрыта клинописными символами. Возможно, этот столб появился в городе после 1160 года до н. э., когда эламы завоевали и подвергли разграблению многие территории, раньше принадлежавшие вавилонянам. Сейчас этот уникальный памятник древности находится на хранении в Лувре (Франция). На нем увековечены царь Вавилона Хаммурапи и его законы.
Что известно о Хаммурапи
Сегодня считают, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон — это последний всплеск умирающей шумерской цивилизации. Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считают, был великий Хаммурапи, правивший в 1792-1750 гг. до н. э. Именно он жесткой рукой смог объединить разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые дали возможность продлить предсмертную агонию шумерского царства.
Хаммурапи был шестой и самый знаменитый царь I династии. Он взошел на престол в довольно молодом возрасте после смерти своего отца Синмубаллита. Когда он был еще наследником престола, то принимал активное участие в государственных делах и выполнял важные административные обязанности. Размеры, месторасположение, военная сила государства, унаследованного Хаммурапи, делали его одним из сильнейших царей в Вавилонии.
Начало царствования Хаммурапи
Хаммурапи, как и много других царей Двуречья до него, начал свое царствование с традиционного мероприятия — установления «справедливости», то есть с отмены долгов и прощения недоимок. Первые пять лет Хаммурапи посвятил градостроительству и, возможно, подготовке военных действий против соперников.
Международная обстановка
Одно из важнейших направлений политической деятельности Хаммурапи, которое он также унаследовал от своих предков, было стремление добиться контроля над распределением вод Евфрата. Эта политика неизбежно вела к столкновению с царством Ларса, который находился в менее выгодном положении вниз по течению Евфрата. Первые попытки в этом направлении Хаммурапи предпринял в самом начале своего царствования.
Первые войны
На шестом году правления (ок. 1787 г. до н. э.) Хаммурапи решился нанести удар по Ларсе. Вавилонское войско находилось в одном переходе от столицы Рим-Сина. Но торжество молодого царя было преждевременное. На следующий год продолжилась война с Ларсой, однако военные действия проходили значительно ближе к Вавилону, чем к Ларсе. С этих пор между Хаммурапи и Рим-Сином надолго устанавливается мир.
Расширение границ
1764 год до н. э. — Хаммурапи возобновил войны с соседями и смог сокрушить их молниеносными ударами одного за другим. Прежде всего, он разбил соединенную армию Эшнуны (города, находящегося на севере от Тигра в долине Диялы), Малгиума (города на Тигре в устье Диялы) и Элама. Этой победой, по словам Хаммурапи, он «утвердил основание царства Шумера и Аккада». Действительно, обеспечив себе фланг со стороны гор, царь Вавилонии выступил против престарелого царя Ларсы Рим-Сина. Заняв Ниппур, вавилоняне в 1763 г. до н. э. подошли к стенам Ларсы.

Несколько месяцев спустя столица пала, Рим-Син был низложен, а вся его огромная страна была присоединена к Вавилонии. 1762 год до н. э. — Хаммурапи снова выступил против северян. 1761 год до н. э. — были захвачены Малгиум и царство Мари (государство выше Вавилона по Евфрату). 1757 год до н. э. — вавилоняне смогли взять ассирийские города на Тигре — Ашшур и Ниневию. 1756 год до н. э. — власть Хаммурапи признала Эшнуна. Так, возникло невиданное по своим размерам государство, охватывающее всю Нижнюю и значительную часть Верхней Месопотамии.
Законы Хаммурапи
Но в историю этот царь вошел не своими войнами и международной политикой. Имя Хаммурапи тесно связано с законодательством. Правление царя Хаммурапи было ознаменовано созданием сборников законов. Царь, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году царствования; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его правления.
Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Хотя никаких теоретических сочинений по праву из Месопотамии до наших дней не дошло (их, как и в других науках, как видно, не было), законы Хаммурапи представляют из себя плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм. Эта работа основывалась на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем весьма строго и последовательно.
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба есть изображение царя, стоящего перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Все 282 статьи Кодекса затрагивают и регулируют почти все сферы жизни той эпохи, и смерть как наказание имеется в небольшом количестве статей Кодекса.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором царь объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Потом идет перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением.
При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Процветала начальная форма вендетты: око за око. Все было просто и в то же время кроваво.
Вопреки сложившемуся мнению, что свод написан так, что в нем почти за все полагается наказание смерть, — это далеко не так. Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии тех времен. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.
Некоторые из исследователей отмечают, что из Кодекса Хаммурапи по сути вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виноватого выше, чем у пострадавшего, наказание в значительной степени мягче.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Кодекс закрепляет право частной собственности. Собственность на землю имели: царь, храмы, общины, частные лица. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царская храмовая собственность могла быть передана некоторым категориям лиц (воинам, жрецам, др.) или быть передана в аренду земледельцам, которые находились в той или иной зависимости от царско-храмового хозяйства. Общинная земля — в коллективном или частносемейном владении. Крестьянин-общинник обладал значительными правами: мог менять, продавать.
Во времена царствования Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. Этому в немалой степени поспособствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-то ограничениях со стороны общины в источниках не упоминается.
Что предусматривали законы
Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину надлежит отдать раба за раба); корабельщик, потопивший судно вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего. Раб был вещью. Хозяин мог свободно распоряжаться им — продавать, дарить, передавать по наследству. Кражу раба карали смертной казнью.
Брак считался действительным лишь при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения были построены на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Но замужняя женщина не была бесправной: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа.

Весьма сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так, отец не мог лишить наследства сына, не совершившего преступление. Законы Хаммурапи признавали усыновление детей. Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.
Среди преступлений, которые подрывают устои семьи, законы называют прелюбодеяние (при этом только со стороны жены), кровосмешение (к примеру, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие власть отца (сын, который ударил своего отца, лишался руки).
В общем, законы Хаммурапи регулировали все основные аспекты жизни и хозяйствования граждан. Большинство законов из свода, принятого Хаммурапи понятны и выглядят довольно справедливо в наше время (за исключением, пожалуй, смертной казни почти по любому поводу).
Закон - залог государственности
Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начинали с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить своего решения. Если он это делал, то платил штраф в 12-ти кратном размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.
Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов, хотя в предисловии к статьям законов имеются многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. Причем особенно отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем — это его смирение перед богами и покорность их воле. Кроме этого, значительную часть составляют проклятия в отношении того, кто не примет законы, и перечислены кары, которые боги нашлют на ослушавшегося. Несмотря на это, в основе законодательной базы Хаммурапи лежат человеческие, точней гражданские, отношения (а не отношения между человеком и богами).
Значение законов
Реформаторская и законодательная деятельность Хаммурапи, грандиозная по своим масштабам и целенаправленности, произвела большое впечатление на современников и надолго осталась в памяти потомков. Но эти меры, часто новаторские по форме и способу проведения, по сути были направлены не на обновление общества, а на поддержание традиционных общественных институтов, таких, как натуральное хозяйство, общинная собственность на землю, и не затрагивали экономическую основу общества.
Законы Хаммурапи — крупнейший и важнейший памятник права древней Месопотамии. Эти законы несовершенные с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают различных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика имеется. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью.
И тем не менее свод законов Хаммурапи является памятником древнейшего права. Его ценность и несомненная важность заключается в том, что царь, правитель государства, поставил своей целью и осуществил создание «документа», которым регулировалась жизнь граждан его страны. И этот «документ» был не разовым указом или постановлением — а единым сводом для всех областей права и для всех социальных категорий. По своей продуманности, логичности и последовательности Кодекс Хаммурапи в течении многих столетий не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока.
А. Мудрова

Крушение в конце XXI в. до Р. Х. шумерской социалистической империи III династии Ура сопровождалось широкими вторжениями в Месопотамию с севера и запада семитских племён сутиев-амореев. Ур утратил прежнюю гегемонию в Двуречье. На время она перешла к городу Иссину, чьи цари пытались продолжать старые шумерские религиозные и государственные традиции. Но на рубеже XIX-XVIII вв. до Р. Х. первенство на юге Месопотамии у Иссина отнял семитский центр Ларса, а в других частях страны стали возвышаться иные государства. На севере Двуречья создал обширную державу Субарту (предшественницу Ассирии ) вождь сутийского племени ханейцев Шамшиадад (ок. 1824-1777 гг.), устроивший себе столицу в Шубат-Эллиле. В центральных областях начал постепенно выдвигаться незначительный доселе город Вавилон , занятый сутийским объединением амнану – частью племенного союза биниямина, большая часть которого через несколько веков составила еврейское «колено Вениамин». Около 1895 до Р. Х. старейшина амнану Сумуабум основал в Вавилоне независимую династию. Она правила там до 1595 г.

Хаммурапи перед богом Солнца Шамашем. Верхняя часть стелы с Законами

К этой династии и принадлежал Хаммурапи (1792-1750 гг.), который большую часть правления провёл на положении средней силы царька, подчинявшегося верховной власти Шамшиадада, и обращал главные заботы к тому, чтобы заботливой администрацией и хорошими законами укреплять Вавилонское государство изнутри, добившись в конце концов высокого подъёма его сил. После смерти Шамшиадада (ок. 1777) держава Субарту распалась. В город Мари вернулся некогда низложенный Шамшиададом князь Зимрилим, а Южную и Среднюю Месопотамию к 1770 г. подчинило себе иранское государство Элам , чей царь Кутир-Лагамар совершил даже упоминаемый в Ветхом Завете поход к палестинскому Иордану. Эламу подчинился и Хаммурапи, которому тоже пришлось участвовать в «иорданском походе» (Ветхий Завет именует его Амрафелом).

Однако в 1764 г. Хаммурапи и Зимрилим низвергли господство эламитов. Вслед за этим Хаммурапи путём непрерывной десятилетней войны завоевал города Ларсу, Ашшур, Эшнунну и область Сузиану (большую часть Элама). Так он образовал большую, централизованную империю, в которой часть, поклонявшаяся шумеро-аккадским богам , была строго отделена от «варваров». Хотя держава Хаммурапи продержалась всего около 20 лет, результаты его деятельности оказались необычайно долговечными. Вавилон с тех пор более 1000 лет оставался столицей Центрального и Южного Двуречья, которое более не распадалось на отдельные номовые государства, за исключением нескольких кратких отделений крайнего юга. Если в шумерские времена переход гегемонии от одного города к другому считался естественным следствием «произвола богов», то Хаммурапи провозгласил Вавилон неизменным «средоточием вечной царственности».

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

При этом Хаммурапи никогда не претендовал на обожествление. Главная цель царя, по его мнению, состояла в том, чтобы «ублажать плоть народа», поддерживать справедливость, «не позволять сильному притеснять слабого». Хаммурапи гордился не столько завоеваниями, сколько тем, что был «для подданных, как родной отец». Он вникал во множество дел, лично принимал от сограждан жалобы, проявлял искреннее отвращение к беззакониям и насилию. Имя Хаммурапи в истории навсегда прославил опубликованный при нём знаменитый свод законов. (См. краткую и характеристику этого свода на нашем сайте.)

Держава Хаммурапи являлась централизованной, бюрократической империей. Местное (в том числе и общинное) самоуправление в ней было сужено. Весьма усилилось государственное вмешательство в экономику. Даже купцы-тамкары при Хаммурапи стали в первую очередь правительственными торговыми агентами, с помощью которых велась внешняя торговля и регулировались цены на внутреннем рынке. Крупные частные торговые сделки (в том числе с землёй) были запрещены. Государственный кредит с твёрдой процентной ставкой почти совсем вытеснил частных ростовщиков. С целью поддержания «социальной справедливости» неимущим предоставлялись деньги и земельные наделы – в обмен на разные обязательства в государственную пользу.

Правовая система Древнего мира - достаточно сложная и многогранная тема. С одной стороны, казнить тогда могли «без суда и следствия», а вот с другой - немало законов, существовавших в ту пору, были не в пример справедливее тех, которые действовали и действуют на территориях многих современных государств. Царь Хаммурапи, правивший в Вавилоне в незапамятные времена, - хороший пример этой многогранности. Точнее, не он сам, а те законы, которые были приняты во времена его правления.

Когда они были найдены?

В 1901-1902 годах французская научная экспедиция проводила раскопки в Сузах. В ходе этих работ учеными был найден загадочный черный барельеф, поверхность которого покрывали клинописные символы. Вероятно, столб этот появился в городе после 1160 г. до н. э., когда эламы (народ, населявший Сузы) завоевали и разграбили многие территории, ранее принадлежавшие вавилонянам. Ныне этот бесценный памятник древности хранится во французском Лувре. На нем увековечены вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Краткая предыстория

Вавилон - одно из наиболее древних государств в истории нашего мира. Когда-то на его территории действовали законы, принятые еще древними шумерами, но в какой-то период стало очевидно, что они уже сильно устарели и не отражают существующих реалий. И неудивительно, так как это законодательство было принято еще во времена третьей династии Ура!

Сумулаилу, который был вторым царем первой династии Вавилона, начал вносить изменения в правовые нормы своего государства. Царь Хаммурапи продолжил дело своего предшественника. Править ему пришлось с 1792 по 1750 гг. до н. э.

В каких условиях новый правитель принимал новый

Как и многие правители его времени, он пытался закрепить тот общественный строй, который уже существовал в стране. Точнее, власть средних и крупных рабовладельцев. Очевидно, что новый царь придавал своему законотворчеству огромное значение, так как приступил к этой работе в первые же дни своего правления. К сожалению, мы не знаем точно, что же писал царь Хаммурапи в самом начале: все своды изданных им законов относятся к позднейшему периоду его правления. Все ранние версии были утеряны.

Право, дарованное богами

Законы были высечены на огромном столбе из черного базальта. На самой верхней его части изображен профиль царя, стоявшего пред богом Солнца Шамашем, который в верованиях вавилонян являлся покровителем суда. Под этим барельефом высечен текст самих законов. Весь текст разбит на три логические части.

Сам царь Хаммурапи считал, что его законы справедливы и сильны, что престол ему был дан богами для справедливого правления, дабы при нем и при его потомках сильные не смели притеснять более слабых. К слову говоря, эти условия государь действительно старался исполнять в полной мере.

После этого следует достаточно подробный перечень тех благодеяний, которыми царь удостоил города своей страны. Кстати, кого защищали законы царя Хаммурапи? Ответ на этот вопрос может быть дан только после изучения свода этих правил и норм. В этой статье описаны все наиболее важные аспекты.

Упомянутые города

Среди городов особенно выделена Ларса, а также Мари, Ашшур, Ниневия. Таким образом, историки полностью уверены в том, что сам столб был воздвигнут уже после блестящей победы над Римсином. В этот период влиянию Вавилона как раз таки и были подчинены многие из тех городов, упоминания о которых можно отыскать в тексте свода законов. Скорее всего, «миниатюрные» копии этого документа были изготовлены для всех более-менее крупных городов царства, но об этом мы уже никогда не узнаем.

Дело в том, что история царя Хаммурапи рассказывает о наиболее богатых и спокойных для его страны годах, когда внешние враги были намного слабее. Впоследствии, когда началась эпоха упадка, они смогли захватить и разграбить Вавилон. Нет ничего удивительного в том, что завоеватели не слишком-то церемонились со старыми памятниками, оставшимися от прошлого правителя.

Отсутствующая часть

После введения на камне высечены многочисленные законы, а заканчивается "документ" довольно обширным и подробным заключением. Вообще, сам памятник сохранился очень даже неплохо, но на лицевой стороне имеются участки, текст на которых уничтожен. Скорее всего, это было сделано по повелению царя эламов, который, завоевав территорию нынешнего Вавилона, перевез свод законов в свои Сузы. Какие же законы описывал царь Хаммурапи на месте уничтоженных статей?

Археологи и инженеры, проведя многоступенчатые исследования, выяснили, что всего было соскоблено 35 статей (при общем количестве 282). Впрочем, не стоит тревожиться: на сегодняшний день мы владеем информацией из множества древних библиотек, так что более-менее точно можем установить, о чем же говорилось в стертых законах.

Краткий перечень законов

Итак, в первых пяти статьях царь устанавливает общие правила всего вавилонского судопроизводства. В документах с номерами с 6 по 25 рассматриваются следующие моменты:

  • Статьи 6-13 указывают читающему, как можно определить вора, и как должна наказываться кража. Законы эти достаточно суровы: каждая покупка требовала наличия свидетелей. Если таковых не было, то покупатель мог быть признан вором и казнен.
  • В документах с 14 по 20 рассматриваются случаи кражи детей и укрывательства беглых рабов. Законы предусматривают как наказание за эти проступки, так и награду за самостоятельную выдачу или поимку сбежавшего от хозяина невольника.
  • Статьи 21-25 снова подробно акцентируют внимание на различных типах грабежа и прочих вариантах самовольного присвоения чужого имущества.

Вопросы землевладения

В другой части своего свода законов вавилонский царь Хаммурапи чрезвычайно подробно разбирает многие вопросы землепользования. Вот о чем там говорится:


Регуляция социальной сферы

Все остальные законы можно назвать более «социальными», так как вопросы землепользования в них практически не рассматриваются, зато затронуты проблемы социума, причем из текста законов мы можем немало узнать о нравах того времени. Итак, вот они:

  • Статьи 100-107 рассказывают о правах и обязанностях купцов (тамкаров), а также упоминают таковые для их помощников.
  • В документах под номерами 108-111 строго регламентируется деятельность корчем (трактиров), которые одновременно являлись публичными домами.
  • Сразу 14 статей (№№ 112-126) отведены для рассмотрения долгового права, в том числе обсуждаются условия содержания семьи должника и хранение принадлежащего ему имущества, которое было взято в залог.
  • Не стоит считать, что власть царя Хаммурапи распространялась исключительно на деловые аспекты деятельности социума. Так, в законах под номерами от 127 до 195 очень подробно описывается семейное право.
  • В статьях 196-225 правитель устанавливает размер штрафов и описывает иные виды наказаний, которые должны были применяться по отношению к лицам, самовольно нанесшим побои другому человеку.
  • В документах 226 и 227 описываются запреты на умышленное уничтожение клейма на рабах.
  • Архитекторы, судостроители и инженеры удостоились отдельных законов под номерами с 228 по 235.
  • Остальные законы частично рассматривают вопросы найма, попутно касаясь также рабов. Для правового регулирования труда наемных рабочих использованы статьи с 236 по 277. Так, на страницах свода законов указаны конкретные размеры минимальной оплаты труда при приеме на работу мастеровых людей. В статьях с 278 по 282 обсуждаются непосредственно аспекты рабовладения. В них говорится о том, что раба нельзя просто так убить, что смерть чужого невольника должен компенсировать тот человек, по вине которого это случилось.

Некоторые выводы

Итак, кого защищали законы царя Хаммурапи? Если посмотреть на краткий их перечень, то картина вырисовывается вполне нормальная: наблюдается много мер и правил, которые защищают не только частную собственность, но также жизнь и здоровье человека; законодательно установлены нормы деятельности для ростовщиков, преступать которые те не имели права под страхом если уж не смертной казни, то больших штрафов точно.

Для Древнего мира действительно уникальной была ситуация, когда взять девушку в жены можно было только после получения ее согласия, а также закрепления «брачного договора» в присутствии свидетелей, в письменной форме. В ином случае брак признавался незаконным. Кроме того, законы предусматривали обязанность человека, взявшего в жены вдову с детьми, этих детей воспитывать, кормить, одевать и обувать. Еще раз повторимся, что столь качественно и полно прописанные нормативы далеко не везде существовали и в Средние века, не говоря уже о более древних временах.

Значение законов

Царь Хаммурапи считал, что его законы принесут мир и процветание государству, и был прав. Например, строго запрещалась необоснованная клевета и доносы: если человек говорил, что кто-то виновен в преступлении, то обязан был доказать это фактами. В противном случае его могли казнить. Нельзя было завладеть чужим имуществом, просто так убить раба, испортить вещь, принадлежащую другому человеку. Многие из положений законов того времена так или иначе вошли в состав Римского права, на котором базируется правовая норма практически всех западных государств и нашей страны.

Так что правитель этот поистине увековечил свое имя в веках, так как был едва ли не первым законодателем, который действительно заботился о благосостоянии всего своего народа, о справедливости и ответственности для каждого из членов общества, будь то свободный человек или раб. Словом, история вавилонского царя Хаммурапи доказывает, что даже в Древнем мире были государства, в которых на самом деле соблюдались права человека, и где закон не был пустым звуком.

Закон - залог государственности

Кроме того, законодательные нормы этого правителя защищали не только крупных рабовладельцев и землевладельцев, но и простых граждан. Их не могли ограбить, убить, их вещи нельзя было испортить, а жен забрать себе. Люди чувствовали себя защищенными, а потому авторитет царя был очень высок. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы доказали, что регуляцией правовых аспектов можно упрочить государственный фундамент и сделать его действительно незыблемым.

Вывод

Неудивительно, что Вавилон в пору своего расцвета был богатым и могущественным государством. Враги смогли одолеть его только путем интриг и заключения множественных военных союзов. Хаммурапи действительно многое сделал для своей страны, способствовал её процветанию и постоянному развитию. На его пример и в дальнейшем ориентировались многие передовые правители, ратующие за усиление своей державы. Этот царь впервые доказал, что государственность может базироваться не только на насилии, но и на жестком соблюдении законов, которые были едины для всех.